МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Комитет образования науки и молодёжной политики Волгоградской области
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
"Лапшинская средняя школа" Котовского муниципального района
• 70— ь , .у
УТВЕРЖДЕНО
4 Директор МКС) У Лапшинская СШ
мкл у % \р ^ |П риходченко С.В.
f 1Д 4 Лапш1,Нри1каз №/Тл" JJ1" 0 $ . ИЧ
ДЖдД сш
/£ £ ? § ■
АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета
"Изобразительное искусство"
для обучающихся 5 класса
на 2024 - 2025 учебный год
ст. Лапшинская 2024
Рабочая программа
по изобразительному искусству
для учащихся, занимающихся по адаптированной общеобразовательной программе
1.Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе программы специальной (коррекционной) школы V III вида под редакцией доктора
педагогических наук В.В.Воронковой, выбранной с учетом особенностей учащихся (для обучающихся с легкой умственной
отсталостью).- М.: «Просвещение», автор: И.А.Грошенков. Программа по ИЗО в 5 классе по адаптированной программе
составляет 68 чаов, 2 часа в неделю. Промежуточная аттестация предусмотрена согласно общешкольному графику,
продолжительность 1 учебный час в форме рисунка.
Основная цель изучения предмета заключается во всестороннем развитии личности обучающегося с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в процессе приобщения его к художественной культуре и обучения умению
видеть прекрасное в жизни и искусстве; формировании элементарных знаний об изобразительном искусстве, общих и
специальных умений и навыков изобразительной деятельности (в рисовании, лепке, аппликации), развитии зрительного
восприятия формы, величины, конструкции, цвета предмета, его положения в пространстве, а также адекватного отображения
его в рисунке, аппликации, лепке; развитие умения пользоваться полученными практическими навыками в повседневной
жизни.
Основные задачи изучения предмета
Воспитание интереса к изобразительному искусству.
Раскрытие значения изобразительного искусства в жизни человека.
Воспитание в детях эстетического чувства и понимания красоты окружающегося мира, художественного вкуса
Формирование элементарных знаний о видах и жанрах изобразительного искусства. Расширение
художественно-эстетического кругозора.
Развитие эмоционального восприятия произведений искусства, умения анализировать их содержание и
формировать своего мнения о них.
Формирование знаний элементарных основ реалистического рисунка.
Обучение изобразительным техникам и приемам с использованием различных материалов, инструментов и
приспособлений, в том числе экспериментирование и работа в нетрадиционных техниках.
Обучение разным видам изобразительной деятельности (рисованию, аппликации, лепке).
Обучение правилам и законом композиции, цветоведения, построения орнамента и др., применяемым в разных
видах изобразительной деятельности.
Формирование умения создавать простейшие художественные образы с натуры и по образцу, по памяти,
представлению и воображению.
Развитие умения выполнять тематические и декоративные композиции.
Воспитание у учащихся умения согласовано и продуктивно работать в группах, выполняя определенный этап
работы для получения результата
общей изобразительной
«коллективная аппликация).
деятельности («коллективное рисование»,
Программой предусматривается следующие виды работы:
Рисование с натуры и по образцу (готовому изображению); рисование по памяти, представлению и
воображению; рисование на свободную и заданную тему; декоративное рисование.
Лепка объемного и плоскостного изображения (барельеф на картоне) с натуры или по образцу, по памяти,
воображению; лепка на тему; лепка декоративной композиции;
Выполнение плоскостной и полуобъемной аппликации (без фиксации деталей на изобразительной поверхности
(«подвижная аппликация») и с фиксацией деталей на изобразительной плоскости с помощью пластилина и клея)
с натуры, по образцу, представлению, воображению; выполнение предметной, сюжетной и декоративной
аппликации;
Проведение
беседы
о содержании рассматриваемых
репродукций с
картины
художников,
книжной
иллюстрации, картинки, произведения народного и декоративно-прикладного искусства.
2. Общая характеристика учебного предмета
Содержание программы отражено в разделах: «Обучение композиционной деятельности», «Развитие умений
воспринимать и изображать форму предметов, пропорции, конструкцию»; «Развитие восприятия цвета предметов и
формирование умения передавать его в живописи», «Обучение восприятию произведений искусства».
В ведение
Человек и изобразительное искусство; урок изобразительного искусства; правила поведения и работы наурока
изобразительного искусства; правила организации рабочего места; материалы и инструменты, используемые в
процессе изобразительной деятельности; правила их хранения.
1.Обучение композиционной деятельности
Понятие «композиция». Элементарные приемы композиции на плоскости и в пространстве. Понятия:
горизонталь, вертикаль, диагональ в построении композиции. Определение связи изображения и изобразительной
поверхности. Композиционной центр (зрительный центр композиции). Соотношение изображаемого предмета с
параметрами листа (расположение листа вертикально или горизонтально).
У становление на изобразительной поверхности пространственных отношений (при использовании способов передачи
глубины пространства). Понятия: линия горизонта, ближе - больше, дальше - меньше, загораживания.
Установление смысловых связей между изображаемыми предметами.
Главное и второстепенное в композиции.
Применение выразительных средств композиции: величинный контраст (низкое и высокое, большое и маленькое, тонкое и
толстое), светлотный контраст (темное и светлое). Достижение равновесия композиции с помощью симметрии и т.д .
Применение приемов и правил композиции в рисовании с натуры, тематическом и декоративном рисовании.
2. Развитие умений воспринимать и изображать форму предметов, пропорции, конструкцию
Формирование понятий: предмет, форма, фигура, силуэт, деталь, часть, элемент, объем, пропорции, конструкция,
узор, орнамент, скульптура, барельеф, симметрия, аппликация и т.п.
Разнообразие форм предметного мира. Сходство и контраст форм. Геометрические фигуры. Природные формы.
Трансформация форм. Передача разнообразных предметов на плоскости и в пространстве и т.п.
Обследование предметов, выделение их признаков и свойств, необходимых предметов на плоскости и в пространстве и
т.п.
Обследование предметов, выделение их признаков и свойств. Необходимых для передачи в рисунке, аппликации, лепке
предмета.
Соотнесение формы предметов с геометрическими фигурами (метод обобщения). Передача пропорций предметов.
Строение тел человека, животных и т.д.
Передача движения различных одушевленных и неодушевленных предметов. Приемы и способы передачи формы
предметов: лепка предметов из отдельных деталей и целого куска пластилина; составление целого изображения из
деталей, вырезанных из бумаги; вырезание или обрывание силуэта предмета из бумаги по контурной линии; рисование по
опорным точкам, дорисовывание, обведение шаблонов, рисование по клеткам, самостоятельное рисование формы объекта
и т.п. Сходство и различия орнамента и узора. Виды орнаментов по форме: в полосе, замкнутый, сетчатый; по
содержанию: геометрический, растительный, зооморфный, геральдический и т.д. принципы построения орнамента в
полосе, квадрате, круге, треугольнике (повторение одного элемента на протяжении всего орнамента; чередование
элементов по форме, цвету; расположение элементов по краю, углам, в центре и т.п.)
