ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Настоящая рабочая программа основана на принципах реализации права детей с ограниченными возможностями здоровья (далее ОВЗ) на образование в соответствии с их способностями и возможностями в целях их социальной адаптации и интеграции в общество. Адаптированная рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного образовательного стандарта для умственно отсталых детей, примерной Адаптированной основной образовательной программы общего образования для обучающихся с умственной отсталостью. Рабочая программа ориентирована на учебник: «Устная речь» для 1 класса Специальной коррекционной школы 8 вида, автор С.В.Комарова. Москва, «Просвещение» 2016. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения речевой практики, которые определены Федеральным государственным стандартом образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Нормативно-правовую базу разработки адаптированной рабочей программы «Речевая практика» составляют: 1.Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» N273-ФЗ (вред. Федеральных законов от 07.05.2013 N 99-ФЗ, от 23.07.2013 N 203-ФЗ) 2.ФГОС для УО (Приказ№1599) 3.Примерная Адаптированная основная образовательная программа общего образования для обучающихся с умственной отсталостью (протокол от 22 декабря 2015 г.№ 4/15) 4. Локальные акты школы Программа определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения речевой практики. Соответствует федеральному государственному компоненту стандарта образования и учебному плану школы. Стандарт общего образования учащихся с умственной отсталостью обеспечивает формирование личности с учетом их особых образовательных потребностей, на основе развития индивидуальных способностей, положительной мотивации и базовых умений учебной деятельности (овладение чтением, письмом, счетом и т.д.), а также простейшими навыками самоконтроля, культурой поведения и речи, основами личной гигиены и здорового образа жизни. Основа стандарта – это деятельный и дифференцированный подход. Основные задачи изучения речевой практики–это расширение представлений об окружающей действительности. Обогащение лексической и грамматико-синтаксической сторон речи. Развитие навыков связной устной речи. Развитие навыков устной коммуникации и их применение в различных ситуациях общения. Ознакомление с средствами устной выразительности, овладение нормами речевого этикета. Цель учебного предмета «Речевая практика»: совершенствование речевого опыта обучающихся. Задачи: корригировать и обогащать языковую базу устных высказываний детей; формировать выразительную сторону речи; учить строить устные связные высказывания; воспитывать культуру речевого общения. Диагностико-пропедевтические задачи: 1. выявить индивидуальные возможности каждого ребенка, особенности его психофизического развития, оказывающие влияние на овладение учебными умениями и навыками; 2. сформировать у обучающихся физическую, социально-личностную, коммуникативную и интеллектуальную готовность к освоению АООП; 3. сформировать готовность к участию в систематических учебных занятиях, в разных формах группового и индивидуального взаимодействия с учителем и одноклассниками в урочное и внеурочное время; Коррекционные цели и задачи курса: коррекция и развитие познавательной деятельности и личностных качеств обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) средствами русского языка с учетом их индивидуальных возможностей. коррекция и развитие слуховой и зрительной памяти. коррекция и развитие связной устной речи (регулирующая функция, планирующая функция, анализирующая функция, орфоэпически правильное произношение, пополнение и обогащение пассивного и активного словарного запаса, коррекция и развитие зрительного восприятия и узнавания; коррекция и развитие пространственных представлений и ориентации; коррекция нарушений эмоционально-волевой и личностной сферы; коррекция и развитие личностных качеств учащихся, эмоционально-волевой сферы (навыков самоконтроля, усидчивости и выдержки, умение выражать свои чувства, развитие умения отвечать на вопросы, находить ответы в тексте; коррекция и развитие связной устной речи. Основные направления коррекционной работы: развитие мелкой моторики кисти и пальцев рук; развитие артикуляционной моторики; развитие фонетико-фонематических представлений, формирование звукового анализа. развитие слухового внимания и памяти; умения работать по словесной и письменной инструкции, алгоритму; развитие основных мыслительных операций; развитие наглядно-образного и словесно-логического мышления; коррекция нарушений эмоционально-личностной сферы; развитие речи и обогащение словаря; развитие навыков адекватного общения; расширение представлений об окружающем мире и обогащение словаря. Принцип коррекционной направленности обучения является ведущим. В нём конкретизированы пути и средства исправления недостатков общего, речевого и нравственного развития и воспитания умственно отсталых детей в процессе овладения учебным предметом. Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с преемственностью целей (коррекционного) образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутри предметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА, КУРСА Аудирование и понимание речи. Выполнение простых и составных устных инструкций учителя, словесный отчет о выполненных действиях. Прослушивание и выполнение инструкций, записанных на аудионосители. Чтение и выполнение словесных инструкций, предъявленных в письменном виде. Соотнесение речи и изображения (выбор картинки, соответствующей слову, предложению). Повторение и воспроизведение по подобию, по памяти отдельных слогов, слов, предложений. Слушание небольших литературных произведений в изложении педагога и с аудио-носителей. Ответы на вопросы по прослушанному тексту, пересказ. Дикция и выразительность речи. Развитие артикуляционной моторики. Формирование правильного речевого дыхания. Практическое использование силы голоса, тона, темпа речи в речевых ситуациях. Использование мимики и жестов в общении. Общение и его значение в жизни. Речевое и неречевое общение. Правила речевого общения. Письменное общение (афиши, реклама, письма, открытки и др.). Условные знаки в общении людей. Общение на расстоянии. Кино, телевидение, радио». Виртуальное общение. Общение в социальных сетях. Влияние речи на