МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Комитет образования науки и молодёжной политики Волгоградской области Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение "Лапшинская средняя школа" Котовского муниципального района • 70— ь , .у УТВЕРЖДЕНО 4 Директор МКС) У Лапшинская СШ мкл у % \р ^ |П риходченко С.В. f 1Д 4 Лапш1,Нри1каз №/Тл" JJ1" 0 $ . ИЧ ДЖдД сш /£ £ ? § ■ АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета "Изобразительное искусство" для обучающихся 5 класса на 2024 - 2025 учебный год ст. Лапшинская 2024 Рабочая программа по изобразительному искусству для учащихся, занимающихся по адаптированной общеобразовательной программе 1.Пояснительная записка Рабочая программа составлена на основе программы специальной (коррекционной) школы V III вида под редакцией доктора педагогических наук В.В.Воронковой, выбранной с учетом особенностей учащихся (для обучающихся с легкой умственной отсталостью).- М.: «Просвещение», автор: И.А.Грошенков. Программа по ИЗО в 5 классе по адаптированной программе составляет 68 чаов, 2 часа в неделю. Промежуточная аттестация предусмотрена согласно общешкольному графику, продолжительность 1 учебный час в форме рисунка. Основная цель изучения предмета заключается во всестороннем развитии личности обучающегося с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в процессе приобщения его к художественной культуре и обучения умению видеть прекрасное в жизни и искусстве; формировании элементарных знаний об изобразительном искусстве, общих и специальных умений и навыков изобразительной деятельности (в рисовании, лепке, аппликации), развитии зрительного восприятия формы, величины, конструкции, цвета предмета, его положения в пространстве, а также адекватного отображения его в рисунке, аппликации, лепке; развитие умения пользоваться полученными практическими навыками в повседневной жизни. Основные задачи изучения предмета Воспитание интереса к изобразительному искусству. Раскрытие значения изобразительного искусства в жизни человека. Воспитание в детях эстетического чувства и понимания красоты окружающегося мира, художественного вкуса Формирование элементарных знаний о видах и жанрах изобразительного искусства. Расширение художественно-эстетического кругозора. Развитие эмоционального восприятия произведений искусства, умения анализировать их содержание и формировать своего мнения о них. Формирование знаний элементарных основ реалистического рисунка. Обучение изобразительным техникам и приемам с использованием различных материалов, инструментов и приспособлений, в том числе экспериментирование и работа в нетрадиционных техниках. Обучение разным видам изобразительной деятельности (рисованию, аппликации, лепке). Обучение правилам и законом композиции, цветоведения, построения орнамента и др., применяемым в разных видах изобразительной деятельности. Формирование умения создавать простейшие художественные образы с натуры и по образцу, по памяти, представлению и воображению. Развитие умения выполнять тематические и декоративные композиции. Воспитание у учащихся умения согласовано и продуктивно работать в группах, выполняя определенный этап работы для получения результата общей изобразительной «коллективная аппликация). деятельности («коллективное рисование», Программой предусматривается следующие виды работы: Рисование с натуры и по образцу (готовому изображению); рисование по памяти, представлению и воображению; рисование на свободную и заданную тему; декоративное рисование. Лепка объемного и плоскостного изображения (барельеф на картоне) с натуры или по образцу, по памяти, воображению; лепка на тему; лепка декоративной композиции; Выполнение плоскостной и полуобъемной аппликации (без фиксации деталей на изобразительной поверхности («подвижная аппликация») и с фиксацией деталей на изобразительной плоскости с помощью пластилина и клея) с натуры, по образцу, представлению, воображению; выполнение предметной, сюжетной и декоративной аппликации; Проведение беседы о содержании рассматриваемых репродукций с картины художников, книжной иллюстрации, картинки, произведения народного и декоративно-прикладного искусства. 2. Общая характеристика учебного предмета Содержание программы отражено в разделах: «Обучение композиционной деятельности», «Развитие умений воспринимать и изображать форму предметов, пропорции, конструкцию»; «Развитие восприятия цвета предметов и формирование умения передавать его в живописи», «Обучение восприятию произведений искусства». В ведение Человек и изобразительное искусство; урок изобразительного искусства; правила поведения и работы наурока изобразительного искусства; правила организации рабочего места; материалы и инструменты, используемые в процессе изобразительной деятельности; правила их хранения. 1.Обучение композиционной деятельности Понятие «композиция». Элементарные приемы композиции на плоскости и в пространстве. Понятия: горизонталь, вертикаль, диагональ в построении композиции. Определение связи изображения и изобразительной поверхности. Композиционной центр (зрительный центр композиции). Соотношение изображаемого предмета с параметрами листа (расположение листа вертикально или горизонтально). У становление на изобразительной поверхности пространственных отношений (при использовании способов передачи глубины пространства). Понятия: линия горизонта, ближе - больше, дальше - меньше, загораживания. Установление смысловых связей между изображаемыми предметами. Главное и второстепенное в композиции. Применение выразительных средств композиции: величинный контраст (низкое и высокое, большое и маленькое, тонкое и толстое), светлотный контраст (темное и светлое). Достижение равновесия композиции с помощью симметрии и т.д . Применение приемов и правил композиции в рисовании с натуры, тематическом и декоративном рисовании. 2. Развитие умений воспринимать и изображать форму предметов, пропорции, конструкцию Формирование понятий: предмет, форма, фигура, силуэт, деталь, часть, элемент, объем, пропорции, конструкция, узор, орнамент, скульптура, барельеф, симметрия, аппликация и т.п. Разнообразие форм предметного мира. Сходство и контраст форм. Геометрические фигуры. Природные формы. Трансформация форм. Передача разнообразных предметов на плоскости и в пространстве и т.п. Обследование предметов, выделение их признаков и свойств, необходимых предметов на плоскости и в пространстве и т.п. Обследование предметов, выделение их признаков и свойств. Необходимых для передачи в рисунке, аппликации, лепке предмета. Соотнесение формы предметов с геометрическими фигурами (метод обобщения). Передача пропорций предметов. Строение тел человека, животных и т.