Практическое применение приемов и способов передачи графических образов в лепке, аппликации, рисунке.
3. Развитие восприятия цвета предметов и формирование умения передавать его в живописи
Понятия: цвет, спектр, краски, акварель, гуашь, живопись и т.д.
Цвета солнечного спектра (основные, составные, дополнительные). Теплые и холодные цвета. Смешение цветов.
Практическое овладение основами цветоведения.
Различение и обозначение словом некоторых ясно различимых оттенков цветов. Работа с кистью и красками, получение
новых цветов и оттенков путем смешения на палитре основных цветов, отражение насыщенности цвета (светло-зеленый,
темно-зеленый и т.д.)
Эмоциональное восприятие цвета. Передача с помощью цвета характера персонажа, его эмоционального состояния
(радость, грусть). Роль белых и черных красок в эмоциональном звучании и выразительности образа. Подбор цветовых
сочетаний при создании сказочных образов: добрые, злые образы.
Приемы работы акварельными красками: кистевое письмо - примакивание кистью; рисование сухой кистью; рисование по
мокрому листу (алла прима), послойная живопись (лессировка) и т.д.
Практическое применение цвета для передачи графических образов в рисовании с натуры или по образу, тематическом и
декоративном рисовании, аппликации.
4.Обучение восприятию произведений искусства
Примерные темы бесед:
«Изобразительное искусство в повседневной жизни человека. Работа художников, скульпторов, мастеров народных
промыслов, дизайнеров».
«Виды изобразительного искусства». Рисунок, живопись, скульптура, декоративно прикладное искусство, архитектура,
дизайн.
«Как и о чем создаются картины». Пейзаж, портрет, натюрморт, сюжетная картина. Какие материалы используют
художник (краски, карандаши и т.д.). Красота и разнообразие природы, человека, зданий, предметов, выраженные
средствами живописи и графики. Художники создали произведения живописи и графики: И. Билибин, В. Васнецов, Ю.
Васнецов, В. Канашевич, А. Куинджи, А. Саврасов, И. Остроухова, А. Пластов, В. Поленов, И. Левитан, К. Юон, М.
Сарьян, П. Сезанн, И. Шишкин и т.д.
«Как и о чем создаются скульптуры». Скульптурные изображения (статуя, бюст, статуэтка, группа из нескольких фигур).
Какие материалы использует скульптор (мрамор, гранит, глина, пластилин и т.д.). Объем - основа языка скульптуры.
Красота человека, животных, выраженная средствами скульптуры. Скульпторы создали произведения: В. Ватагин, А.
Опекушина, В. Мухина и т .д .
«Как и для чего создаются произведения декоративно-прикладного искусства». Истоки этого искусства и его роль в жизни
человека (украшение жилища, предметов быта, орудий труда, костюмов). Какие материалы используют художникидекораторы? Разнообразие форм в природе как основа декоративных форм в прикладном искусстве (цветы, раскраска
бабочек, переплетение ветвей деревьев, морозные узоры на стеклах).
Сказочные образы в народной культуре и декоративно-прикладном искусстве. Произведения мастеров расписных
промыслов (хохломская, городецкая, гжельская, жостовская роспись и т.д.).
Программой предусматриваются следующие виды работы:
-рисование с натуры и по образцу (готовому изображению); рисование по памяти, представлению и воображению;
рисование на свободную и заданную тему; декоративное рисование;
-лепка объемного и плоскостного изображения (барельеф на картоне) с натуры или по образцу, по памяти, воображению;
лепка на тему; лепка декоративной композиции;
-выполнение плоскостной и полуобъемной аппликаций (без фиксации деталей на изобразительной поверхности («подвижная
аппликация») и с фиксацией деталей
на изобразительной плоскости с помощью пластилина и клея) с натуры, по образцу, представлению, воображению;
выполнение предметной, сюжетной и декоративной аппликации;
- проведение беседы о содержании рассматриваемых репродукций картин художников, книжных иллюстраций,
картинок, произведений народного и декоративно-прикладного искусства.
II.М есто учебного предмета в учебном плане
В 5 классе программа по изобразительному искусству рассчитана на 68 часов, 2 час в неделю.
Виды и формы организации учебного процесса
Формы работы: урок, фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в парах и группах, коллективная работа.
М етоды обучения: словесные, наглядные, практические.
Ф орма итоговой, промежуточной аттестации - творческий рисунок.
Технологии обучения:
игровые, здоровьесберегающие;
информационно-коммуникативные; проблемно-поисковые;
личностно-ориентировочные;
технологии разноуровнего и дифференцированного обучения, ИКТ.
Основными видами деятельностиобучающихся по предмету являются:
различение наиболее распространенных цветов (черный, белый, красный, синий, зеленый, желтый);
конструирование простых, хорошо знакомых детям предметов (домик, столик, лесенка и т.д.);
развитие и координация движений кисти пальцев и рук (лепка, складывание, резание и т.д.);
рисование мелом на доске и карандашом в альбомах прямых линий в различных направлении;
Предметны е результаты связаны с овладением обучающимися содержанием каждой предметной области и характеризуют
достижения обучающихся в усвоении знаний и умений, способность их применять в практической деятельности.
Программа определяет два уровня овладения предметными результатами: минимальный и достаточный.
Минимальный
уровень
является
обязательным
для
большинства
обучающихся
с
умственной
отсталостью
(интеллектуальными нарушениями).
Вместе с тем отсутствие достижения этого уровня отдельными обучающимися по отдельным предметам не является
препятствием к получению ими образования по этому варианту программы.
Минимальный и достаточный уровни усвоения предметных результатов по учебному предмету «Изобразительное искусство»
на конец I этапа обучения (1-V класс):
Минимальный уровень:
знание названий художественных материалов, инструментов и приспособлений; их свойств, назначения, правил
хранения, обращения и санитарно-гигиенических требований при работе с ними;
знание элементарных правил композиции, цветоведения, передачи формы предмета ит.д.;
знание некоторых выразительных средств изобразительного искусства: изобразительная поверхность, точка,
линия, штриховка, пятно, цвет;
пользование материалами для рисования, аппликации, лепки;
знание названий некоторых народных и национальных промыслов, изготавливающих игрушки: Дымково, Гжель,
Городец, Каргополь и др.;
организация рабочего места в зависимости от характера выполняемой работы;
следование при выполнении работы инструкциям учителя; рациональная организация своей изобразительной
деятельности; планирование работы; осуществление текущего и заключительного контроля выполняемых
практических действий и корректировка хода практической работы;
владение некоторыми приемами лепки (раскатывание, сплющивание, отщипывание) и аппликации (вырезание и
наклеивание);
рисование по образцу, с натуры, по памяти, по представлению, по воображению предметов несложной формы и
конструкции; передача в рисунке содержания несложных произведений в соответствии с темой;
применение приемов работы с карандашом, гуашью, акварельными красками с целью передачи фактуры
предмета;
ориентировка в пространстве листа, размещения одного или группы предметов в соответствии с параметрами
изобразительной поверхности;
адекватная передача цвета изображаемого объекта, определение насыщенности цвета изображаемого
объекта, определение насыщенности цвета, получение смешанных цветов и некоторых оттенков цвета;
узнавание и различение в книжных иллюстрациях и репродукциях изображенных предметов и действий.