мысли, чувства, поступки людей. Организация речевого общения Базовые формулы речевого общения Обращение, привлечение внимания. «Ты» и «Вы», обращение по имени и отчеству, по фамилии, обращение к знакомым взрослым и ровесникам. Грубое обращение, нежелательное обращение (по фамилии). Ласковые обращения. Грубые и негрубые обращения. Бытовые (неофициальные) обращения к сверстникам, в семье. Именные, бытовые, ласковые обращения. Функциональные обращения (к продавцу, к сотруднику полиции и др.). Специфика половозрастных обращений (дедушка, бабушка, тетенька, девушка, мужчина и др.). Вступление в речевой контакт с незнакомым человеком без обращения («Скажите, пожалуйста…»). Обращение в письме, в поздравительной открытке. Знакомство, представление, приветствие. Формулы «Давай познакомимся», «Меня зовут…», «Меня зовут…, а тебя?». Формулы «Это …», «Познакомься пожалуйста, это…». Ответные реплики на приглашение познакомиться («Очень приятно!», «Рад познакомиться!»). Приветствие и прощание. Употребление различных формул приветствия и прощания в зависимости от адресата (взрослый или сверстник). Формулы «здравствуй», «здравствуйте», «до свидания». Развертывание формул с помощью обращения по имени и отчеству. Жесты приветствия и прощания. Этикетные правила приветствия: замедлить шаг или остановиться, посмотреть в глаза человеку. Формулы «Доброе утро», «Добрый день», «Добрый вечер», «Спокойной ночи». Неофициальные разговорные формулы «привет», «салют», «счастливо», «пока». Грубые (фамильярные) формулы «здорово», «бывай», «чао» и др. (в зависимости от условий школы). Недопустимость дублирования этикетных формул, использованных невоспитанными взрослыми. Развертывание формул с помощью обращений. Формулы, сопровождающие ситуации приветствия и прощания «Как дела?», «Как живешь?», «До завтра», «Всего хорошего» и др. Просьбы при прощании «Приходи(те)еще», «Заходи(те)», «Звони(те)». Приглашение, предложение. Приглашение домой. Правила поведения в гостях. Поздравление, пожелание. Формулы «Поздравляю с…», «Поздравляю с праздником…» и их развертывание с помощью обращения по имении отчеству. Пожелания близким и малознакомым людям, сверстникам и старшим. Различия пожеланий в связи с разными праздниками. Формулы «Желаю тебе …», «Желаю Вам…», «Я хочу пожелать…». Неречевые средства: улыбка, взгляд, доброжелательность тона. Поздравительные открытки. Формулы, сопровождающие вручение подарка «Это Вам (тебе)», «Я хочу подарить тебе…» и др. Этикетные и эмоциональные реакции на поздравления и подарки. Одобрение, комплимент. Формулы «Мне очень нравится твой…», «Как хорошо ты…», «Как красиво!» и др. Телефонный разговор. Формулы обращения, привлечения внимания в телефонном разговоре. Значение сигналов телефонной связи (гудки, обращения автоответчика сотовой связи). Выражение просьбы позвать к телефону («Позовите пожалуйста…», «Попросите пожалуйста…», «Можно попросить (позвать)…»). Распространение этих формул с помощью приветствия. Ответные реплики адресата «алло», «да», «Я слушаю». Просьба, совет. Обращение с просьбой к учителю, соседу по парте на уроке или на перемене. Обращение с просьбой к незнакомому человеку. Обращение с просьбой к сверстнику, к близким людям. Развертывание просьбы с помощью мотивировки. Формулы «Пожалуйста,…», «Можно…,пожалуйста!», «Разрешите….», «Можно мне …», «Можно я …». Мотивировка отказа. Формулы «Извините, но …». Благодарность. Формулы «спасибо», «большое спасибо», «пожалуйста». Благодарность за поздравления и подарки («Спасибо… имя»), благодарность как ответная реакция на выполнение просьбы. Мотивировка благодарности. Формулы «Очень приятно», «Я очень рада» и др. как мотивировка благодарности. Ответные реплики на поздравление, пожелание («Спасибо за поздравление», «Я тоже поздравляю тебя (Вас)». «Спасибо, и тебя (Вас) поздравляю»). Замечание, извинение. Формулы «извините пожалуйста» с обращением и без него. Правильная реакция на замечания. Мотивировка извинения («Я нечаянно», «Я не хотел» и др.). Использование форм обращения при извинении. Извинение перед старшим, ровесником. Обращение и мотивировка при извинении. Сочувствие, утешение. Сочувствие заболевшему сверстнику, взрослому. Слова поддержки, утешения. Одобрение, комплимент. Одобрение как реакция на поздравления, подарки: «Молодец!», «Умница!», «Как красиво!». Примерные темы речевых ситуаций «Я – дома» (общение с близкими людьми, прием гостей) «Я и мои товарищи» (игры и общение со сверстниками, общение в школе, в секции, в творческой студии) Я за порогом дома» (покупка, поездка в транспорте, обращение за помощью (в т.ч. в экстренной ситуации), поведение в общественных местах (кино, кафе и др.). «Я в мире природы» (общение с животными, поведение в парке, в лесу) Темы речевых ситуаций формулируются исходя из уровня развития коммуникативных и речевых умений обучающихся и социальной ситуации их жизни. Например, в рамках лексической темы «Я за порогом дома» для отработки этикетных форм знакомства на уроках могут быть организованы речевые ситуации «Давайте познакомимся!», «Знакомство во дворе», «Знакомство в гостях». Алгоритм работы над темой речевой ситуации. Выявление и расширение представлений по теме речевой ситуации. Актуализация, уточнение и расширение словарного запаса по теме ситуации. Составление предложений по теме ситуации, в т.ч. ответы на вопросы и формулирование вопросов учителю, одноклассникам. Конструирование диалогов, участие в диалогах по теме ситуации. Выбор атрибутов к ролевой игре по теме речевой ситуации. Уточнение ролей, сюжета игры, его вариативности. Моделирование речевой ситуации. Составление устного текста (диалогического или несложного монологического) по теме ситуации. Основные формы организации учебно-познавательной деятельности обучающихся: Занятия по данной программе проводятся в форме урока (1полугодие– 35 минут, 2 полугодие40мин). Основные типы уроков: комбинированные уроки; уроки повторения изученного материала; урок систематизации и обобщения знаний; обобщение и систематизация пройденного материала с использованием дидактических и ролевых игр, средств ТСО. нестандартные уроки (уроки-игры и т.