д. Передача движения различных одушевленных и неодушевленных предметов. Приемы и способы передачи формы предметов: лепка предметов из отдельных деталей и целого куска пластилина; составление целого изображения из деталей, вырезанных из бумаги; вырезание или обрывание силуэта предмета из бумаги по контурной линии; рисование по опорным точкам, дорисовывание, обведение шаблонов, рисование по клеткам, самостоятельное рисование формы объекта и т.п. Сходство и различия орнамента и узора. Виды орнаментов по форме: в полосе, замкнутый, сетчатый; по содержанию: геометрический, растительный, зооморфный, геральдический и т.д. принципы построения орнамента в полосе, квадрате, круге, треугольнике (повторение одного элемента на протяжении всего орнамента; чередование элементов по форме, цвету; расположение элементов по краю, углам, в центре и т.п.) Практическое применение приемов и способов передачи графических образов в лепке, аппликации, рисунке. 3. Развитие восприятия цвета предметов и формирование умения передавать его в живописи Понятия: цвет, спектр, краски, акварель, гуашь, живопись и т.д. Цвета солнечного спектра (основные, составные, дополнительные). Теплые и холодные цвета. Смешение цветов. Практическое овладение основами цветоведения. Различение и обозначение словом некоторых ясно различимых оттенков цветов. Работа с кистью и красками, получение новых цветов и оттенков путем смешения на палитре основных цветов, отражение насыщенности цвета (светло-зеленый, темно-зеленый и т.д.) Эмоциональное восприятие цвета. Передача с помощью цвета характера персонажа, его эмоционального состояния (радость, грусть). Роль белых и черных красок в эмоциональном звучании и выразительности образа. Подбор цветовых сочетаний при создании сказочных образов: добрые, злые образы. Приемы работы акварельными красками: кистевое письмо - примакивание кистью; рисование сухой кистью; рисование по мокрому листу (алла прима), послойная живопись (лессировка) и т.д. Практическое применение цвета для передачи графических образов в рисовании с натуры или по образу, тематическом и декоративном рисовании, аппликации. 4.Обучение восприятию произведений искусства Примерные темы бесед: «Изобразительное искусство в повседневной жизни человека. Работа художников, скульпторов, мастеров народных промыслов, дизайнеров». «Виды изобразительного искусства». Рисунок, живопись, скульптура, декоративно прикладное искусство, архитектура, дизайн. «Как и о чем создаются картины». Пейзаж, портрет, натюрморт, сюжетная картина. Какие материалы используют художник (краски, карандаши и т.д.). Красота и разнообразие природы, человека, зданий, предметов, выраженные средствами живописи и графики. Художники создали произведения живописи и графики: И. Билибин, В. Васнецов, Ю. Васнецов, В. Канашевич, А. Куинджи, А. Саврасов, И. Остроухова, А. Пластов, В. Поленов, И. Левитан, К. Юон, М. Сарьян, П. Сезанн, И. Шишкин и т.д. «Как и о чем создаются скульптуры». Скульптурные изображения (статуя, бюст, статуэтка, группа из нескольких фигур). Какие материалы использует скульптор (мрамор, гранит, глина, пластилин и т.д.). Объем - основа языка скульптуры. Красота человека, животных, выраженная средствами скульптуры. Скульпторы создали произведения: В. Ватагин, А. Опекушина, В. Мухина и т .д . «Как и для чего создаются произведения декоративно-прикладного искусства». Истоки этого искусства и его роль в жизни человека (украшение жилища, предметов быта, орудий труда, костюмов). Какие материалы используют художникидекораторы? Разнообразие форм в природе как основа декоративных форм в прикладном искусстве (цветы, раскраска бабочек, переплетение ветвей деревьев, морозные узоры на стеклах). Сказочные образы в народной культуре и декоративно-прикладном искусстве. Произведения мастеров расписных промыслов (хохломская, городецкая, гжельская, жостовская роспись и т.д.). Программой предусматриваются следующие виды работы: -рисование с натуры и по образцу (готовому изображению); рисование по памяти, представлению и воображению; рисование на свободную и заданную тему; декоративное рисование; -лепка объемного и плоскостного изображения (барельеф на картоне) с натуры или по образцу, по памяти, воображению; лепка на тему; лепка декоративной композиции; -выполнение плоскостной и полуобъемной аппликаций (без фиксации деталей на изобразительной поверхности («подвижная аппликация») и с фиксацией деталей на изобразительной плоскости с помощью пластилина и клея) с натуры, по образцу, представлению, воображению; выполнение предметной, сюжетной и декоративной аппликации; - проведение беседы о содержании рассматриваемых репродукций картин художников, книжных иллюстраций, картинок, произведений народного и декоративно-прикладного искусства. II.М есто учебного предмета в учебном плане В 5 классе программа по изобразительному искусству рассчитана на 68 часов, 2 час в неделю. Виды и формы организации учебного процесса Формы работы: урок, фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в парах и группах, коллективная работа. М етоды обучения: словесные, наглядные, практические. Ф орма итоговой, промежуточной аттестации - творческий рисунок. Технологии обучения: игровые, здоровьесберегающие; информационно-коммуникативные; проблемно-поисковые; личностно-ориентировочные; технологии разноуровнего и дифференцированного обучения, ИКТ. Основными видами деятельностиобучающихся по предмету являются: различение наиболее распространенных цветов (черный, белый, красный, синий, зеленый, желтый); конструирование простых, хорошо знакомых детям предметов (домик, столик, лесенка и т.д.); развитие и координация движений кисти пальцев и рук (лепка, складывание, резание и т.д.); рисование мелом на доске и карандашом в альбомах прямых линий в различных направлении; Предметны е результаты связаны с овладением обучающимися содержанием каждой предметной области и характеризуют достижения обучающихся в усвоении знаний и умений, способность их применять в практической деятельности. Программа определяет два уровня овладения предметными результатами: минимальный и достаточный. Минимальный уровень является обязательным для большинства обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Вместе с тем отсутствие достижения этого уровня отдельными обучающимися по отдельным предметам не является препятствием к получению ими образования по этому варианту программы. Минимальный и достаточный уровни усвоения предметных результатов по учебному предмету «Изобразительное искусство» на конец I этапа обучения (1-V класс): Минимальный уровень: знание названий художественных материалов, инструментов и приспособлений; их свойств, назначения, правил хранения, обращения и санитарно-гигиенических требований при работе с ними; знание элементарных правил композиции, цветоведения, передачи формы предмета ит.