Достаточный уровень:
знание названий жанров изобразительного искусства (портрет, натюрморт, пейзаж
идр.);
знание название некоторых народных и национальных промыслов (Дымково, Гжель, Городец, Хохлома и др.);
знание основных особенностей некоторых материалов, используемых в рисовании, лепке и аппликации;
знание выразительных средств изобразительного искусства: изобразительная поверхность, точка, линия,
штриховка, контур, пятно, цвет, объем и др.;
знание правил цветоведения, светотени, перспективы, построения орнамента, стилизации формы предмета и
т.д.;
знание видов аппликации (предметная, сюжетная, декоративная);
знание способов лепки (конструктивный, пластический, комбинированный);
нахождение необходимой для выполнения работы информации в материалах учебника, рабочей тетради;
следование при выполнении работы синструкциям учителя или инструкциям, представленным в других
информационных источниках;
оценка результатов собственной изобразительной деятельности и деятельности одноклассников (красиво,
некрасиво, аккуратно, похоже на образец);
использование разнообразных технологических способов выполнения аппликации;
применение разнообразных способов лепки;
рисование с натуры и по памяти после предварительных наблюдений, передача всех признаков и свойств
изображаемого объекта; рисование по воображению;
различение и передача в рисунке эмоционального состояния и своего отношения к природе, человеку, семье и
обществу;
различение произведений живописи, графики, скульптуры, архитектуры и декоративно-прикладного искусства:
пейзаж, портрет, натюрморт, сюжетное изображение.
Предметные результаты обучающихся с умственной отсталостью не являются основным критерием при принятии
решения о переводе обучающегося в следующий класс, но рассматриваются как одна из составляющих при оценке
итоговых достижений.
Система оценивания по изобразительному искусству
Знания и умения, обучающихся по изобразительному искусству оцениваются:
Оценка ”5”
-обучающийся полностью справляется с поставленной целью урока;
-правильно излагает изученный материал и умеет применить полученные знания на практике;
-верно решает композицию рисунка, т.е. гармонично согласовывает между собой все компоненты изображения;
-умеет подметить и передать в изображении наиболее характерное.
Оценка ”4”
-Обучающийся полностью овладел программным материалом, но при изложении его допускает неточности
второстепенного характера;
-Гармонично согласовывает между собой все компоненты изображения;
-Умеет подметить, но не совсем точно передаёт в изображении наиболее характерное.
Оценка ”3”
-Обучающийся слабо справляется с поставленной целью урока;
-допускает неточность в изложении изученного материала.
III.Планируемые результаты освоения учебного предмета по изобразительного искусства в 5 классах
Освоение обучающимися с умственной отсталости, которая создана на основе ФГОС образования обучающихся с
умственной отсталостью, предполагает достижение ими двух видов результатов: личностных и предметных.
В структуре планируемых результатов ведущее место принадлежит личностнымрезультатам, поскольку именно они
обеспечивают овладение комплексом социальных (жизненных) компетенций, необходимых для достижения основной цели
современного образования - введения обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в культуру,
овладение ими социокультурным опытом.
Личностные результаты освоения образования включают индивидуальноличностные качества и социальные
(жизненные) компетенции, необходимые для решения практико-ориентированных задач и обеспечивающие формирование и
развитие социальных отношений обучающихся в различных средах.
Личностные результаты освоения программы включают индивидуально-личностные качества и социальные (жизненные)
компетенции обучающегося, социально значимые ценностные установки.
К личностным результатам обучающихся, освоивших программу «Изобразительное искусство», относятся:
положительное отношение и интерес к процессу изобразительной деятельности и ее результату;
приобщение к культуре общества, понимание значения и ценности предметов искусства;
воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств;
отношение к собственной изобразительной деятельности как к одному из возможных путей передачи
представлений о мире и человеке в нем, выражения настроения, переживаний, эмоций;
умение наблюдать красоту окружающей действительности, адекватно реагировать на воспринимаемое,
проявлять возникающую эмоциональную реакцию (красиво/некрасиво);
представление о собственных возможностях, осознание своих достижений в области изобразительной
деятельности, способность к оценке результата собственной деятельности;
стремление к организованности и аккуратности в процессе деятельности с разными материалами и
инструментами, проявлению дисциплины и выполнению правил личной гигиены и безопасного труда;
умение выражать своё отношение к результатам собственной и чужой творческой деятельности (нравится/ не
нравится; что получилось/что не получилось); принятие факта существование различных мнений;
проявление доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости и взаимопомощи, проявление
сопереживания удачам/неудачам одноклассников;
стремление к использованию приобретенных знаний и умений в предметнопрактической деятельности, к
проявлению творчества в самостоятельной изобразительной деятельности;
стремление к дальнейшему развитию собственных изобразительных навыков и накоплению общекультурного
опыта;
• стремление к сотрудничеству со сверстниками на основе коллективной творческой деятельности, владение навыками
коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия для решения практических и творческих задач.
У.Содержание учебного предмета по изобразительного искусства в 5 классе
Содержание программы
Раздел: «Развитие у учащихся умений воспринимать и изображать форму предметов, пропорции, конструкцию»
Закрепление умений обследовать предметы с целью их изображения. Совершенствовать умения изображать с натуры,
соблюдая последовательность изображения от общей формы к деталям. (Использование объяснения фронтального поэтапного
показа способа изображения, "графического диктанта" самостоятельной работы учащихся по памяти). Выделять части,
определять пропорции и видеть объект целостно, а затем изображать его, передавая относительное сходство. Формирование
образа человека. Портрет человека (части головы и части лица человека), формирование образов животных.
Примерные задания
Рисование с натуры и по памяти предметов несложной слабо расчлененной формы (листьев дуба, крапивы, каштана;
растение в цветочном горшке); предметов с характерной формой, несложной по сюжету дерево на ветру);
передавать глубину пространства, используя загораживание одних предметов другими, уменьшая размеры далеко
расположенных предметов от наблюдателя; работать акварелью "по-мокрому".
