ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Учебный план начального общего образования обучающихся с легкой умственной
отсталостью Учебный план МКОУ Лапшинской СШ, реализующий адаптированные
образовательные программы для детей с легкой умственной отсталостью, построен с
учётом требований современной жизни общества и тех проблем, которые затрагивают
интересы и потребности детей с ограниченными возможностями здоровья. Своевременное
обеспечение адекватных условий обучения и воспитания детей с ОВЗ способствует
преодолению неуспеваемости учащихся, охране здоровья, профилактике асоциального
поведения, коррекции их психических и физических нарушений.
Учебный план разработан в соответствии с нормативными правовыми актами:
Федеральным законом Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об
образовании в Российской Федерации";
Приказом Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. № 1599 “Об
утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)”
Примерной адаптированной начальной общеобразовательной программой
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями),
разработанная на основе ФГОС для детей с ОВЗ;
Постановлением Главного санитарного врача Российской Федерации от 10 июля
2015г №26 (СанПиН 2.4.2.3286-15) "Санитарно-эпидемиологические требования к
условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих
образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным
программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья";
Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 30.06.2020 г. № 16 "Об утверждении санитарно-эпидемиологических правил
СП 3.1/2.4 3598-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству,
содержанию и организации работы образовательных организаций и других объектов
социальной инфраструктуры для детей и молодежи в условиях распространения новой
коронавирусной инфекции (COVID-19)";
Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4. 3648-20
«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения,
отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа
2013 года № 1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего
образования» (с изменениями и дополнениями 10 июня 2019 года);
Письмом Министерства образования и науки РФ от 12.05.2011 № 03-296 "Об
организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного
образовательного стандарта общего образования";
Письмом Министерства образования РФ №01-50-25/32-05 от 24.01.03 "О защите
конституционных прав на образование и иных социальных прав детей-инвалидов,
страдающих умственной отсталостью";
Уставом МКОУ Лапшинская СШ.
Учебный план муниципального казенного общеобразовательного учреждения
«Лапшинская средняя школа» Котовского муниципального района Волгоградской области
фиксирует общий объем нагрузки, максимальный объем аудиторной нагрузки
обучающихся, состав и структуру обязательных предметных областей, распределяет
учебное время, отводимое на их освоение по классам и учебным предметам.
Учебный план МКОУ Лапшинской СШ на 2025-2026 учебный год является
нормативным документом, определяющим распределение учебного времени, отводимого
на изучение различных учебных предметов обязательной части и части, формируемой
участниками образовательного процесса, максимальный объем обязательной нагрузки
обучающихся, нормативы финансирования.
Содержание и структура учебного плана общего образования определяются
требованиями ФГОС.
Учебный план для обучающихся 2 класса, обучающихся по ФГОС, составлен на
основе АООП для обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) вариант I.
Учебный план состоит из следующих частей — обязательной части и части,
формируемой участниками образовательных отношений, коррекционно – развивающей
области, внеурочной деятельности.
В обязательную часть включены предметные области и соответствующие им
учебные предметы, наиболее важные для развития и коррекции познавательной
деятельности обучающихся с умственной отсталостью. В этой части особое внимание
уделяется развитию связной устной и письменной речи, усвоению элементарных основ
математики, предметов из естествоведческого цикла. Каждая предметная область
учебного плана реализуется системой учебных предметов, неразрывных по своему
содержанию с учетом принципа преемственности начального и основного общего
образования.
Обязательная часть учебного плана представлена следующими предметными
областями и учебными предметами:
Предметная область «Язык и речевая практика»:
Русский язык 2 класс
Чтение 2 класс
Речевая практика 2 класс
Предметная область «Математика»:
Математика 2 класс
Предметная область «Естествознание»:
Мир природы и человека 2 класс
Предметная область «Искусство»:
Музыка 2 класс
Рисование (Изобразительное искусство)2 класс
Предметная область «Физическая культура»:
Адаптивная физическая культура 2 класс
Предметная область «Труд»:
Ручной труд 2 класс
Часы части учебного плана, формируемой участниками образовательных отношений,
обеспечивает реализацию особых (специфических) образовательных потребностей, характерных
для данной группы обучающихся, а также индивидуальных потребностей каждого обучающегося,
отвечающий требованиям современности и запросам родителей (законных
представителей) обучающихся.