п.) Основными методами урока являются: словесные – чтение, рассказ, объяснение, беседа, работа с учебником и книгой. наглядные – наблюдение, демонстрация, просмотр, пример. практические – пересказывание, ответы на вопросы. Технологии: игровые, здоровьесберегающие, технологии уровневой дифференциации, индивидуального подхода, проблемного обучения, АМО, ИКТ. Формы работы: беседа, заучивание с голоса учителя коротких стихотворений, загадок, скороговорок. ОПИСАНИЕ МЕСТА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РЕЧЕВАЯ ПРАКТИКА» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ Введение в АООП для обучающихся с умственной отсталостью учебного предмета «Речевая практика» обусловлено несовершенством речевой практики умственно отсталых обучающихся, что задерживает развитие их речи как средства общения, затрудняет включение детей в разнообразные формы коммуникации. Учебный предмет «Речевая практика» входит в образовательную область обязательной части учебного плана «Язык и речевая практика». Тематическое планирование рассчитано на 2 часа в неделю (33 учебные недели), что составляет 66 учебных часов в год. ЛИЧНОСТНЫЕ,ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА Личностные результаты Освоение рабочей программы учебного предмета «Речевая практика» (1класс), созданной на основе ФГОС, обеспечивает достижение обучающимися с умственной отсталостью (нарушениями интеллекта) двух видов результатов: личностных и предметных. В структуре планируемых результатов ведущее место принадлежит личностным результатам, поскольку именно они обеспечивают овладение комплексом социальных (жизненных) компетенций, необходимых для достижения основной цели современного образования―введения обучающихся с умственной отсталостью (нарушениями интеллекта) в культуру, овладение ими социокультурным опытом. Личностные результаты включают индивидуально-личностные качества и социальные (жизненные) компетенции обучающегося, социально значимые ценностные установки. Личностные результаты обучающегося 1 класса: 1) осознание себя как ученика; 2)владение элементарными навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия; 3) наличие мотивации к учебной деятельности 4) установка на безопасный, здоровый образ жизни Базовые учебные действия: Познавательные учебные действия К познавательным учебным действиям относятся следующие умения: наблюдать, работать с информацией (понимать изображение, устное высказывание) предъявленные на бумажных и электронных и других носителях); сравнивать, классифицировать на наглядном материале. Предметные: слушать небольшую сказку или рассказ, соотносить картинки с их содержанием, отвечать на вопросы по содержанию, опираясь на наглядные средства. Выполнять задания по словесной инструкции. Называть предметы и действия, соотносить их с картинками. Употреблять «вежливые» слова при обращении к другим людям. Правильно здороваться при встрече и прощаться при расставании. Сообщать своё имя и фамилию, имена и отчества учителей, воспитателей, имена одноклассников и ближайших родственников. Коммуникативные учебные действия: вступать в контакт и работать в коллективе (учитель – ученик, ученик– ученик, учитель-класс). Регулятивные учебные действия: передвигаться по школе, находить свой класс, другие необходимые помещения; адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.), входить и выходить из учебного помещения со звонком. Личностные учебные действия: 1)формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов; 2)развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении; 3)овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире; 4)овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни; 5)владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия; 6)способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей; 7)развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; 8)развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; 9)формирование готовности к самостоятельной жизни. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА, КУРСА 1. Аудирование. Его содержание нацелено на развитие у детей способности воспринимать и понимать обращенную к ним речь. Выполнение простых устных инструкций учителя, словесный отче то выполненных действиях. Соотнесение речи и изображения (выбор картинки, соответствующей слову, предложению). Повторение и воспроизведение по подобию, по памяти отдельных слогов, слов, предложений. Слушание небольших литературных произведений в изложении педагога и с аудионосителей. Ответы на вопросы по прослушанному тексту, пересказ. Темы: «Играем в сказку», «Мойдодыр», «Мамины помощники». 2. Дикция и выразительность речь. Ориентирует учителя на отработку у школьников четкости произношения, эмоциональной выразительности речи. Развитие артикуляционной моторики. Формирование правильного речевого дыхания. Практическое использование силы голоса, тона, темпа речи в речевых ситуациях. Использование мимики и жестов в общении. Темы: «Мы встречаем Новый Год», «Мир природы», «Наши любимые животные». 3. Подготовка речевой ситуации и организация высказывания. В содержание раздела входит перечень лексических тем и речевых ситуаций по названным темам, связанных со школьной жизнью и бытом детей, их играми, взаимоотношениями с окружающими. Речевое и неречевое общение. Правила речевого общения. Влияние речи на мысли, чувства, поступки людей. Темы: «Школьная жизнь», «Игры и игрушки», «Я дома». 4. Культура общения. Его содержание нацеливает учителя на проведение специальной работы по обогащению речи учащихся словами, оборотами, служащими для выражения благодарности, просьбы, приветствия. Обращение, привлечение внимания. «Ты» и «Вы», обращение по имени и отчеству, по фамилии, обращение к знакомым взрослым и ровесникам. Грубое обращение, нежелательное обращение (по фамилии). Ласковые обращения. Грубые и негрубые обращения. Бытовые (неофициальные) обращения к сверстникам, в семье. Именные, бытовые, ласковые обращения. Функциональные обращения (к продавцу, к сотруднику полиции и др.). Специфика половозрастных обращений (дедушка, бабушка, тетенька, девушка, мужчина и др.). Вступление в речевой контакт с незнакомым человеком без обращения («Скажите, пожалуйста…»). Знакомство, представление, приветствие. Формулы «Давай познакомимся», «Меня зовут…», «Меня зовут…, а тебя?». Формулы «Это …», «Познакомься пожалуйста, это…». Ответные реплики на приглашение познакомиться («Очень приятно!», «Рад познакомиться!»). Приветствие и прощание. Употребление различных формул приветствия и прощания в зависимости от адресата (взрослый или сверстник). Формулы «здравствуй», «здравствуйте», «до свидания». Развертывание формул с помощью обращения по имени и отчеству. Жесты приветствия и прощания. Этикетные правила приветствия: замедлить шаг или остановиться, посмотреть в глаза человеку. Формулы «Доброе утро», «Добрый день», «Добрый вечер», «Спокойной ночи». Неофициальные разговорные формулы «привет», «салют», «счастливо». Просьбы при прощании «Приходи(те)еще», «Заходи(те», «Звони(те)». Приглашение, предложение. Приглашение домой. Правила поведения в гостях. Поздравление, пожелание. Формулы «Поздравляю с…»,«Поздравляю с праздником…» и их развертывание с помощью обращения по имени и отчеству. Неречевые средства: улыбка, взгляд, доброжелательность тона. Поздравительные открытки. Формулы, сопровождающие вручение подарка «Это Вам(тебе)», «Я хочу подарить тебе…» и др. Одобрение, комплимент. Формулы «Мне очень нравится твой…», «Как хорошо ты…», «Как красиво!» и др. Просьба, совет. Обращение с просьбой к учителю, соседу по парте на уроке или на перемене. Обращение с просьбой к незнакомому человеку. Обращение с просьбой к сверстнику, к близким людям. Развертывание просьбы с помощью мотивировки. Формулы «Пожалуйста,…», «Можно…,пожалуйста!», «Разрешите….», «Можно мне …», «Можно я …». Мотивировка отказа. Формулы «Извините, но …». Благодарность. Формулы «спасибо», «большое спасибо», «пожалуйста». Благодарность за поздравления и подарки («Спасибо… имя»), благодарность как ответная реакция на выполнение просьбы. Мотивировка благодарности. Формулы «Очень приятно», «Я очень рада» и др. как мотивировка благодарности. Ответные реплики на поздравление, пожелание («Спасибо за поздравление», «Я тоже поздравляю тебя (Вас)». «Спасибо, и тебя (Вас) поздравляю»). Замечание, извинение. Формулы «извините пожалуйста» с обращением и без него. Правильная реакция на замечания. Мотивировка извинения («Я нечаянно», «Я не хотел» и др.). Использование форм обращения при извинении. Извинение перед старшим, ровесником. Обращение и мотивировка при извинении». ПЛАНИРУЕМЫЕРЕЗУЛЬТАТЫ Рабочая программа по предмету «Устная речь» определяет два уровня овладения предметными результатами: минимальный и достаточный. Достаточный уровень освоения предметных результатов не является обязательным для всех обучающихся. Минимальный уровень является обязательным для всех обучающихся с умственной отсталостью (нарушениями интеллекта). Отсутствие достижения этого уровня по предмету не является препятствием к продолжению образования по данному варианту программы. Минимальный уровень: формулировка просьб и желаний с использованием этикетных слов и выражений; участие в ролевых играх в соответствии с речевыми возможностями; восприятие на слух сказок и рассказов; ответы на вопросы учителя по их содержанию с опорой на иллюстративный материал; выразительное произнесение чистоговорок, коротких стихотворений с опорой на образец чтения учителя; участие в беседах на темы, близкие личному опыту ребенка; ответы на вопросы учителя по содержанию прослушанных и/или просмотренных радио- и телепередач. Достаточный уровень: понимание содержания небольших по объему сказок, рассказов и стихотворений; ответы на вопросы; понимание содержания детских радио-и телепередач, ответы на вопросы учителя; выбор правильных средств интонации с опорой на образец речи учителя и анализ речевой ситуации; активное участие в диалогах по темам речевых ситуаций; высказывание своих просьб и желаний; выполнение речевых действий (приветствия, прощания, извинения и т. п.), используя соответствующие этикетные слова и выражения; участие в коллективном составлении рассказа или сказки по темам речевых ситуаций; составление рассказов с опорой на картинный или картинно-символический план. ПОКАЗАТЕЛИ ОЦЕНКИ РАБОТ УЧАЩИХСЯ Во время обучения в 1 классе целесообразно всячески поощрять и стимулировать работу учеников, используя только качественную оценку. При этом не является принципиально важным, насколько обучающийся продвигается в освоении того или иного учебного предмета. На этом этапе обучения центральным результатом является появление значимых предпосылок учебной деятельности, одной из которых является способность ее осуществления не только под прямым и непосредственным руководством и контролем учителя, но и с определенной долей Самостоятельности во взаимодействии с учителем и одноклассниками. В целом оценка достижения обучающимися с умственной отсталостью (нарушениями интеллекта) предметных результатов должна базироваться на принципах индивидуального и дифференцированного подходов. Усвоенные обучающимися даже незначительные по объему и элементарные по содержанию знания и умения должны выполнять коррекционноразвивающую функцию, поскольку они играют определенную роль в становлении личности ученика и овладении им социальным опытом. Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения 1.Адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью 2.Интернет ресурсы. 3.Учебник для «Устная речь» С.В.Комарова. Москва, «Просвещение» 2016 4.«Весёлая грамматика » В.В.Волина издательство « Знание»1993г 7.«Развитие фонематического слуха» Е.В.Колесникова. Москва 1999. 8.Речевые пятиминутки автор Н.И.Гридчина.КАРО Санкт-Петербург 2005г 9.«Развитие речи» Т.И.Гризик, Л.Е.Тимощук.« Просвещение»2007 10.«Речевое развитие» Л.Д.Мали, О.С.Арямова, С.А.Климова. Н.С.Пескова. Пенза1997. 11.Игры по обучению грамоте и чтению Н.Н.Максимук. Москва « ВАКО» 2007 Тематическое планирование № п/п Дата план Тема урока Кол-во часов факт 1 1 сентября Школа. 1 2 Ученик. 1 3 Класс. 1 4 Дежурство по классу. 1 5 Урок и перемена 1 Планируемые результаты Предметные Формирование навыков связного высказывания. Формировать у учащихся умение отвечать на вопросы учителя в процессе беседы. Знакомство учителя с учениками и друг с другом. Формирование начальных представлений о понятиях «ученик», «знание». Формировать представление об учебной деятельности и ее особенностях. Формировать навыки культуры поведения в школе (на уроке, на перемене). Личностные Проявлять интерес к новым знаниям. Знать правила поведения в школе. Знать правила поведения в школе. Развивать познавательный интерес. Уметь применять на практике правила поведения. Воспитывать чувство товарищества, взаимоуважения, доброты Закрепить среди учащихся Воспитывать понимание социальной роли осознанное, дежурного по классу. Повысить ответственное ответственность воспитанников за отношение к порядок в классе, наметить пути поручению. совершенствования организации дежурства. Формировать навыки культуры Уметь применять на поведения в школе (на уроке, на практике правила Основные виды деятельности Игра «Давайте познакомимся». Экскурсия по школе. Определять, что такое «можно» и что такое «нельзя» в школе. Песня «Учат в школе». Рассказ Леонида Каминского «Как Маша пошла в школу». Закрепить знания детей о правилах культурного поведения в школе. Загадка («Дежурный»). Сюжетные картинки по теме. Дид. Игра «Четвертый лишний». Закрепить знания детей о правилах перемене). Развивать речь, мышление, воображение. поведения. Воспитывать чувство товарищества, взаимоуважения, доброты Проявлять интерес к новым знаниям. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств, доброжелательности и эмоциональнонравственной отзывчивости, понимать и сопереживать. Знать название учебных предметов. Уметь правильно использовать их (по назначению). Обогащать словарь новыми словами. Уметь применять на практике полученные знания. 6 Режим школьника. 1 Сформировать у детей понятие о режиме дня, обеспечивающем здоровье человека. Развивать навыки 7 Школьные принадлежности 1 8 Бережное отношение к учебникам 1 Обогащение лексического запаса учащихся словами, называющими школьные вещи, их основные признаки и действия с ними Развивать фразовую и разговорно- диалогическую речь. Учить детей беречь книги, научить делать закладки, уметь пользоваться ими. 9 Покупка школьных принадлежностей 1 Формировать у детей представления о правилах поведения в магазине. Учить первоклассников строить инициирующие и ответные реплики в диалоге с продавцом магазина. Уметь ориентироваться в ассортименте магазина канцелярских товаров. 10 Правила поведения в магазине школьных принадлежностей. 1 Правила поведения в магазине школьных принадлежностей. Уметь делать покупки. Обращаться за помощью к работнику магазина Уметь культурного поведения в школе. Ознакомить детей с понятием режим дня. Знать и соблюдать режимные моменты. Загадки на тему: «Школьные принадлежности» .Цв. иллюстрации по теме. Д.и. «Собери портфель». Д.и. «Книжки говорят». Загадки на тему: «Школьные принадлежности». Аккуратное обращение с учебниками. Научить пользоваться закладками. Использование слов: пожалуйста, спасибо. Разучивание чистоговорки «Расскажи мне про покупку». В ходе игры познакомить школьников с основными правилами поведения в магазине. Учить обращаться за помощью к продавцу (подскажите пожалуйста…) и 11 Экскурсия в магазин школьных принадлежностей 1 Учить первоклассников строить инициирующие и ответные реплики в диалоге с продавцом магазина. Основные правила поведения в магазине (обращаться к продавцу чётко, достаточно громко, доброжелательно смотреть на продавца, можно использовать указательный жест). Познакомить первоклассников с правами и обязанностями детей. Развести понятия «права» и «обязанности», показать единство прав и обязанностей. 12 Права и обязанности современного школьника. 1 13 Знакомство во дворе. 1 Помочь учащимся перенести полученные знания о ситуации «Знакомство» в новые условия. Правила поведения при знакомстве: ровеснику при знакомстве можно подавать руку и говорить «Привет!». 14 Что такое вежливость. 1 Формировать у детей нравственные представления о вежливости. Развивать у детей желание быть вежливыми и использовать на практике полученные знания. Уметь делать покупки. Обращаться за помощью к работнику магазина. принимать помощь (спасибо). Учить обращаться за помощью к продавцу (подскажите пожалуйста…) и принимать помощь (спасибо) Воспитывать уважение к высказываниям одноклассников, их правам. Знать, что такое права и обязанности. Уметь использовать на практике полученные знания. Понимание личной ответственности за свои поступки на основе представлений об этических нормах и правилах поведения в современном обществе, о правилах поведения при знакомстве. Уметь знакомиться с ровесниками. Развитие логических операций: анализа и синтеза при обсуждении вопросов темы. Пословицы, поговорки о семье. Игра «Четвертый лишний». Физ. Мин.пантамима «Помощники» (под музыку «Антошка»). Использование в диалоге вопросительных предложений «Как тебя зовут?» «Хочешь с нами играть?» Расширение представления детей о правилах поведения при знакомстве. Игра Доскажи словечко». Д.и. «Назови волшебные слова». Сценка «Буратино и Мальвина». Рассказ культурными. 15 Я и мои товарищи 1 Формирование у детей правильного отношения к окружающим людям. Воспитывать чувства взаимопомощи, товарищества (коллективизма) , умения быть внимательным к окружающим людям, умение думать о других. 16 Что такое дружба. 1 17 Мы идём во двор гулять. 1 Воспитывать доброту, отзывчивость; развивать разговорную речь, умение выражать свои мысли связно, последовательно, полным предложением. Уметь правильно обращаться к незнакомому человеку. Приветствовать взрослых и ровесников. 18 Составление рассказа "Мои друзья во дворе". 1 Содействовать формированию добрых отношений между детьми в классе, развивать стремление быть терпимым в обществе людей, воспитывать уважение к одноклассникам. Расширение представления детей о правилах поведения при знакомстве. Использование в диалоге вопросительных предложений «Как тебя зовут?» «Хочешь с нами играть?» Расширение представления детей о правилах поведения при знакомстве. Расширение представления детей о правилах поведения при знакомстве. Использование в диалоге вопросительных предложений «Как тебя зовут?» «Хочешь с нами играть?» Уметь грамотно строить речевое высказывание. Воспитывать доброту, отзывчивость; развивать разговорную речь, умение выражать свои мысли С.Михалкова «Зеркало». Стихотворение С.Маршака «Ежели вы вежливы». Учить правильно и культурно общаться с людьми, уважать своего товарища. Побуждать первоклассников не только участвовать в игровой ситуации в роли адресата реплик, но и инициировать диалог. Понятия «дружба», «друг». «Правила дружбы». Помочь учащимся перенести полученные знания о ситуации «Знакомство» в новые условия. Как познакомиться с ребятами. Конструирование реплик по теме. Составление текста по опорному плану. 19 Знакомство в гостях. 1 20 Правила этикета. 1 21 Правила поведения в гостях. Приветствие гостей. 1 22 "Волшебные слова". 