Раздел: «Развитие уучащихся восприятия цвета предметов и формирование уменийпередавать его в живописи»
Расширение представлений учащихся о цвете и красках: работа над понятиями "основные" ("главные") цвета красный, синий, желтый и "составные цвета" (как цвета, которые можно составить из основных, главных цветов - зеленый,
оранжевый, фиолетовый, коричневый).
Развитие технических навыков работы красками. Закрепление приемов получения смешанных цветов на палитре.
Обучение приемам посветления цвета (разбавлением краски водой или добавлением белил). Получение голубой, розовой,
светло-зеленой, серой, светло-коричневой краски. Использование полученных осветленных красок в сюжетных рисунках, в
декоративном рисовании, в рисовании с натуры и по представлению.
Примерные задания
Рисование с натуры трех пиров, окрашенных в главные цвета. Рисование с натуры или по представлению предметов,
которые можно окрасить составными цветами (например, лист тополя, апельсин, цветок и т.п ). Упражнение: Получение на
палитре оттенков черного цвета (темно-серый, серый, светло-серый), зеленого цвета (светлозеленый), и окраска изображений
(например, лист сирени, монеты и т.п.).
Раскрашивание нарисованных с натуры предметов (посуда, игрушки самой простой формы, например, мяч, кубики и т.п.).
Рисование элементов Городецкой или Гжельской росписи (листья, бутоны, цветы).
Раздел: «Обучение композиционной деятельности»
Обучение приему построения сюжетной и декоративной композиции с использованием симметричного расположения ее
частей (элементов), позволяющему достигать равновесия на изобразительной плоскости.
Обучение приему построения композиции в прямоугольнике с учетом центральной симметрии.
Знакомство с выразительными средствами сказочного изображения (избушка на курьих- ножках; деревья в дремучем лесу,
сказочном лесу с глазами из двух дупел, сучьями и ветками, похожими на руки и .т.п.).
Примерные задания
«Рисование с натуры: "Ваза с цветами" (натюрморт); "Веточка сирени";
Рисование на тему: "Деревья осенью. Дует ветер"; "Зимние различения детей в деревни, городе", " Наступает долгожданная
весна!".
Декоративное рисование: "Посуда" (узор в полосе, элементы узора - листья, цветы, уточки).
Составление аппликации: "Маша и медведь".
Декоративная лепка: "Кувшин, бутылка, стакан".
Раздел: «Обучение восприятию произведений искусства»
Формирование у учащихся представлений о работе художника. Развитие умений рассматривать картины, иллюстрации
в книге, предметы декоративно-прикладного искусства.
Беседа по плану:
1. Как художник наблюдает природу, чтобы ее нарисовать.
2. Какой рассматривает предметы, чтобы их нарисовать, придумать другие.
3 .Как художник изображает деревья в разные времена года.
4.Как художник придумывает узоры для украшения предметов, ткани и др.
Примерный материал к урокам:
Произведения пейзажей: А. Саврасов «Грачи прилетели», И. Шишкин «Утро в сосновом лесу».
Сюжетные картины: Ф. Решетников «Переэкзаменовка», К. Маковский «Дети, бегущие от грозы».
Произведения декоративно-прикладного искусства: полотенце, платки с узорами, изделия Городца, Косова, Дымково, Хохломы,
Каргополя.
Виды скульптуры: «круглые» (объемные) и «рельефы» (скульптурные изображения на плоскости), «животные в скульптуре».
Знакомство с Красной книгой. Как построена книга? Иллюстрация в книге. Для чего нужна книга?
Плакат. Зачем он нужен? Открытка. Её сходство с плакатом и различия.
Знакомство с музеями мира: Что такое музей?, Зачем нужен музей?, Что хранит музей?.
У1.Формирования базовых учебных действий
Программа формирования базовых учебных действий (БУД) обучающихся с умственной отсталостью конкретизирует
требования Стандарта к личностным и предметным результатам освоения АООП и служит основной разработки программ
учебных дисциплин.
Основная цель реализации программы формирования БУД состоит в формировании школьника с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) как субъекта учебной деятельности, которая обеспечивает одно из
направлений его подготовки к самостоятельной жизни в обществе и овладения доступными видами профильного труда.
Задачами реализации программы являются:
формирование мотивационного компонента учебной деятельности;
овладение комплекс базовых учебных действий, составляющих операционный компонент учебной
деятельности;
развитие умений принимать цель и готовый план деятельности, планировать знакомую деятельность,
контролировать и оценивать ее результаты в опоре на организационную помощь учителя.
Функции базовых учебных действий:
обеспечение успешности (эффективности) изучения содержания любой предметной области;
реализация преемственности обучения на всех ступенях образования;
формирование готовности школьника с умственной отсталостью к дальнейшему профессиональному
образованию;
обеспечение целостности развития личности обучающегося.
Характеристика базовых учебных действий Личностные учебные действия
Личностные учебные действия - осознания себя как ученика, заинтересованного посещением школы,
обучением, занятиями, как члена семьи, одноклассника, друга;
способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту
ценностей и социальных ролей; положительное отношение к окружающей действительности, готовность к
организации взаимодействия с ней и эстетическому ее восприятию; целостный, социально ориентированный
взгляд на мир в единстве его природной и социальной частей;
самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений, договоренностей;
понимание личной ответственности за свои поступки на основе представлений об этических нормах и правилах
поведения в современном обществе;
готовность к безопасному и бережному поведению в природе и в обществе. Коммуникативные учебные
действия
Коммуникативные учебные действия включают следующие умения: вступать в контакт и работать в
коллективе (учитель-ученик, ученик-ученик, учение-класс, учитель-класс);
использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем;
обращаться за помощью и принимать помощь;
слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и быту;
сотрудничать с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; доброжелательно относиться,
сопереживать, конструктивно взаимодействовать с людьми;
договариваться и изменять свое поведение в соответствии с объективным мнением большинства в
конфликтных или иных ситуациях взаимодействия с окружающими.
Регулятивные учебные действия:
Регулятивные учебные действия включают следующие умения: адекватно соблюдать ритуалы школьного
поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т.д.);
принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в
общем темпе;
активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия и действия одноклассников;
соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами, принимать оценку деятельности,
оценивать ее с учетом предложенных критериев, корректировать свою деятельность с учетом
выявленных недочетов.
Познавательные учебные действия:
К познавательным учебным действиям относятся следующие умения: выделять некоторые
существенные, общие и отличительные свойства хорошо знакомых предметов;
устанавливать видо-родовые отношения предметов;
делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале;
пользоваться знаками, символами, предметами-заместителями; читать; писать; выполнять
арифметические действия;
наблюдать под руководством взрослого за предметами и явлениями окружающей действительности;
работать с несложной по содержанию и структуре информацией (понимать, изображение, текст. Устное
высказывание, элементарное схематическое изображение, таблицу, предъявленных на бумажных и
электронных и других носителях.