д.; знание некоторых выразительных средств изобразительного искусства: изобразительная поверхность, точка, линия, штриховка, пятно, цвет; пользование материалами для рисования, аппликации, лепки; знание названий некоторых народных и национальных промыслов, изготавливающих игрушки: Дымково, Гжель, Городец, Каргополь и др.; организация рабочего места в зависимости от характера выполняемой работы; следование при выполнении работы инструкциям учителя; рациональная организация своей изобразительной деятельности; планирование работы; осуществление текущего и заключительного контроля выполняемых практических действий и корректировка хода практической работы; владение некоторыми приемами лепки (раскатывание, сплющивание, отщипывание) и аппликации (вырезание и наклеивание); рисование по образцу, с натуры, по памяти, по представлению, по воображению предметов несложной формы и конструкции; передача в рисунке содержания несложных произведений в соответствии с темой; применение приемов работы с карандашом, гуашью, акварельными красками с целью передачи фактуры предмета; ориентировка в пространстве листа, размещения одного или группы предметов в соответствии с параметрами изобразительной поверхности; адекватная передача цвета изображаемого объекта, определение насыщенности цвета изображаемого объекта, определение насыщенности цвета, получение смешанных цветов и некоторых оттенков цвета; узнавание и различение в книжных иллюстрациях и репродукциях изображенных предметов и действий. Достаточный уровень: знание названий жанров изобразительного искусства (портрет, натюрморт, пейзаж идр.); знание название некоторых народных и национальных промыслов (Дымково, Гжель, Городец, Хохлома и др.); знание основных особенностей некоторых материалов, используемых в рисовании, лепке и аппликации; знание выразительных средств изобразительного искусства: изобразительная поверхность, точка, линия, штриховка, контур, пятно, цвет, объем и др.; знание правил цветоведения, светотени, перспективы, построения орнамента, стилизации формы предмета и т.д.; знание видов аппликации (предметная, сюжетная, декоративная); знание способов лепки (конструктивный, пластический, комбинированный); нахождение необходимой для выполнения работы информации в материалах учебника, рабочей тетради; следование при выполнении работы синструкциям учителя или инструкциям, представленным в других информационных источниках; оценка результатов собственной изобразительной деятельности и деятельности одноклассников (красиво, некрасиво, аккуратно, похоже на образец); использование разнообразных технологических способов выполнения аппликации; применение разнообразных способов лепки; рисование с натуры и по памяти после предварительных наблюдений, передача всех признаков и свойств изображаемого объекта; рисование по воображению; различение и передача в рисунке эмоционального состояния и своего отношения к природе, человеку, семье и обществу; различение произведений живописи, графики, скульптуры, архитектуры и декоративно-прикладного искусства: пейзаж, портрет, натюрморт, сюжетное изображение. Предметные результаты обучающихся с умственной отсталостью не являются основным критерием при принятии решения о переводе обучающегося в следующий класс, но рассматриваются как одна из составляющих при оценке итоговых достижений. Система оценивания по изобразительному искусству Знания и умения, обучающихся по изобразительному искусству оцениваются: Оценка ”5” -обучающийся полностью справляется с поставленной целью урока; -правильно излагает изученный материал и умеет применить полученные знания на практике; -верно решает композицию рисунка, т.е. гармонично согласовывает между собой все компоненты изображения; -умеет подметить и передать в изображении наиболее характерное. Оценка ”4” -Обучающийся полностью овладел программным материалом, но при изложении его допускает неточности второстепенного характера; -Гармонично согласовывает между собой все компоненты изображения; -Умеет подметить, но не совсем точно передаёт в изображении наиболее характерное. Оценка ”3” -Обучающийся слабо справляется с поставленной целью урока; -допускает неточность в изложении изученного материала. III.Планируемые результаты освоения учебного предмета по изобразительного искусства в 5 классах Освоение обучающимися с умственной отсталости, которая создана на основе ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью, предполагает достижение ими двух видов результатов: личностных и предметных. В структуре планируемых результатов ведущее место принадлежит личностнымрезультатам, поскольку именно они обеспечивают овладение комплексом социальных (жизненных) компетенций, необходимых для достижения основной цели современного образования - введения обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в культуру, овладение ими социокультурным опытом. Личностные результаты освоения образования включают индивидуальноличностные качества и социальные (жизненные) компетенции, необходимые для решения практико-ориентированных задач и обеспечивающие формирование и развитие социальных отношений обучающихся в различных средах. Личностные результаты освоения программы включают индивидуально-личностные качества и социальные (жизненные) компетенции обучающегося, социально значимые ценностные установки. К личностным результатам обучающихся, освоивших программу «Изобразительное искусство», относятся: положительное отношение и интерес к процессу изобразительной деятельности и ее результату; приобщение к культуре общества, понимание значения и ценности предметов искусства; воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств; отношение к собственной изобразительной деятельности как к одному из возможных путей передачи представлений о мире и человеке в нем, выражения настроения, переживаний, эмоций; умение наблюдать красоту окружающей действительности, адекватно реагировать на воспринимаемое, проявлять возникающую эмоциональную реакцию (красиво/некрасиво); представление о собственных возможностях, осознание своих достижений в области изобразительной деятельности, способность к оценке результата собственной деятельности; стремление к организованности и аккуратности в процессе деятельности с разными материалами и инструментами, проявлению дисциплины и выполнению правил личной гигиены и безопасного труда; умение выражать своё отношение к результатам собственной и чужой творческой деятельности (нравится/ не нравится; что получилось/что не получилось); принятие факта существование различных мнений; проявление доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости и взаимопомощи, проявление сопереживания удачам/неудачам одноклассников; стремление к использованию приобретенных знаний и умений в предметнопрактической деятельности, к проявлению творчества в самостоятельной изобразительной деятельности; стремление к дальнейшему развитию собственных изобразительных навыков и накоплению общекультурного опыта; • стремление к сотрудничеству со сверстниками на основе коллективной творческой деятельности, владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия для решения практических и творческих задач. У.