1 Расширение представления детей о правилах поведения при знакомстве. Расширить представления учащихся о правилах поведения при знакомстве с ровесниками и старшими. Познакомить с понятием «познакомить кого- то с кем-то». Правильно вести себя при знакомстве со старшим по возрасту гостем. Сформировать умения выглядеть достойно и чувствовать себя уверенно в различных жизненных ситуациях в соответствии с нормами поведения. Развивать коммуникативные способности, умение анализировать. Знать правила культурного поведения в обществе. Уметь приветствовать людей. Расширить представления учащихся о правилах поведения при знакомстве с ровесниками и старшими. Сформировать в сознании детей понятие «вежливость». Формировать умение давать оценку поступкам, высказывать свое мнение по теме. связно, последовательно, полным предложением. Знать правила культурного поведения в обществе. Уметь приветствовать людей. Принимать гостей. Умение строить диалог между хозяином и гостями по предложенной схеме. Уметь использовать на практике полученные знания Составление высказывания из 4 предложений на заданную тему по символическому плану. Коллективное составление рассказа «Как я гостей встречал» по вопросам учителя. Познакомить учащихся с элементарными нормами поведения в обществе. Знать правила поведения в гостях. Уметь выполнять эти правила практически. Правила этикета в гостях. Жесты приветствия и радушия. Приветственные фразы. Развивать познавательный интерес; расширять кругозор учащихся; закреплять знания о вежливости; воспитывать культуру общения, прививать этические нормы поведения. Уметь Игра «Угадай вежливое слово». Игра «Вежливые прятки». В.Осеева «Волшебное слово». Стихотворение И.Токмакова «Про Машу». 23 Составление рассказа «Как я ходил в гости». 1 24 Я принимаю гостей. 1 25 Готовимся к празднику «Новый год». 1 26 Новогодние традиции. 1 использовать на практике полученные знания. Знать правила культурного Вести диалог на заданную поведения в обществе. Уметь тему. Знать правила приветствовать людей. Расширить поведения в гостях. Уметь представления учащихся о выполнять эти правила правилах поведения при практически знакомстве с ровесниками и старшими Знать правила культурного Развивать познавательный поведения в обществе. Уметь интерес; расширять приветствовать людей. Расширить кругозор учащихся; представления учащихся о закреплять знания о правилах поведения при вежливости; воспитывать знакомстве с ровесниками и культуру общения, старшими. прививать этические нормы поведения. Расширять знания детей в области Знать когда отмечается новогоднего праздника. Развивать Новый год. Основные речь, мышление, традиции Нового года. сообразительность, находчивость, Уметь читать стихи по теме внимание. Новый год. Расширять представления учащихся о праздновании Нового Расширять кругозор учащихся. Познакомить с Составление рассказа по сюжетным картинкам « Как я ходил в гости». Правила приема гостей. Проигрывание различных ситуаций встречи гостей. Разучивание новогоднего стихотворения по выбору учителя. Учить первоклассников отвечать на вопросы в беседе и инициировать общение. Составление диалогов по сюжетным картинкам. Составление письма Деду Морозу с опорой на условнографические схемы предложений. Составление устного поздравления с Новым годом. Расширять знания детей в области новогоднего года в России и других странах. Учить различать Деда Мороза от Санта Клауса. 27 Приглашение гостей на Новый год. 1 28 Ёлочные игрушки. 1 29 Украшаем ёлку. 1 30 Новогодние поздравления. 1 31 Новый год в странах мира. 1 русскими традициями встречи Нового года. Создать предновогоднее настроение. Расширять кругозор учащихся. Уметь практически Познакомить с русскими использовать правила традициями встречи Нового года. этикета. Формировать у детей интерес и Знать названия игрушек и любовь к русским народным уметь их выбирать. Виды традициям, к Родине знакомство с ёлочных игрушек. историей появления елочных Разнообразие ассортимента игрушек. Расширять знания детей в магазине. в области новогоднего праздника. Виды ёлочных игрушек. Расширять представления Учить наряжать елку. учащихся о праздновании Нового Создать предновогоднее года, о традициях встречи Нового настроение. года. Помочь каждому ребенку самовыразиться. Воспитывать самостоятельность, творческое отношение к делу. Учить первоклассников строить Уметь практически реплики поздравления, использовать правила сопровождающие вручение этикета. подарков. Выражение вступать в контакт и работать в коллективе (учитель - ученик, ученик ученик, ученик - класс, учителькласс). Расширять знания детей в области Основные традиции Нового новогоднего праздника. года в разных странах. Познакомить с новогодними Учить различать Деда традициями на Руси и в других мороза от Санта Клауса. праздника Правила приглашения гостей на праздник. Оформление открытки- приглашения. Загадки. Описательные рассказы «Елочные украшения». Выполнить групповую работу «Елочную игрушку- фонарик». Виды ёлочных игрушек. Техника безопасности при использовании электрических гирлянд. Составление новогоднего поздравления. Моделирование возможных диалогов между героями картинки при преподнесении подарков. Расширять знания детей в области новогоднего праздника страна Умение участвовать в беседе, составлять предложения с опорой на картинку и графическую схему. Проигрывание возможных диалогов знакомства с Дедом Морозом. Рассказ по кругу: коллективное составление рассказа о новогоднем празднике с опорой на сюжетные картинки. Составление рассказа о Деде Морозе. Учить первоклассников отвечать на вопросы в беседе и инициировать общение. Составление диалогов по сюжетным картинкам. Приглашение гостей на новогодний праздник. Составление предложений о подарках, приготовленными детьми на Новый год родным и близким. Каким может быть новогодний подарок. Составление рассказа по опорному плану. Физ. мин. «Я Мороза не боюсь». Составление рассказа по опорному плану. 32 Новогодние чудеса. 1 Уметь отвечать на вопросы в беседе и инициировать общение. Использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем. Расширять знания детей в области Уметь составлять рассказ новогоднего праздника. Учить по опорному плану различать Деда Мороза от Санта Клауса 33 Добрый Дедушка Мороз. 1 34 Поздравления и подарки. 1 Расширять кругозор учащихся. Познакомить с русскими традициями встречи Нового года. Развивать речь, воображение, мышление. Строить простые предложения и короткие рассказы с опорой на символический план. 35 В Новом году я обещаю… 1 Уметь грамотно строить речевое высказывание. 