VII. Тематический план
№ п/п
Наименование разделов и тем
1
Всего
Количество часов
часов
Теоретические
6
1
Практические
(контрольные
работы,
самостоятельные)
5
2
6
11
3
8
7
1
6
7
2
5
4
2
2
11
4
7
2
2
6
2
Признаки
уходящего
лета,
наступающей осени. Листья разной
формы в окраске уходящего лета и
наступающей осени.
Пейзаж как жанр изобразительного
8
искусства
2
(расширение знаний о пейзаже).
Художники-пейзажисты и их картины.
А. Саврасов. И. Шишкин.
3
Развитие у детей восприятия картин
в жанре натюрморта (расширение
знаний о натюрморте). Красота
вещей вокруг нас (разные сосуд:
кувшин, вазы, кринки, бутыли).
4
Расширение знаний о портрете.
Закрепление
умений
наблюдать,
рассматривать натуру и изображать
её.
5
Как построена книга? Иллюстрации в
книге. Для чего нужна книга?
6
Развитие
у
детей
умения
рассматривать сюжетные картины,
понимать их содержание, обращать
внимание (с помощью учителя) на
некоторые
художественные
выразительные
средства,
используемые художником.
7
Расширение знаний обучающихся о
скульптуре
как
виде
изобразительного искусства, о работе
скульптура и художника-анималиста.
Животные в скульптуре. Красная
книга.
8
Народное искусство
4
8
9
Плакат. Зачем он нужен? Открытка.
Её сходство с плакатом и различия.
10
Музеи мира
Итого
2
68
VIII. Календарно-тематический план 5 класса
Тема урока
Кол-во
п\п
1
2
Базовые УД
часов
Беседа о признаках
уходящего лета,
наступающей
1
Личностные УД
Положительное отношение к окружающей
действительности,
осени.
готовность к организации взаимодействия
Дата
с ней и эстетическому ее восприятию.
П р ед м етн ы е УД Различение и передача
в рисунке эмоционального состояния и
своего отношения к природе, человеку.
2
1
Л и чн остн ы е УД
Положительное отношение к окружающей
действительности, готовность к
организации взаимодействия с ней и
эстетическому ее восприятию.
П р ед м етн ы е УД
Различение и передача в рисунке
эмоционального состояния и своего
отношения к природе.
Изображай растения.
Рисуй с натуры
деревьев с листьями,
семенами и плодами.
3
1
Л и чн остн ы е УД
Положительное отношение к окружающей
действительности, готовность к
организации взаимодействия с ней и
эстетическому ее восприятию.
П р ед м етн ы е УД Оценка результатов
собственной изобразительной
деятельности и деятельности
одноклассников (красиво, некрасиво,
аккуратно, похоже на образец).
Рисование с натуры по
памяти: «листочки
деревьев, кустарников в
осенней окраске».
4
1
Л и чн остн ы е УД
Положительное отношение к окружающей
действительности, готовность к
организации взаимодействия с ней и
эстетическому ее восприятию.
П р ед м етн ы е УД
Оценка результатов собственной
изобразительной деятельности и
деятельности одноклассников (красиво,
некрасиво, аккуратно, похоже на образец).
Рисование на тему:
«Кленовые листья
осенью».
5
1
Л и чн остн ы е УД
Положительное отношение к окружающей
действительности, готовность к
организации взаимодействия с ней и
эстетическому ее восприятию.
П р ед м етн ы е УД
Оценка результатов собственной
изобразительной деятельности и
деятельности одноклассников (красиво,
некрасиво, аккуратно,
Рисование на тему:
«Веточка с осенними
листьями освещенная
солнцем».
похоже на образец).
6
1
Осенние листья березы
на солнышке и в тени.
Аппликация с
дорисовыванием.
Л и чн остн ы е УД
Положительное отношение к окружающей
действительности, готовность к
организации взаимодействия с ней и
эстетическому ее восприятию.
П р ед м етн ы е УД Использование
разнообразных технологических способов
выполнения аппликации.
1
7
Личностные УД
Представление о собственных
возможностях, осознание своих
достижений в области изобразительной
деятельности, способность к оценке
результата собственной деятельности.
Предметны е УД
Использование разнообразных
технологических способов выполнения
рисования.
Художники- пейзажисты
и их картины
(расширение знаний о
пейзаже). Беседа.
1
8
Личностные УД
Умение выражать своё отношение к
результатам собственной и чужой
творческой деятельности (нравится/ не
нравится; что получилось/что не
получилось).
Предметны е УД Знание элементарных
правил композиции, цветоведения,
передачи формы предмета и т.д..
Алексей Кондратьевич
Саврасов и его
картины. Беседа.
1
9
Личностные УД
Положительное отношение к окружающей
действительности, готовность к
организации взаимодействия с ней и
эстетическому ее восприятию.
Предметны е УД
Различение произведений живописи:
пейзаж, портрет, натюрморт, сюжетное
изображение.
Рисование на тему: «
Нарисуй
деревья,
которые
расположенные от тебя
близко, подальше и
совсем далеко».
1
10
Личностные УД
Положительное отношение к окружающей
действительности, готовность к
организации взаимодействия с ней и
эстетическому ее восприятию.
Предметны е УД
Оценка результатов собственной
изобразительной деятельности и
деятельности одноклассников
Рисование на тему: «
Нарисуй
домики,
которые
расположенные от тебя
так же: близко,
подальше, далеко».
(красиво, некрасиво, аккуратно, похоже на
образец).
1
11
Личностные УД
Стремление к использованию
приобретенных знаний и умений в
предметно-практической деятельности, к
проявлению творчества в
самостоятельной изобразительной
деятельности. Предметные УД Владение
некоторыми приемами рисования.
Рисование пейзажа: «
Деревья и дома
расположены близко и
далеко».
1
12
Русский художник
пейзажист И.И.
Шишкин и его картины.
Беседа.
Личностные УД
Умение выражать своё отношение к
результатам собственной и чужой
творческой деятельности (нравится/ не
нравится; что получилось/что не
получилось).
Предметны е УД Знание элементарных
правил композиции, цветоведения,
передачи формы предмета и т.д..
1
13
Личностные УД
Представление о собственных
возможностях, осознание своих
достижений в области изобразительной
деятельности, способность к оценке
результата собственной деятельности.
Предметны е УД
Использование разнообразных
технологических способов выполнения
рисования.
Рисование пейзажа:
«Рожь».
1
14
Рисование пейзажа:
«Деревья в лесу».
Личностные УД
Умение выражать своё отношение к
результатам собственной и чужой
творческой деятельности (нравится/ не
нравится; что получилось/что не
получилось).