Содержание коррекционно-развивающей области учебного плана представлено во 2
классе коррекционно-развивающими занятиями:
Логопедические занятия – 2 часа в 2 классе
Психокоррекционные занятия – 2 час в 2 классе
Дефектологические занятия - 2 часа в 2 классе
Выбор
психокоррекционных
занятий,
их
количественное
соотношение осуществляется образовательным учреждением самостоятельно, исходя из
психофизических особенностей, обучающихся с умственной отсталостью на основании
рекомендаций ПМПК. Психокоррекционные занятия проводятся индивидуально. Время,
отведенное на реализацию коррекционно-развивающей области, не учитывается при
определении максимально допустимой недельной нагрузки, но учитывается при
определении объема финансирования.
Особенности организации учебного процесса
МКОУ Лапшинская СШ в 2025-2026 учебном году работает в следующем режиме:
продолжительность учебного года
в 2 классе 34 учебные недели
суммарная минимальная продолжительность каникул в течение учебного
года составляет: не менее 133 дней при 19 неделях, 126 дней при 18 неделях.
продолжительность учебной недели – во 2 классе 5 дней.
учебные занятия организуются в одну смену
обязательная недельная нагрузка обучающихся
во 2 классе 23 часа
продолжительность урока – 40 минут;
продолжительность перемен между уроками составляет не менее 10 минут,
большой перемены (после 2-го и 3-го урока) по 20 минут.
Учебный план общего образования обучающихся с легкой умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) 1 вариант
Муниципального казенного общеобразовательного учреждения
«Лапшинская средняя школа»
Котовского муниципального района Волгоградской области
на 2025-2026 учебный год
_____________________________________________________________________________
Количество часов
Предметные области
Учебные предметы
в неделю
2-й класс
в год
2-й класс
Обязательная часть
Русский язык
1. Язык и речевая практика Чтение
Речевая практика
3
4
2
102
136
68
2. Математика
Математика
4
136
3. Естествознание
Мир природы и человека
1
34
4. Искусство
Музыка
Рисование (изобразительное
искусство)
1
1
34
34
5. Физическая культура
Адаптивная физическая
культура
3
102
7. Труд (технология)
Ручной труд
1
34
Итого
20
680
Часть, формируемая участниками образовательных
отношений
3
102
Ручной труд. Профессии
1
34
Мир природы и человека. Организация безопасной жизни
1
34
Основы компьютерной грамотности
1
34
Максимально допустимая годовая нагрузка (при 5дневной учебной неделе)
23
782
Коррекционно-развивающая область (коррекционные
занятия и ритмика):
6
204
Логопедические занятия
2
68
Психокоррекционные занятия
2
68
Дефектологические занятия
2
68
Внеурочная деятельность:
4
136
Всего к финансированию:
33
1122
План внеурочной деятельности обучающихся с легкой умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) во 2 классе 1 вариант
МКОУ Лапшинской СШ на 2025-2026 учебный год
Направление внеурочной
деятельности
Форма организации внеурочной
деятельности
Классные часы «Разговор о важном»
Кружковая деятельность «Орлята России»
Количество
финансируемых часов
в неделю
в год
1
34
1
34
Духовно нравственное
Гражданское
Патриотическое
Обще интеллектуальное
Кружковая деятельность «Хочу все знать».
1
34
Декоративно-прикладное
творчество
Кружковая деятельность «Мастерская
чудесных превращений»
1
34
4
136
Всего к финансированию:
Недельный учебный план АООП начального этапа общего образования
обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) по варианту 1 (2 класс)
Предметные области
Учебные предметы
Количество часов в
неделю
2-й класс
Всего
Обязательная часть
1.1. Русский язык
3
3
1.2. Чтение
4
4
1.3. Речевая практика
2
2
2. Математика
2.1. Математика
4
4
3. Естествознание
3.1. Мир природы и человека
1
1
4. Человек и общество
4.1. Основы социальной
жизни
-
-
5.1. Музыка
1
1
5.2. Изобразительное
искусство
1
1
6. Физическая культура
6.1. Физическая культура
3
3
7. Труд
7.1. Ручной труд
1
1
Итого
20
20
Часть, формируемая участниками образовательных
отношений
–
-
Ручной труд. Профессии
–
-
Мир природы и человека. Организация безопасной
жизни
–
-
Основы компьютерной грамотности
–
-
Максимально допустимая годовая нагрузка (при 5дневной учебной неделе)
20
20
Коррекционно-развивающая область (коррекционные
занятия):
6
6
1. Язык и речевая
практика
5. Искусство
Логопедические занятия
2
2
Психокоррекционные занятия
2
2
Дефектологические занятия
2
2
Ритмика
-
-
Внеурочная деятельность:
1
1
Всего к финансированию
27
27