Содержание учебного предмета по изобразительного искусства в 5 классе Содержание программы Раздел: «Развитие у учащихся умений воспринимать и изображать форму предметов, пропорции, конструкцию» Закрепление умений обследовать предметы с целью их изображения. Совершенствовать умения изображать с натуры, соблюдая последовательность изображения от общей формы к деталям. (Использование объяснения фронтального поэтапного показа способа изображения, "графического диктанта" самостоятельной работы учащихся по памяти). Выделять части, определять пропорции и видеть объект целостно, а затем изображать его, передавая относительное сходство. Формирование образа человека. Портрет человека (части головы и части лица человека), формирование образов животных. Примерные задания Рисование с натуры и по памяти предметов несложной слабо расчлененной формы (листьев дуба, крапивы, каштана; растение в цветочном горшке); предметов с характерной формой, несложной по сюжету дерево на ветру); передавать глубину пространства, используя загораживание одних предметов другими, уменьшая размеры далеко расположенных предметов от наблюдателя; работать акварелью "по-мокрому". Раздел: «Развитие уучащихся восприятия цвета предметов и формирование уменийпередавать его в живописи» Расширение представлений учащихся о цвете и красках: работа над понятиями "основные" ("главные") цвета красный, синий, желтый и "составные цвета" (как цвета, которые можно составить из основных, главных цветов - зеленый, оранжевый, фиолетовый, коричневый). Развитие технических навыков работы красками. Закрепление приемов получения смешанных цветов на палитре. Обучение приемам посветления цвета (разбавлением краски водой или добавлением белил). Получение голубой, розовой, светло-зеленой, серой, светло-коричневой краски. Использование полученных осветленных красок в сюжетных рисунках, в декоративном рисовании, в рисовании с натуры и по представлению. Примерные задания Рисование с натуры трех пиров, окрашенных в главные цвета. Рисование с натуры или по представлению предметов, которые можно окрасить составными цветами (например, лист тополя, апельсин, цветок и т.п ). Упражнение: Получение на палитре оттенков черного цвета (темно-серый, серый, светло-серый), зеленого цвета (светлозеленый), и окраска изображений (например, лист сирени, монеты и т.п.). Раскрашивание нарисованных с натуры предметов (посуда, игрушки самой простой формы, например, мяч, кубики и т.п.). Рисование элементов Городецкой или Гжельской росписи (листья, бутоны, цветы). Раздел: «Обучение композиционной деятельности» Обучение приему построения сюжетной и декоративной композиции с использованием симметричного расположения ее частей (элементов), позволяющему достигать равновесия на изобразительной плоскости. Обучение приему построения композиции в прямоугольнике с учетом центральной симметрии. Знакомство с выразительными средствами сказочного изображения (избушка на курьих- ножках; деревья в дремучем лесу, сказочном лесу с глазами из двух дупел, сучьями и ветками, похожими на руки и .т.п.). Примерные задания «Рисование с натуры: "Ваза с цветами" (натюрморт); "Веточка сирени"; Рисование на тему: "Деревья осенью. Дует ветер"; "Зимние различения детей в деревни, городе", " Наступает долгожданная весна!". Декоративное рисование: "Посуда" (узор в полосе, элементы узора - листья, цветы, уточки). Составление аппликации: "Маша и медведь". Декоративная лепка: "Кувшин, бутылка, стакан". Раздел: «Обучение восприятию произведений искусства» Формирование у учащихся представлений о работе художника. Развитие умений рассматривать картины, иллюстрации в книге, предметы декоративно-прикладного искусства. Беседа по плану: 1. Как художник наблюдает природу, чтобы ее нарисовать. 2. Какой рассматривает предметы, чтобы их нарисовать, придумать другие. 3 .Как художник изображает деревья в разные времена года. 4.Как художник придумывает узоры для украшения предметов, ткани и др. Примерный материал к урокам: Произведения пейзажей: А. Саврасов «Грачи прилетели», И. Шишкин «Утро в сосновом лесу». Сюжетные картины: Ф. Решетников «Переэкзаменовка», К. Маковский «Дети, бегущие от грозы». Произведения декоративно-прикладного искусства: полотенце, платки с узорами, изделия Городца, Косова, Дымково, Хохломы, Каргополя. Виды скульптуры: «круглые» (объемные) и «рельефы» (скульптурные изображения на плоскости), «животные в скульптуре». Знакомство с Красной книгой. Как построена книга? Иллюстрация в книге. Для чего нужна книга? Плакат. Зачем он нужен? Открытка. Её сходство с плакатом и различия. Знакомство с музеями мира: Что такое музей?, Зачем нужен музей?, Что хранит музей?. У1.Формирования базовых учебных действий Программа формирования базовых учебных действий (БУД) обучающихся с умственной отсталостью конкретизирует требования Стандарта к личностным и предметным результатам освоения АООП и служит основной разработки программ учебных дисциплин. Основная цель реализации программы формирования БУД состоит в формировании школьника с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) как субъекта учебной деятельности, которая обеспечивает одно из направлений его подготовки к самостоятельной жизни в обществе и овладения доступными видами профильного труда. Задачами реализации программы являются: формирование мотивационного компонента учебной деятельности; овладение комплекс базовых учебных действий, составляющих операционный компонент учебной деятельности; развитие умений принимать цель и готовый план деятельности, планировать знакомую деятельность, контролировать и оценивать ее результаты в опоре на организационную помощь учителя. Функции базовых учебных действий: обеспечение успешности (эффективности) изучения содержания любой предметной области; реализация преемственности обучения на всех ступенях образования; формирование готовности школьника с умственной отсталостью к дальнейшему профессиональному образованию; обеспечение целостности развития личности обучающегося. Характеристика базовых учебных действий Личностные учебные действия Личностные учебные действия - осознания себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями, как члена семьи, одноклассника, друга; способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей; положительное отношение к окружающей действительности, готовность к организации взаимодействия с ней и эстетическому ее восприятию; целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве его природной и социальной