Предметны е УД
Знание элементарных правил композиции,
цветоведения, передачи формы предмета и
Т.Д..
1
15
Личностные УД
Положительное отношение к окружающей
действительности, готовность к
организации взаимодействия с ней и
эстетическому ее восприятию.
Предметны е УД Оценка результатов
собственной изобразительной
деятельности и
Узнай больше о
натюрморте
(расширение
знаний о
натюрморте).
Беседа.
деятельности одноклассников (красиво,
некрасиво, аккуратно, похоже на образец).
1
16
Личностные УД
Умение выражать своё отношение к
результатам собственной и чужой
творческой деятельности (нравится/ не
нравится; что получилось/что не
получилось).
Предметны е УД Знание элементарных
правил композиции, цветоведения,
передачи формы предмета и т.д..
Портрет. Сюжет.
Натюрморт.
Картины
художницы 3.
Серебряковой.
Беседа.
1
17
Личностные УД
Положительное отношение к окружающей
действительности, готовность к
организации взаимодействия с ней и
эстетическому ее восприятию.
Предметны е УД
Знание элементарных правил композиции,
цветоведения, передачи формы предмета и
Рисование натюрморта
с натуры «Крынка и
стакан».
Т.Д..
1
18
Рисование натюрморта
с натуры «Букет в вазе
и оранжевый апельсин».
Личностные УД
Положительное отношение к окружающей
действительности, готовность к
организации взаимодействия с ней и
эстетическому ее восприятию.
Предметны е УД Оценка результатов
собственной изобразительной
деятельности и деятельности
одноклассников (красиво, некрасиво,
аккуратно, похоже на образец).
1
19
Рисование натюрморта
с натуры «Кувшин,
яблоко, сливы».
Личностные УД
Умение выражать своё отношение к
результатам собственной и чужой
творческой деятельности (нравится/ не
нравится; что получилось/что не
получилось).
Предметны е УД
Знание элементарных правил композиции,
цветоведения, передачи формы предмета и
Т.Д..
1
20
Рисование натюрморта
с натуры «Фрукты».
Личностные УД
Стремление к использованию
приобретенных знаний и умений в
предметно-практической деятельности, к
проявлению творчества в
самостоятельной изобразительной
деятельности.
Предметны е УД
Знание способов лепки (конструктивный,
пластический, комбинированный).
1
21
Рисование сценки из
жизни. Рисование
натюрморта.
Личностные УД
Стремление к использованию
приобретенных знаний и умений в
предметно-практической деятельности, к
проявлению творчества в
самостоятельной изобразительной
деятельности.
Предметны е УД
Знание элементарных правил композиции,
цветоведения, передачи формы предмета и
Т.Д..
1
22
Картинка «Мама
готовит обед».
Рисование действий
человека.
Личностные УД
Умение выражать своё отношение к
результатам собственной и чужой
творческой деятельности (нравится/ не
нравится; что получилось/что не
получилось).
Предметны е УД
Знание элементарных правил композиции,
цветоведения, передачи формы предмета и
Т.Д..
1
23
Знакомство с
народными
художественными
промыслами России
(изготовление посуды).
Беседа.
Личностные УД
Стремление к использованию
приобретенных знаний и умений в
предметно-практической деятельности, к
проявлению творчества в
самостоятельной изобразительной
деятельности.
Предметны е УД
Знание элементарных правил композиции,
цветоведения, передачи формы предмета и
Т.Д..
1
24
Разные сосуды:
кувшины, вазы, кубики
(рисование с натуры).
Личностные УД
Представление о собственных
возможностях, осознание своих
достижений в области изобразительной
деятельности, способность к оценке
результата собственной деятельности.
Предметны е УД
Применение приемов работы с гуашью,
акварельными красками с целью передачи
фактуры предмета.
25
1
Аппликация «Кувшин,
бутылка, крынка».
26
1
Беседа о творчестве
художников. Узнай
больше о портрете
человека.
27
Рисование с натуры. 1
«Портрет человека в
профиль».
28
Л и чн остн ы е УД
Стремление к организованности и
аккуратности в процессе деятельности с
разными материалами и инструментами,
проявлению
дисциплины и выполнению правил личной
гигиены и безопасного труда.
П р ед м етн ы е УД Использование
разнообразных технологических способов
выполнения аппликации.
Л и чн остн ы е УД
Представление о собственных
возможностях, осознание своих
достижений в области изобразительной
деятельности, способность к оценке
результата собственной деятельности.
Л и чн остн ы е УД
Стремление к организованности и
аккуратности в процессе деятельности с
разными материалами и инструментами,
проявлению дисциплины и выполнению
правил личной гигиены и безопасного
труда. П р ед м етн ы е УД
Применение приемов работы с гуашью,
акварельными красками с целью передачи
фактуры предмета.
1
Л и чн остн ы е УД
Положительное отношение к окружающей
действительности, готовность к
организации взаимодействия с ней и
эстетическому ее восприятию.
П р ед м етн ы е УД Различение
декоративноприкладного искусства:,
портрет, сюжетное изображение.
Рисование с натуры.
«Фигура человека».
29
1
Л и чн остн ы е УД
Стремление к использованию
приобретенных знаний и умений в
предметно-практической деятельности, к
проявлению творчества в
самостоятельной изобразительной
деятельности.
П р ед м етн ы е УД Владение некоторыми
приемами лепки (раскатывание,
сплющивание, отщипывание).
Лепка «Фигура
человека».
30
1
Лепка «Бегущий
человек».
Л и чн остн ы е УД
Умение выражать своё отношение к
результатам собственной и чужой
творческой деятельности (нравится/ не
нравится; что получилось/что не
получилось).
П р ед м етн ы е УД
Владение некоторыми приемами лепки
(раскатывание, сплющивание,
отщипывание).
31
Рисование на тему.
«Зимние
различения в городе, в
деревне».
1
Личностные УД
Умение выражать своё отношение к
результатам собственной и чужой
творческой деятельности (нравится/ не
нравится; что получилось/что не
получилось).
Предметны е УД Знание элементарных
правил композиции, цветоведения,
передачи формы предмета и т.д..
32
1
Рисование с натуры.
«Рисование детей в
профиль и в анфас (вид
спереди)».
33
1
Личностные УД
Умение выражать своё отношение к
результатам собственной и чужой
творческой деятельности (нравится/ не
нравится; что получилось/что не
получилось).
Предметны е УД
Знание элементарных правил композиции,
цветоведения, передачи формы предмета и
Т.Д..
Личностные УД
Положительное отношение к окружающей
действительности, готовность к
организации взаимодействия с ней и
эстетическому ее восприятию.
Предметны е УД
Знание элементарных правил композиции,
цветоведения, передачи формы предмета и
Беседа. «Кто работает
над созданием книги?