36 Составление рассказа «Как я встретил Новый год» 1 37 Зимняя погода. 1 Развивать любознательность, воображение, творческие способности. Помочь каждому ученику самовыразиться. Развивать воображение, творческие способности. Развивать умение наблюдать, устанавливать причинноследственные связи в природе, Строить простые предложения и короткие рассказы с опорой на символический план. Развивать умение наблюдать, устанавливать причинно следственные Знать особенности зимней погоды. Уметь ориентироваться в выборе логическое мышление, память, речь, воображение; 38 Зимняя одежда. 1 Название предметов зимней одежды и обуви. Тренировочные упражнения в произнесении реплике интонацией просьбы. 39 Зимняя обувь. 1 40 Зимняя прогулка. 1 Формирование навыков взаимопомощи. Расширить словарный запас школьников, обозначающие предметы, используемые при уходе за обувью и одеждой. Тренировочные упражнения в произнесении реплике интонацией просьбы. Обобщить знания детей о зиме. Актуализация словарного запаса в игре « Кто знает- пусть продолжает». Моделирование возможных диалогов между детьми во время прогулки. Составление рассказа « На прогулке» с опорой на связи в природе, логическое мышление, память, речь, воображение. Знать особенности зимней погоды. Уметь ориентироваться в выборе одежды в соответствии с погодой. Уметь строить высказывания содержащие просьбу. Использовать интонацию просьбы в связи с ситуацией. Уметь ориентироваться в выборе обуви в соответствии с погодой. Уметь составлять рассказы из личного опыта. Вести диалог используя вежливые слова. одежды в соответствии с погодой. Заучивание чистоговорки «В шапке да шубке хорошо Мишутке». Проигрывание ситуации «Кукла одевается на прогулку». Рассматривание картинок и называние предметов зимней одежды и обуви Отрывок из стихотворения В. Маяковского «Что такое хорошо, что такое плохо?». Слушать и понимать речь других. Употребление слов спасибо, пожалуйста. Заучивание чистоговорки «В шапке да шубке хорошо Мишутке». Рассматривание картинок 41 Зимние виды спорта. 1 42 Зимние развлечения 1 43 Составление рассказа "За что я люблю зиму" 1 44 Игрушки. 1 45 Игрушки народов мира. 1 картинку. Обобщить знания детей о зиме; рассказать о зиме в занимательной форме. Развивать творческие способности учащихся; воспитывать чувства товарищества, уважения друг к другу. Закреплять умение строить высказывание- просьбу, в связи с ситуацией. Правила безопасного поведения при зимних развлечениях. Уточнить знания детей о зимних природных явлениях, взаимосвязи их с жизнью. Воспитывать умение внимательно слушать, не перебивая других. Развивать мышление, слуховое т зрительное внимание, связную речь и творческое воображение. Представление о назначении игрушек. Обобщающие слова, называющие группы игрушек: куклы, мягкие игрушки, машины. Развивать коммуникативные способности, умения правильного Знать основные зимние виды спорта. Правила безопасного поведения при зимних видах спорта Зимние виды спорта. Спортивный инвентарь. Уметь использовать на практике полученные знания. Выбор предложения, наиболее подходящего к картинке из двух- трех слов, произнесенных учителем (У Миши санки. У Маши санки.) Моделирование возможных диалогов между героями Слушание стихотворения А. Сурикова «Детство» (отрывок). Учить детей строить предложения на заданную тему, отвечать на вопросы полным предложением. Знать, что такое игрушки. Конструирование возможных Какие бывают игрушки, для диалогов между продавцом и чего нужны игрушки. покупателями в магазине «Игрушки» Знать основные виды и Описание игрушки по названия игрушек народов картинно- графическому 46 Я люблю свою игрушку. 1 47 Правила поведения в магазине игрушек. 1 48 Как вежливо просить о помощи. 1 49 Домашние дела. 1 50 Помощники. 1 общения в коллективе. Научиться составлять рассказ о первых спутниках в познании окружающего мира, о первых друзьях Обогащать лексический запас учащихся словами, называющими игрушки, их основные признаки и действия с ними. Дать возможность учащимся вспомнить о своей любимой игрушке; показать значение игрушки в жизни взрослого и ребенка; воспитывать умение общаться, быть искренним и честным. Правила поведения в магазине игрушек. Воспитание умения общаться, быть искренним и честным, прививать бережное отношение к труду взрослых Формирование навыков взаимопомощи. Развивать коммуникативные способности, умение анализировать. мира. Знать какие бывают игрушки, для чего нужны игрушки. плану. Составление предложений, как можно играть с этой игрушкой. Знать какие бывают игрушки, для чего нужны игрушки. Уметь играть в игрушки. Чтение учителем стих-я А. Барто «Я люблю свою лошадку». Диалог «Давай приберём игрушки». Составление предложений, как можно играть с этой игрушкой Уметь ориентироваться я в разнообразии ассортимента магазина. Знать правила поведения Повторить основные правила поведения в магазине в предложенных педагогом ситуациях Уметь грамотно строить речевое высказывание. Формировать понятия трудолюбие, ответственность, за порученное дело, уважение к труду человека. Формирование навыков взаимопомощи. Формирование навыков взаимопомощи. Учить Уметь применять полученные знания на практике. Построение вежливого высказывания о помощи. Составление предложений по сюжетной картинке и схемам предложения Загадки. Составление предложений по сюжетной картинке и схемам предложения. Уметь строить высказывание - просьбу и Моделирование диалога между мальчиком и 51 Стихотворение А. Барто «Помощница». 