частей; самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений, договоренностей; понимание личной ответственности за свои поступки на основе представлений об этических нормах и правилах поведения в современном обществе; готовность к безопасному и бережному поведению в природе и в обществе. Коммуникативные учебные действия Коммуникативные учебные действия включают следующие умения: вступать в контакт и работать в коллективе (учитель-ученик, ученик-ученик, учение-класс, учитель-класс); использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем; обращаться за помощью и принимать помощь; слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и быту; сотрудничать с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; доброжелательно относиться, сопереживать, конструктивно взаимодействовать с людьми; договариваться и изменять свое поведение в соответствии с объективным мнением большинства в конфликтных или иных ситуациях взаимодействия с окружающими. Регулятивные учебные действия: Регулятивные учебные действия включают следующие умения: адекватно соблюдать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т.д.); принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе; активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия и действия одноклассников; соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами, принимать оценку деятельности, оценивать ее с учетом предложенных критериев, корректировать свою деятельность с учетом выявленных недочетов. Познавательные учебные действия: К познавательным учебным действиям относятся следующие умения: выделять некоторые существенные, общие и отличительные свойства хорошо знакомых предметов; устанавливать видо-родовые отношения предметов; делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале; пользоваться знаками, символами, предметами-заместителями; читать; писать; выполнять арифметические действия; наблюдать под руководством взрослого за предметами и явлениями окружающей действительности; работать с несложной по содержанию и структуре информацией (понимать, изображение, текст. Устное высказывание, элементарное схематическое изображение, таблицу, предъявленных на бумажных и электронных и других носителях. VII. Тематический план № п/п Наименование разделов и тем 1 Всего Количество часов часов Теоретические 6 1 Практические (контрольные работы, самостоятельные) 5 2 6 11 3 8 7 1 6 7 2 5 4 2 2 11 4 7 2 2 6 2 Признаки уходящего лета, наступающей осени. Листья разной формы в окраске уходящего лета и наступающей осени. Пейзаж как жанр изобразительного 8 искусства 2 (расширение знаний о пейзаже). Художники-пейзажисты и их картины. А. Саврасов. И. Шишкин. 3 Развитие у детей восприятия картин в жанре натюрморта (расширение знаний о натюрморте). Красота вещей вокруг нас (разные сосуд: кувшин, вазы, кринки, бутыли). 4 Расширение знаний о портрете. Закрепление умений наблюдать, рассматривать натуру и изображать её. 5 Как построена книга? Иллюстрации в книге. Для чего нужна книга? 6 Развитие у детей умения рассматривать сюжетные картины, понимать их содержание, обращать внимание (с помощью учителя) на некоторые художественные выразительные средства, используемые художником. 7 Расширение знаний обучающихся о скульптуре как виде изобразительного искусства, о работе скульптура и художника-анималиста. Животные в скульптуре. Красная книга. 8 Народное искусство 4 8 9 Плакат. Зачем он нужен? Открытка. Её сходство с плакатом и различия. 10 Музеи мира Итого 2 68 VIII. Календарно-тематический план 5 класса Тема урока Кол-во п\п 1 2 Базовые УД часов Беседа о признаках уходящего лета, наступающей 1 Личностные УД Положительное отношение к окружающей действительности, осени. готовность к организации взаимодействия Дата с ней и эстетическому ее восприятию. П р ед м етн ы е УД Различение и передача в рисунке эмоционального состояния и своего отношения к природе, человеку. 2 1 Л и чн остн ы е УД Положительное отношение к окружающей действительности, готовность к организации взаимодействия с ней и эстетическому ее восприятию. П р ед м етн ы е УД Различение и передача в рисунке эмоционального состояния и своего отношения к природе. Изображай растения. Рисуй с натуры деревьев с листьями, семенами и плодами. 3 1 Л и чн остн ы е УД Положительное отношение к окружающей действительности, готовность к организации взаимодействия с ней и эстетическому ее восприятию. П р ед м етн ы е УД Оценка результатов собственной изобразительной деятельности и деятельности одноклассников (красиво, некрасиво, аккуратно, похоже на образец). Рисование с натуры по памяти: «листочки деревьев, кустарников в осенней окраске». 4 1 Л и чн остн ы е УД Положительное отношение к окружающей действительности, готовность к организации взаимодействия с ней и эстетическому ее восприятию. П р ед м етн ы е УД Оценка результатов собственной изобразительной деятельности и деятельности одноклассников (красиво, некрасиво, аккуратно, похоже на образец). Рисование на тему: «Кленовые листья осенью». 5 1 Л и чн остн ы е УД Положительное отношение к окружающей действительности, готовность к организации взаимодействия с ней и эстетическому ее восприятию. П р ед м етн ы е УД Оценка результатов собственной изобразительной деятельности и деятельности одноклассников (красиво, некрасиво, аккуратно, Рисование на тему: «Веточка с осенними листьями освещенная солнцем». похоже на образец). 6 1 Осенние листья березы на солнышке и в тени. Аппликация с дорисовыванием. Л и чн остн ы е УД Положительное отношение к окружающей действительности, готовность к организации взаимодействия с ней и эстетическому ее восприятию. П р ед м етн ы е УД Использование разнообразных технологических способов выполнения аппликации. 1 7 Личностные УД Представление о собственных возможностях, осознание своих достижений в области изобразительной деятельности, способность к оценке результата собственной деятельности. Предметны е УД Использование разнообразных технологических способов выполнения рисования. Художники- пейзажисты и их картины (расширение знаний о пейзаже). Беседа. 1 8 Личностные УД Умение выражать своё отношение к результатам собственной и чужой творческой деятельности (нравится/ не нравится; что получилось/что не получилось). Предметны е УД Знание элементарных правил композиции, цветоведения, передачи формы предмета и т.д.. Алексей Кондратьевич Саврасов и его картины. Беседа. 1 9 Личностные УД Положительное отношение к окружающей действительности, готовность к организации взаимодействия с ней и эстетическому ее восприятию. Предметны е УД Различение произведений живописи: пейзаж, портрет, натюрморт, сюжетное изображение. Рисование на тему: « Нарисуй деревья, которые расположенные от тебя близко, подальше и совсем далеко». 