Иллюстрации в книге».
Т.Д..
1
34
Беседа о художниках иллюстраторах детских
книг.
1
35
Нарисуй иллюстрацию
к сказке «Маша и
медведь».
Личностные УД
Стремление к использованию
приобретенных знаний и умений в
предметно-практической деятельности, к
проявлению творчества в
самостоятельной изобразительной
деятельности.
Предметны е УД
Узнавание и различение в книжных
иллюстрациях и репродукциях
изображенных предметов и действий.
Личностные УД
Умение выражать своё отношение к
результатам собственной и чужой
творческой деятельности (нравится/ не
нравится; что получилось/что не
получилось).
Предметны е УД
Знание элементарных правил композиции,
цветоведения, передачи формы предмета и
Т.Д..
1
36
Рисование пейзажа:
«Деревья высокие и
низкие, расположены
близко и далеко».
Личностные УД
Стремление к использованию
приобретенных знаний и умений в
предметно-практической деятельности, к
проявлению творчества в
самостоятельной изобразительной
деятельности. Предметные УД
Узнавание и различение в книжных
иллюстрациях и репродукциях
изображенных предметов и действий.
37
1
Рисование натюрморта:
«Яблоки и груши,
разной формы и
размера».
38
1
Лепка к сказке «Маша
и медведь».
39
Л и чн остн ы е УД
Стремление к использованию
приобретенных знаний и умений в
предметно-практической деятельности, к
проявлению творчества в
самостоятельной изобразительной
деятельности.
П р ед м етн ы е УД
Узнавание и различение в книжных
иллюстрациях и репродукциях
изображенных предметов и действий.
Л и чн остн ы е УД
Умение выражать своё отношение к
результатам собственной и чужой
творческой деятельности (нравится/ не
нравится; что получилось/что не
получилось).
П р ед м етн ы е УД
Владение некоторыми приемами лепки
(раскатывание, сплющивание,
отщипывание).
1
Л и чн остн ы е УД
Стремление к организованности и
аккуратности в процессе деятельности с
разными материалами и инструментами,
проявлению дисциплины и выполнению
правил личной гигиены и безопасного
труда.
П р ед м етн ы е УД Использование
разнообразных технологических способов
выполнения аппликации.
Аппликация к сказке
«Маша и медведь».
40
1
Беседа. «Восприятие
произведений искусства
русских художников».
Л и чн остн ы е УД
Стремление к использованию
приобретенных знаний и умений в
предметно-практической деятельности, к
проявлению творчества в
самостоятельной
изобразительной деятельности.
П р ед м етн ы е УД
Узнавание и различение в книжных
иллюстрациях и репродукциях
изображенных предметов и действий.
41
1
Рисование на тему
«Опять двойка».
42
1
Рисование на тему
«Дети, бегущие от
грозы».
Л и чн остн ы е УД
Стремление к использованию
приобретенных знаний и умений в
предметно-практической деятельности, к
проявлению творчества в
самостоятельной изобразительной
деятельности.
П р ед м етн ы е УД
Узнавание и различение в книжных
иллюстрациях и репродукциях
изображенных предметов и действий.
Л и чн остн ы е УД
Стремление к использованию
приобретенных знаний и умений в
предметно-практической деятельности, к
проявлению творчества в
самостоятельной изобразительной
деятельности.
П р ед м етн ы е УД
Узнавание и различение в книжных
иллюстрациях и репродукциях
изображенных предметов и действий.
43
1
Беседа. «Описание
картины Ф.
Решетникова
«Переэкзаменовка» ».
44
1
Беседа. «Узнай больше
о работе скульптора».
45
Беседа. «Животные в
скульптуре».
1
Л и чн остн ы е УД
Стремление к использованию
приобретенных знаний и умений в
предметно-практической деятельности, к
проявлению творчества в
самостоятельной изобразительной
деятельности.
П р ед м етн ы е УД
Узнавание и различение в книжных
иллюстрациях и репродукциях
изображенных предметов и действий.
Л и чн остн ы е УД
Стремление к использованию
приобретенных знаний и умений в
предметно-практической деятельности, к
проявлению творчества в
самостоятельной изобразительной
деятельности.
П р ед м етн ы е УД
Узнавание и различение в книжных
иллюстрациях и репродукциях
изображенных предметов и действий.
Л и чн остн ы е УД
Стремление к использованию
приобретенных знаний и умений в
предметно-практической деятельности, к
проявлению творчества в
самостоятельной изобразительной
деятельности. П р ед м етн ы е УД
Узнавание и различение в книжных
иллюстрациях и репродукциях
изображенных предметов и действий.
46
1
Л и чн остн ы е УД
Умение выражать своё отношение к
результатам собственной и чужой
творческой деятельности (нравится/ не
нравится; что получилось/что не
получилось).
П р ед м етн ы е УД Владение некоторыми
приемами лепки (раскатывание,
сплющивание, отщипывание).
Лепка «Собаки».
47
1
Л и чн остн ы е УД
Стремление к использованию
приобретенных знаний и умений в
предметно-практической деятельности, к
проявлению творчества в
самостоятельной изобразительной
деятельности. П р ед м етн ы е УД
Узнавание и различение в книжных
иллюстрациях и репродукциях
изображенных предметов и действий.
Беседа. «За чем была
создана Красная
книга?»
48
1
Беседа. «Животные,
изображенные в
скульптурах и на
рисунках известных
художниках ».
Л и чн остн ы е УД
Стремление к использованию
приобретенных знаний и умений в
предметно-практической деятельности, к
проявлению творчества в
самостоятельной изобразительной
деятельности.
П р ед м етн ы е УД
Узнавание и различение в книжных
иллюстрациях и репродукциях
изображенных предметов и действий.
49
1
Лепка «Белый
медведь».
50
Рисование на тему:
«Белый медведь».
1
Л и чн остн ы е УД
Умение выражать своё отношение к
результатам собственной и чужой
творческой деятельности (нравится/ не
нравится; что получилось/что не
получилось).
П р ед м етн ы е УД
Владение некоторыми приемами лепки
(раскатывание, сплющивание,
отщипывание).
Л и чн остн ы е УД
Стремление к использованию
приобретенных знаний и умений в
предметно-практической деятельности, к
проявлению творчества в
самостоятельной изобразительной
деятельности. П р ед м етн ы е УД
Узнавание и различение в книжных
иллюстрациях и репродукциях
изображенных предметов и действий.
51
1
Л и чн остн ы е УД
Умение выражать своё отношение к
результатам собственной и чужой
творческой деятельности (нравится/ не
нравится; что получилось/что не
получилось).
П р ед м етн ы е УД Владение некоторыми
приемами лепки (раскатывание,
сплющивание, отщипывание).