1 52 Викторина "Помощники" 1 первоклассников строить реплику - предложение, альтернативные ответные реплики. Расширить словарный запас школьников, обозначающие предметы быта. Воспитание трудолюбия, желания приносить людям радость и счастье своим трудом. Воспитание заботливости, настойчивости в достижении цели, взаимопомощи, бережное отношение к вещам отвечать на просьбу согласием или отказом. Воспитание трудолюбия, желания приносить людям радость и счастье своим трудом Формировать навыки уборки дома; воспитывать уважение к матери. Воспитание уважительного отношения ко всем членам семьи, осознанного и добросовестного отношения к домашнему труду, к своим обязанностям. Создание эмоционального настроя, атмосферы группового доверия, сплоченности детей Закрепить понятия трудолюбие, ответственность, за порученное дело, уважение к труду человека. Уметь применять полученные знания на практике. Научить детей вести беседу, высказываться самим и слушать других. Создание эмоционального настроя, атмосферы группового доверия, сплоченности детей Воспитание трудолюбия, желания приносить людям радость и счастье своим трудом. Воспитание заботливости, настойчивости в достижении цели, взаимопомощи, бережное девочкой, члена семьи, одноклассника, друга ситуацией «Мамины помощники». Слушание стих-я А. Барто «Помощница». Составление диалогов «Делаем уборку вместе» с опорой на сюжетные картинки и личный опыт детей. Рисование «живой» картины по стихотворению. Употребление слов спасибо, пожалуйста Разучивание стих-я А. Барто «Помощница». Обратить внимание учащихся на значение интонационного выделения слов. Анализ ситуации по вопросам учителя. Рассматривание картинок. Составление рассказа по картинке. Обобщение изученного материала. Анализ ситуации по вопросам учителя. Рассматривание картинок. Составление рассказа п 53 Рассказ « Как я помогаю дома». 1 54 Колыбельные песни. 1 55 Перед сном. 1 Формировать навыки уборки дома; воспитывать уважение к матери. Воспитание уважительного отношения ко всем членам семьи, осознанного и добросовестного отношения к домашнему труду, к своим обязанностям. Создание эмоционального настроя, атмосферы группового доверия Формировать у уч-ся умение давать словесные отчеты о выполняемом действии, поддерживать диалог. Составление диалога по картинкам, по данному образцу (подготовка ко сну) делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале. Активизировать в словарном запасе школьников выражения, традиционные в ситуации перед сном отношение к вещам, аккуратности. Уметь составлять рассказ. Знать текст колыбельных песен. Составление предложений на тему «Что я умею делать дома?». Анализ ситуации по вопросам учителя. Рассматривание картинок. Составление рассказа по картинке. Слушание «Сказки о глупом мышонке» С. Маршака. Составление диалогов по прочитанной сказке. Составление предложений по серии сюжетных картинок. Короткий рассказ по образцу «Как я ложусь спать». Учить первоклассников Разучивание чисто-говорки выбирать интонацию и силу «Та-та- та – наступила голоса для пожелания перед темнота. Ты-ты-ты – ты сном. Слушание и пение боишься темноты?» колыбельных песенок. Проигрывание эпизодов из сказки «Сказка о глупом мышонке» с привлечением внимания учащихся к авторской лексике. Разучивание колыбельной песни. Устные отчеты о выполняемых действиях. 56 Постельные принадлежности 1 Виды и назначение постельных принадлежностей Уметь применять полученные знания на практике. Уметь применять полученные знания на практике 57 Викторина "Сонное царство". 1 Обобщение изученного материала. 58 Гигиена перед сном 1 Уметь применять полученные знания на практике 59 Составление рассказа «Как я ложусь спать». 1 60 Утро вечера мудренее. 1 Формирование представлений о возможности саморегулирования собственного здоровья. Правила личной гигиены перед сном. Составление предложений на тему «Перед сном». Диалог общения ребёнка и мамы перед сном Смысл пословицы. Дела, которые лучше выполнять днем. 61 Доброе утро! 1 Актуализировать в словаре учащихся выражения, традиционно используемые как утренние приветствия. Учить выбирать интонацию и силу голоса для утреннего приветствия в зависимости от ситуации. Знать режим дня школьника. Уметь применять полученные знания на практике, составлять рассказ. Уметь применять полученные знания на практике. Составление предложений по картинкам. Знать виды и назначение постельных принадлежностей. Рассмотреть плакаты о ЗОЖ. Правила личной гигиены перед сном. Игра «С добрым утром» (последовательность картинок). меть применять полученные знания на практике, составлять рассказ. меть применять полученные знания на практике, составлять рассказ. Слушание интонации (весело, бодро – вяло, грустно; приветливо – неприветливо, хмуро). Составление диалогов на основе сюжетных картинок. Участие в беседе «Как начинается твоё утро». Слушание и воспроизведение чистоговорок: «Вот проснулся петушок, Встала курочка, Поднимайся, мой сынок, Встань, дочурка!» Составление диалогов по заданной ситуации «С Разучивание чистоговорок. 62 Режим дня школьника. 1 Учить строить вопросительные предложения, давать утвердительные и отрицательные ответы, разговаривать спокойным тоном. Знать и соблюдать режим дня. 63 Приветствие друзей. 1 Вывести законы дружбы; развивать речь и логическое мышление; воспитывать коллективизм и доброжелательность Произносить реплики с различной интонацией: спокойно, тихо или быстро. 64 "Поделись улыбкою своей...". 1 Формирование нравственных качеств обучающихся: умение дружить, беречь дружбу, общаться в коллективе Развивать речевые умения. Воспитывать дружеские взаимоотношения доброжелательности, уважения друг к другу 65 Беседа «Как начинается твое утро». 1 Составление коротких рассказов из личного опыта. Актуализировать в словаре Уметь составлять короткий рассказ из личного опыта добрым утром!». Игра «Живые загадки». Слушание стих-я С. Михалкова «Про Мимозу». Составление диалогов с опорой на картинки, по заданной ситуации. Познакомить детей с режимом дня школьника, с последовательностью событий дня. Правильное расположение картинок по порядку. Составление рассказа по картинкам. Сконцентрировать внимание детей на тех качествах характера, которыми должен обладать друг. Учить выбирать интонацию и силу голоса для утреннего приветствия в зависимости от ситуации. Песни Шаинского «Если с другом вышел в путь», «Улыбка». Учить детей видеть, понимать, оценивать чувства и поступки других, мотивировать, объяснять свои суждения. Развивать речевые умения. Слушание и воспроизведение чистоговорок: «Вот проснулся петушок, Встала 66 Итоговый урок 1 учащихся выражения, традиционно используемые как утренние приветствия. Учить выбирать интонацию и силу голоса для утреннего приветствия Обобщение и систематизация полученный знаний Уметь применять полученные знания на практике. Уметь оперировать ими. курочка, Поднимайся, мой сынок, Встань, дочурка!» Составление диалогов по заданной ситуации «С добрым утрпом!» Песни Шаинского «Если с другом вышел в путь», «Улыбка». Учить детей видеть, понимать, оценивать чувства и поступки других, мотивировать, объяснять свои суждения. Развивать речевые умения.