1 10 Личностные УД Положительное отношение к окружающей действительности, готовность к организации взаимодействия с ней и эстетическому ее восприятию. Предметны е УД Оценка результатов собственной изобразительной деятельности и деятельности одноклассников Рисование на тему: « Нарисуй домики, которые расположенные от тебя так же: близко, подальше, далеко». (красиво, некрасиво, аккуратно, похоже на образец). 1 11 Личностные УД Стремление к использованию приобретенных знаний и умений в предметно-практической деятельности, к проявлению творчества в самостоятельной изобразительной деятельности. Предметные УД Владение некоторыми приемами рисования. Рисование пейзажа: « Деревья и дома расположены близко и далеко». 1 12 Русский художник пейзажист И.И. Шишкин и его картины. Беседа. Личностные УД Умение выражать своё отношение к результатам собственной и чужой творческой деятельности (нравится/ не нравится; что получилось/что не получилось). Предметны е УД Знание элементарных правил композиции, цветоведения, передачи формы предмета и т.д.. 1 13 Личностные УД Представление о собственных возможностях, осознание своих достижений в области изобразительной деятельности, способность к оценке результата собственной деятельности. Предметны е УД Использование разнообразных технологических способов выполнения рисования. Рисование пейзажа: «Рожь». 1 14 Рисование пейзажа: «Деревья в лесу». Личностные УД Умение выражать своё отношение к результатам собственной и чужой творческой деятельности (нравится/ не нравится; что получилось/что не получилось). Предметны е УД Знание элементарных правил композиции, цветоведения, передачи формы предмета и Т.Д.. 1 15 Личностные УД Положительное отношение к окружающей действительности, готовность к организации взаимодействия с ней и эстетическому ее восприятию. Предметны е УД Оценка результатов собственной изобразительной деятельности и Узнай больше о натюрморте (расширение знаний о натюрморте). Беседа. деятельности одноклассников (красиво, некрасиво, аккуратно, похоже на образец). 1 16 Личностные УД Умение выражать своё отношение к результатам собственной и чужой творческой деятельности (нравится/ не нравится; что получилось/что не получилось). Предметны е УД Знание элементарных правил композиции, цветоведения, передачи формы предмета и т.д.. Портрет. Сюжет. Натюрморт. Картины художницы 3. Серебряковой. Беседа. 1 17 Личностные УД Положительное отношение к окружающей действительности, готовность к организации взаимодействия с ней и эстетическому ее восприятию. Предметны е УД Знание элементарных правил композиции, цветоведения, передачи формы предмета и Рисование натюрморта с натуры «Крынка и стакан». Т.Д.. 1 18 Рисование натюрморта с натуры «Букет в вазе и оранжевый апельсин». Личностные УД Положительное отношение к окружающей действительности, готовность к организации взаимодействия с ней и эстетическому ее восприятию. Предметны е УД Оценка результатов собственной изобразительной деятельности и деятельности одноклассников (красиво, некрасиво, аккуратно, похоже на образец). 1 19 Рисование натюрморта с натуры «Кувшин, яблоко, сливы». Личностные УД Умение выражать своё отношение к результатам собственной и чужой творческой деятельности (нравится/ не нравится; что получилось/что не получилось). Предметны е УД Знание элементарных правил композиции, цветоведения, передачи формы предмета и Т.Д.. 1 20 Рисование натюрморта с натуры «Фрукты». Личностные УД Стремление к использованию приобретенных знаний и умений в предметно-практической деятельности, к проявлению творчества в самостоятельной изобразительной деятельности. Предметны е УД Знание способов лепки (конструктивный, пластический, комбинированный). 1 21 Рисование сценки из жизни. Рисование натюрморта. Личностные УД Стремление к использованию приобретенных знаний и умений в предметно-практической деятельности, к проявлению творчества в самостоятельной изобразительной деятельности. Предметны е УД Знание элементарных правил композиции, цветоведения, передачи формы предмета и Т.Д.. 1 22 Картинка «Мама готовит обед». Рисование действий человека. Личностные УД Умение выражать своё отношение к результатам собственной и чужой творческой деятельности (нравится/ не нравится; что получилось/что не получилось). Предметны е УД Знание элементарных правил композиции, цветоведения, передачи формы предмета и Т.Д.. 1 23 Знакомство с народными художественными промыслами России (изготовление посуды). Беседа. Личностные УД Стремление к использованию приобретенных знаний и умений в предметно-практической деятельности, к проявлению творчества в самостоятельной изобразительной деятельности. Предметны е УД Знание элементарных правил композиции, цветоведения, передачи формы предмета и Т.Д.. 1 24 Разные сосуды: кувшины, вазы, кубики (рисование с натуры). Личностные УД Представление о собственных возможностях, осознание своих достижений в области изобразительной деятельности, способность к оценке результата собственной деятельности. Предметны е УД Применение приемов работы с гуашью, акварельными красками с целью передачи фактуры предмета. 25 1 Аппликация «Кувшин, бутылка, крынка». 26 1 Беседа о творчестве художников. Узнай больше о портрете человека. 27 Рисование с натуры. 1 «Портрет человека в профиль». 28 Л и чн остн ы е УД Стремление к организованности и аккуратности в процессе деятельности с разными материалами и инструментами, проявлению дисциплины и выполнению правил личной гигиены и безопасного труда. П р ед м етн ы е УД Использование разнообразных технологических способов выполнения аппликации. Л и чн остн ы е УД Представление о собственных возможностях, осознание своих достижений в области изобразительной деятельности, способность к оценке результата собственной деятельности. Л и чн остн ы е УД Стремление к организованности и аккуратности в процессе деятельности с разными материалами и инструментами, проявлению дисциплины и выполнению правил личной гигиены и безопасного труда. П р ед м етн ы е УД Применение приемов работы с гуашью, акварельными красками с целью передачи фактуры предмета. 1 Л и чн остн ы е УД Положительное отношение к окружающей действительности, готовность к организации взаимодействия с ней и эстетическому ее восприятию. П р ед м етн ы е УД Различение декоративноприкладного искусства:, портрет, сюжетное изображение. Рисование с натуры. «Фигура человека». 29 1 Л и чн остн ы е УД Стремление к использованию приобретенных знаний и умений в предметно-практической деятельности, к проявлению творчества в самостоятельной изобразительной деятельности. П р ед м етн ы е УД Владение некоторыми приемами лепки (раскатывание, сплющивание, отщипывание). Лепка «Фигура человека». 30 1 Лепка «Бегущий человек». Л и чн остн ы е УД Умение выражать своё отношение к результатам собственной и чужой творческой деятельности (нравится/ не нравится; что получилось/что не получилось). П р ед м етн ы е УД Владение некоторыми приемами лепки (раскатывание, сплющивание, отщипывание). 