Лепка «Стерх».
52
1
Л и чн остн ы е УД
Стремление к использованию
приобретенных знаний и умений в
предметно-практической деятельности, к
проявлению творчества в
самостоятельной изобразительной
деятельности. П р ед м етн ы е УД
Узнавание и различение в книжных
иллюстрациях и репродукциях
изображенных предметов и действий.
Рисование на тему:
«Стерх».
53
1
Беседа. «Наступает
долгожданная
весна».
Рассматривание картин
художников.
54
1
Лепка. «Люди
встречают весну».
55
Беседа. Знакомство
с народными
1
Л и чн остн ы е УД
Стремление к использованию
приобретенных знаний и умений в
предметно-практической деятельности, к
проявлению творчества в
самостоятельной изобразительной
деятельности.
П р ед м етн ы е УД
Узнавание и различение в книжных
иллюстрациях и репродукциях
изображенных предметов и действий.
Л и чн остн ы е УД
Умение выражать своё отношение к
результатам собственной и чужой
творческой деятельности (нравится/ не
нравится; что получилось/что не
получилось).
П р ед м етн ы е УД
Владение некоторыми приемами лепки
(раскатывание, сплющивание,
отщипывание).
Л и чн остн ы е УД
Стремление к использованию
художественными
промыслами России в
области игрушки.
56
приобретенных знаний и умений в
предметно-практической деятельности, к
проявлению творчества в
самостоятельной изобразительной
деятельности. П р ед м етн ы е УД
Знание название некоторых народных и
национальных промыслов (Дымково, Г
же ль, Городец, Хохлома и др.).
1
Л и чн остн ы е УД
Стремление к использованию
приобретенных знаний и умений в
предметно-практической деятельности, к
проявлению творчества в
самостоятельной изобразительной
деятельности.
П р ед м етн ы е УД
Знание способов лепки (конструктивный,
пластический, комбинированный).
Лепка «Лошадка из
Каргополя».
57
1
Беседа. Народное
искусство. Хохломские
изделия
58
1
Рисование на тему:
«Элементы узоров
«золотой хохломы»».
59
1
Рисование на тему:
«Рисование орнамента
хохломы».
Л и чн остн ы е УД
Стремление к использованию
приобретенных знаний и умений в
предметно-практической деятельности, к
проявлению творчества в
самостоятельной изобразительной
деятельности.
П р ед м етн ы е УД
Узнавание и различение в книжных
иллюстрациях и репродукциях
изображенных предметов и действий.
Л и чн остн ы е УД
Стремление к использованию
приобретенных знаний и умений в
предметно-практической деятельности, к
проявлению творчества в
самостоятельной изобразительной
деятельности.
П р ед м етн ы е УД
Узнавание и различение в книжных
иллюстрациях и репродукциях
изображенных предметов и действий.
Л и чн остн ы е УД
Стремление к использованию
приобретенных знаний и умений в
предметно-практической деятельности, к
проявлению творчества в
самостоятельной изобразительной
деятельности.
П р ед м етн ы е УД
Знание название некоторых народных и
национальных промыслов (Дымково, Г
же ль, Городец, Хохлома и др.).
60
1
Л и чн остн ы е УД
Стремление к использованию
приобретенных знаний и умений в
предметно-практической деятельности, к
проявлению творчества в
самостоятельной изобразительной
деятельности.
П р ед м етн ы е УД
Знание способов лепки (конструктивный,
пластический, комбинированный).
Лепка «Посуды».
61
1
Роспись посуды
орнаментом «золотой
хохломы»
62
1
Рисование на тему:
«Посуда с орнаментом
«травка»».
63
1
Беседа. Узнай больше
об изображении
действительности.
Плакат.
Л и чн остн ы е УД
Стремление к использованию
приобретенных знаний и умений в
предметно-практической деятельности, к
проявлению творчества в
самостоятельной изобразительной
деятельности.
П р ед м етн ы е УД
Знание название некоторых народных и
национальных
промыслов
(Дымково,
Гжель, Городец, Хохлома и др.).
Л и чн остн ы е УД
Стремление к использованию
приобретенных знаний и умений в
предметно-практической деятельности, к
проявлению творчества в
самостоятельной изобразительной
деятельности.
П р ед м етн ы е УД
Знание название некоторых народных и
национальных
промыслов
(Дымково,
Гжель, Городец, Хохлома и др.).
Л и чн остн ы е УД
Стремление к использованию
приобретенных знаний и умений в
предметно-практической деятельности, к
проявлению творчества в
самостоятельной изобразительной
деятельности.
П р ед м етн ы е УД
Узнавание и различение в книжных
иллюстрациях и репродукциях
изображенных предметов и действий.
64
1
Рисование плаката на
тему:
«Берегите
природу!»
Л и чн остн ы е УД
Представление о собственных
возможностях, осознание своих
достижений в области изобразительной
деятельности, способность к оценке
результата собственной деятельности.
П р ед м етн ы е УД Применение приемов
работы с гуашью, акварельными красками
с целью передачи фактуры предмета.
1
65
Беседа. «Сходство и
различия плаката и
открытки».
Личностные УД
Стремление к использованию
приобретенных знаний и умений в
предметно-практической деятельности, к
проявлению творчества в
самостоятельной изобразительной
деятельности.
Предметны е УД
Узнавание и различение в книжных
иллюстрациях и репродукциях
изображенных предметов и действий.
1
66
Личностные УД
Представление о собственных
возможностях, осознание своих
достижений в области изобразительной
деятельности, способность к оценке
результата собственной деятельности.
Предметны е УД
Применение приемов работы с гуашью,
акварельными красками с целью передачи
фактуры предмета.
Рисование открытки, с
использованием
акварельных красок и
технику работы
«пятном» и «по сырому».
67
Личностные УД
Стремление к использованию
приобретенных знаний и умений в
предметно-практической деятельности, к
проявлению творчества в
самостоятельной изобразительной
деятельности.
Предметны е УД
Узнавание и различение в книжных
иллюстрациях и репродукциях
изображенных предметов и действий.
Беседа. «Музеи
России».
1
68
Беседа. «Музеи Мира».
Личностные УД
Стремление к использованию
приобретенных знаний и умений в
предметно-практической деятельности, к
проявлению творчества в
самостоятельной изобразительной
деятельности.
Предметны е УД
Узнавание и различение в книжных
иллюстрациях и репродукциях
изображенных предметов и действий
Итого:
68
IX. Учебно-методическое обеспечение
М етодические пособия:
1. Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
2. Учебник: «Изобразительное искусство». 5 класс: учеб, для общеобразоват. организаций, реализующих
адапт.основныеобщеобразоват. программы /М.Ю. Рау, М.А. Зыкова. - 2-е изд. - М.: Просвещение, 2018.