31 Рисование на тему. «Зимние различения в городе, в деревне». 1 Личностные УД Умение выражать своё отношение к результатам собственной и чужой творческой деятельности (нравится/ не нравится; что получилось/что не получилось). Предметны е УД Знание элементарных правил композиции, цветоведения, передачи формы предмета и т.д.. 32 1 Рисование с натуры. «Рисование детей в профиль и в анфас (вид спереди)». 33 1 Личностные УД Умение выражать своё отношение к результатам собственной и чужой творческой деятельности (нравится/ не нравится; что получилось/что не получилось). Предметны е УД Знание элементарных правил композиции, цветоведения, передачи формы предмета и Т.Д.. Личностные УД Положительное отношение к окружающей действительности, готовность к организации взаимодействия с ней и эстетическому ее восприятию. Предметны е УД Знание элементарных правил композиции, цветоведения, передачи формы предмета и Беседа. «Кто работает над созданием книги? Иллюстрации в книге». Т.Д.. 1 34 Беседа о художниках иллюстраторах детских книг. 1 35 Нарисуй иллюстрацию к сказке «Маша и медведь». Личностные УД Стремление к использованию приобретенных знаний и умений в предметно-практической деятельности, к проявлению творчества в самостоятельной изобразительной деятельности. Предметны е УД Узнавание и различение в книжных иллюстрациях и репродукциях изображенных предметов и действий. Личностные УД Умение выражать своё отношение к результатам собственной и чужой творческой деятельности (нравится/ не нравится; что получилось/что не получилось). Предметны е УД Знание элементарных правил композиции, цветоведения, передачи формы предмета и Т.Д.. 1 36 Рисование пейзажа: «Деревья высокие и низкие, расположены близко и далеко». Личностные УД Стремление к использованию приобретенных знаний и умений в предметно-практической деятельности, к проявлению творчества в самостоятельной изобразительной деятельности. Предметные УД Узнавание и различение в книжных иллюстрациях и репродукциях изображенных предметов и действий. 37 1 Рисование натюрморта: «Яблоки и груши, разной формы и размера». 38 1 Лепка к сказке «Маша и медведь». 39 Л и чн остн ы е УД Стремление к использованию приобретенных знаний и умений в предметно-практической деятельности, к проявлению творчества в самостоятельной изобразительной деятельности. П р ед м етн ы е УД Узнавание и различение в книжных иллюстрациях и репродукциях изображенных предметов и действий. Л и чн остн ы е УД Умение выражать своё отношение к результатам собственной и чужой творческой деятельности (нравится/ не нравится; что получилось/что не получилось). П р ед м етн ы е УД Владение некоторыми приемами лепки (раскатывание, сплющивание, отщипывание). 1 Л и чн остн ы е УД Стремление к организованности и аккуратности в процессе деятельности с разными материалами и инструментами, проявлению дисциплины и выполнению правил личной гигиены и безопасного труда. П р ед м етн ы е УД Использование разнообразных технологических способов выполнения аппликации. Аппликация к сказке «Маша и медведь». 40 1 Беседа. «Восприятие произведений искусства русских художников». Л и чн остн ы е УД Стремление к использованию приобретенных знаний и умений в предметно-практической деятельности, к проявлению творчества в самостоятельной изобразительной деятельности. П р ед м етн ы е УД Узнавание и различение в книжных иллюстрациях и репродукциях изображенных предметов и действий. 41 1 Рисование на тему «Опять двойка». 42 1 Рисование на тему «Дети, бегущие от грозы». Л и чн остн ы е УД Стремление к использованию приобретенных знаний и умений в предметно-практической деятельности, к проявлению творчества в самостоятельной изобразительной деятельности. П р ед м етн ы е УД Узнавание и различение в книжных иллюстрациях и репродукциях изображенных предметов и действий. Л и чн остн ы е УД Стремление к использованию приобретенных знаний и умений в предметно-практической деятельности, к проявлению творчества в самостоятельной изобразительной деятельности. П р ед м етн ы е УД Узнавание и различение в книжных иллюстрациях и репродукциях изображенных предметов и действий. 43 1 Беседа. «Описание картины Ф. Решетникова «Переэкзаменовка» ». 44 1 Беседа. «Узнай больше о работе скульптора». 45 Беседа. «Животные в скульптуре». 1 Л и чн остн ы е УД Стремление к использованию приобретенных знаний и умений в предметно-практической деятельности, к проявлению творчества в самостоятельной изобразительной деятельности. П р ед м етн ы е УД Узнавание и различение в книжных иллюстрациях и репродукциях изображенных предметов и действий. Л и чн остн ы е УД Стремление к использованию приобретенных знаний и умений в предметно-практической деятельности, к проявлению творчества в самостоятельной изобразительной деятельности. П р ед м етн ы е УД Узнавание и различение в книжных иллюстрациях и репродукциях изображенных предметов и действий. Л и чн остн ы е УД Стремление к использованию приобретенных знаний и умений в предметно-практической деятельности, к проявлению творчества в самостоятельной изобразительной деятельности. П р ед м етн ы е УД Узнавание и различение в книжных иллюстрациях и репродукциях изображенных предметов и действий. 46 1 Л и чн остн ы е УД Умение выражать своё отношение к результатам собственной и чужой творческой деятельности (нравится/ не нравится; что получилось/что не получилось). П р ед м етн ы е УД Владение некоторыми приемами лепки (раскатывание, сплющивание, отщипывание). Лепка «Собаки». 47 1 Л и чн остн ы е УД Стремление к использованию приобретенных знаний и умений в предметно-практической деятельности, к проявлению творчества в самостоятельной изобразительной деятельности. П р ед м етн ы е УД Узнавание и различение в книжных иллюстрациях и репродукциях изображенных предметов и действий. Беседа. «За чем была создана Красная книга?» 48 1 Беседа. «Животные, изображенные в скульптурах и на рисунках известных художниках ». Л и чн остн ы е УД Стремление к использованию приобретенных знаний и умений в предметно-практической деятельности, к проявлению творчества в самостоятельной изобразительной деятельности. П р ед м етн ы е УД Узнавание и различение в книжных иллюстрациях и репродукциях изображенных предметов и действий. 49 1 Лепка «Белый медведь». 50 Рисование на тему: «Белый медведь». 1 Л и чн остн ы е УД Умение выражать своё отношение к результатам собственной и чужой творческой деятельности (нравится/ не нравится; что получилось/что не получилось). П р ед м етн ы е УД Владение некоторыми приемами лепки (раскатывание, сплющивание, отщипывание). Л и чн остн ы е УД Стремление к использованию приобретенных знаний и умений в предметно-практической деятельности, к проявлению творчества в самостоятельной изобразительной деятельности. П р ед м етн ы е УД Узнавание и различение в книжных иллюстрациях и репродукциях изображенных предметов и действий. 51 1 Л и чн остн ы е УД Умение выражать своё отношение к результатам собственной и чужой творческой деятельности (нравится/ не нравится; что получилось/что не получилось). П р ед м етн ы е УД Владение некоторыми приемами лепки (раскатывание, сплющивание, отщипывание). Лепка «Стерх». 52 1 Л и чн остн ы е УД Стремление к использованию приобретенных знаний и умений в предметно-практической деятельности, к проявлению творчества в самостоятельной изобразительной деятельности. П р ед м етн ы е УД Узнавание и различение в книжных иллюстрациях и репродукциях изображенных предметов и действий. Рисование на тему: «Стерх». 53 1 Беседа. «Наступает долгожданная весна». Рассматривание картин художников. 54 1 Лепка. «Люди встречают весну». 55 Беседа. Знакомство с народными 1 Л и чн остн ы е УД Стремление к использованию приобретенных знаний и умений в предметно-практической деятельности, к проявлению творчества в самостоятельной изобразительной деятельности. П р ед м етн ы е УД Узнавание и различение в книжных иллюстрациях и репродукциях изображенных предметов и действий. Л и чн остн ы е УД Умение выражать своё отношение к результатам собственной и чужой творческой деятельности (нравится/ не нравится; что получилось/что не получилось). П р ед м етн ы е УД Владение некоторыми приемами лепки (раскатывание, сплющивание, отщипывание). Л и чн остн ы е УД Стремление к использованию художественными промыслами России в области игрушки. 56 приобретенных знаний и умений в предметно-практической деятельности, к проявлению творчества в самостоятельной изобразительной деятельности. П р ед м етн ы е УД Знание название некоторых народных и национальных промыслов (Дымково, Г же ль, Городец, Хохлома и др.). 1 Л и чн остн ы е УД Стремление к использованию приобретенных знаний и умений в предметно-практической деятельности, к проявлению творчества в самостоятельной изобразительной деятельности. П р ед м етн ы е УД Знание способов лепки (конструктивный, пластический, комбинированный). Лепка «Лошадка из Каргополя». 57 1 Беседа. Народное искусство. Хохломские изделия 58 1 Рисование на тему: «Элементы узоров «золотой хохломы»». 59 1 Рисование на тему: «Рисование орнамента хохломы». Л и чн остн ы е УД Стремление к использованию приобретенных знаний и умений в предметно-практической деятельности, к проявлению творчества в самостоятельной изобразительной деятельности. П р ед м етн ы е УД Узнавание и различение в книжных иллюстрациях и репродукциях изображенных предметов и действий. Л и чн остн ы е УД Стремление к использованию приобретенных знаний и умений в предметно-практической деятельности, к проявлению творчества в самостоятельной изобразительной деятельности. П р ед м етн ы е УД Узнавание и различение в книжных иллюстрациях и репродукциях изображенных предметов и действий. Л и чн остн ы е УД Стремление к использованию приобретенных знаний и умений в предметно-практической деятельности, к проявлению творчества в самостоятельной изобразительной деятельности. П р ед м етн ы е УД Знание название некоторых народных и национальных промыслов (Дымково, Г же ль, Городец, Хохлома и др.). 60 1 Л и чн остн ы е УД Стремление к использованию приобретенных знаний и умений в предметно-практической деятельности, к проявлению творчества в самостоятельной изобразительной деятельности. П р ед м етн ы е УД Знание способов лепки (конструктивный, пластический, комбинированный). Лепка «Посуды». 61 1 Роспись посуды орнаментом «золотой хохломы» 62 1 Рисование на тему: «Посуда с орнаментом «травка»». 63 1 Беседа. Узнай больше об изображении действительности. Плакат. Л и чн остн ы е УД Стремление к использованию приобретенных знаний и умений в предметно-практической деятельности, к проявлению творчества в самостоятельной изобразительной деятельности. П р ед м етн ы е УД Знание название некоторых народных и национальных промыслов (Дымково, Гжель, Городец, Хохлома и др.). Л и чн остн ы е УД Стремление к использованию приобретенных знаний и умений в предметно-практической деятельности, к проявлению творчества в самостоятельной изобразительной деятельности. П р ед м етн ы е УД Знание название некоторых народных и национальных промыслов (Дымково, Гжель, Городец, Хохлома и др.). Л и чн остн ы е УД Стремление к использованию приобретенных знаний и умений в предметно-практической деятельности, к проявлению творчества в самостоятельной изобразительной деятельности. П р ед м етн ы е УД Узнавание и различение в книжных иллюстрациях и репродукциях изображенных предметов и действий. 64 1 Рисование плаката на тему: «Берегите природу!» Л и чн остн ы е УД Представление о собственных возможностях, осознание своих достижений в области изобразительной деятельности, способность к оценке результата собственной деятельности. П р ед м етн ы е УД Применение приемов работы с гуашью, акварельными красками с целью передачи фактуры предмета. 1 65 Беседа. «Сходство и различия плаката и открытки». Личностные УД Стремление к использованию приобретенных знаний и умений в предметно-практической деятельности, к проявлению творчества в самостоятельной изобразительной деятельности. Предметны е УД Узнавание и различение в книжных иллюстрациях и репродукциях изображенных предметов и действий. 1 66 Личностные УД Представление о собственных возможностях, осознание своих достижений в области изобразительной деятельности, способность к оценке результата собственной деятельности. Предметны е УД Применение приемов работы с гуашью, акварельными красками с целью передачи фактуры предмета. Рисование открытки, с использованием акварельных красок и технику работы «пятном» и «по сырому». 67 Личностные УД Стремление к использованию приобретенных знаний и умений в предметно-практической деятельности, к проявлению творчества в самостоятельной изобразительной деятельности. Предметны е УД Узнавание и различение в книжных иллюстрациях и репродукциях изображенных предметов и действий. Беседа. «Музеи России». 1 68 Беседа. «Музеи Мира». Личностные УД Стремление к использованию приобретенных знаний и умений в предметно-практической деятельности, к проявлению творчества в самостоятельной изобразительной деятельности. Предметны е УД Узнавание и различение в книжных иллюстрациях и репродукциях изображенных предметов и действий Итого: 68 IX. Учебно-методическое обеспечение М етодические пособия: 1. Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). 2. Учебник: «Изобразительное искусство». 5 класс: учеб, для общеобразоват. организаций, реализующих адапт.основныеобщеобразоват. программы /М.Ю. Рау, М.А. Зыкова. - 2-е изд. - М.: Просвещение, 2018.