Пояснительная записка Нормативная основа программы: Рабочая программа составлена на основе: 1. Приказа Мин.обр.науки России от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»; 2. Приказа Мин.обр.науки России от 29.12.2014 г. № 1644 « О внесении изменений в приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»; 3. Положения о рабочей программе МБОУ ССОШ; 4. Учебного плана МБОУ ССОШ на 2023 – 2024 учебный год; 5. В соответствии с УМК Е.А. Видгородчик и Е. Лавреновой «Финансовая грамотность» 6. Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». 7. Проектом Минфина России «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации». Информация о Проекте представлена на официальном сайте Минфина России: http://www.minfin.ru/ru/om/fingram/ 8. Концепции Национальной программы повышения уровня финансовой грамотности населения Российской Федерации http://www.misbfm.ru/node/11143. Цели и задачи реализации программы «Финансовая грамотность» С целью обучения школьников деятельности в соответствии с ФГОС разработана программа «Основы финансовой грамотности». Новизной данной программы является направленность курса на формирование финансовой грамотности старшеклассников, на основе построения прямой связи между получаемыми знаниями и их практическим применением, пониманием и использованием финансовой информации. На настоящий момент и в долгосрочном периоде и ориентирует на формирование ответственности у подростков за финансовые решения с учетом личной безопасности и благополучия. Отличительной особенностью программы данного элективного курса является то, что он базируется на системно-деятельностном подходе к обучению, который обеспечивает активную учебно-познавательную позицию учащихся. У них формируются не только базовые знания в финансовой сфере, но также необходимые умения, компетенции, личные характеристики и установки согласно ФГОС последнего поколения. Главная задача преподавания экономики на современном этапе – целенаправленность обучения на достижение конкретного конечного результата. Это определило цели данного курса: - содействие формированию разумного финансового поведения старшеклассников, их ответственного отношения к личным финансам, повышению финансовой безопасности и эффективности защиты их интересов как потребителей финансовых услуг. Задачи: 1.проинформировать школьников об основных финансовых инструментах и услугах, доступных всему населению страны; 2. показать реальные возможности по повышению личной финансовой защищенности и росту уровня материального благополучия семьи; 3. способствовать формированию у школьников нового типа мышления, содержащего установки на активное экономическое поведение, соответствующее их финансовым возможностям; 4. научить школьников основам личного финансового планирования и формирования сбалансированных семейных бюджетов, позволяющим повышать свою финансовую независимость и материальное благосостояние на основе оптимального использования личных средств и внутренних резервов семейного потребления. Учебный план отводит на изучение данного предмета 34 часа в год. Методы и формы обучения Для достижения поставленных целей и с учетом вышесказанного в основе организации занятий лежат, прежде всего, педагогические технологии, основанные на сотрудничестве и сотворчестве участников образовательного процесса, критическом анализе полученной информации различного типа, деятельностные технологии, проектная и исследовательская деятельность, игровая технология. На занятиях учащиеся занимаются различными видами познавательной деятельности, учатся творчески мыслить и решать практико-ориентированные экономические задачи. Так как метод обучения – это обобщающая модель взаимосвязанной деятельности учителя и учащихся и она определяет характер (тип) познавательной деятельности учащихся, то методы обучения реализуются в следующих формах работы: Дискуссии. Практико-ориентированные игры. Деловые встречи со специалистами финансовых структур. Использование технических средств обучения, ресурсов интернета. Работа с источниками экономической информации. Интегративные технологии. Индивидуальная проектно-исследовательская деятельность. Формы и методы оценивания учебных достижений обучающихся Необходимым элементом образовательной деятельности является контроль. Контроль знаний, умений и компетенций, которые были сформированы у учащегося, требует определённой системы мониторинга с выделением чётких критериев. Задача учителя – заранее ознакомить учащихся с критериями мониторинга их деятельности, что впоследствии позволит учащимся чётко осознавать цели и задачи, стоящие перед ними в процессе обучения, и выбирать оптимальные пути достижения поставленных целей и задач. В процессе преподавания курса Финансовая грамотность предполагается использование учителем таких видов контроля, как текущий и итоговый. Целью текущего контроля является оценка активности работы школьника на занятии, уровня осознания обсуждаемого материала, креативности в решении поставленных вопросов. Текущий контроль может проводиться как в рамках практикумов (в форме тестирования, решения практических задач, выполнения заданий), семинаров (в форме обсуждений, презентаций), так и в рамках обучающих деловых игр. По окончании изучения модулей 1–7 учащимся может быть предложен контрольный тест по пройденному материалу. Целью итогового контроля является мониторинг выполнения требований к личностным, интеллектуальным и предметным результатам освоения курса. Итоговый контроль проводится в форме решения тематического теста, выполнения тематического задания, решения практических задач, защиты проектов и других интерактивных форм презентации учебных достижений, что позволяет оценить все аспекты подготовки учащегося по вопросам, которые рассматривались в процессе обучения. Результаты итогового контроля позволят учителю корректировать методику преподавания, выявлять темы и вопросы, которым следует уделить более пристальное внимание. Поскольку в процессе обучения предполагается использование различных видов деятельности, то и система мониторинга должна строиться с учётом различий в этой деятельности. Рассмотрим критерии оценок различных видов деятельности. Критерии оценки решения практических задач учащимися в рамках практикумов: • усвоение и надлежащее применение алгоритма решения поставленной задачи; • достижение результата или оценивание существующих альтернатив; • обоснование выбора одной из альтернатив. Соблюдение всех критериев соответствует оценке □отлично□, незначительные отклонения – оценке □хорошо□, в остальных случаях – оценке □удовлетворительно□. Критерии оценки участия в учебной игре: • соблюдение регламента игры; • достижение планируемого результата; • умение выбирать необходимую информацию из различных источников; • умение использовать полученную информацию для принятия решений; • умение излагать основные положения, аргументированно отстаивать свою точку зрения, воспринимать противоположную, находить слабые места в позиции оппонентов, отвечать на вопросы. Соблюдение всех критериев соответствует оценке □отлично□, незначительные отклонения – оценке □хорошо□, в остальных случаях – оценке □удовлетворительно□. Критерии оценки выполнения проекта: • актуальность проблемы, на решение которой направлен проект; • постановка цели проекта. Результаты освоения курса «Финансовая грамотность» Структура и содержание курса предполагают, что учащиеся должны овладеть практическими навыками планирования и оценки собственных экономических действий в сфере управления семейным бюджетом, личными финансами. Итогом и основным результатом обучения станет индивидуальный проект «Личный финансовый план», при публичной презентации которого выпускники программы покажут степень готовности принимать решения в области управления личными финансами, основанные на анализе собственных целей и возможностей, текущей и прогнозируемой экономической ситуации, доступных финансовых инструментов. При выполнении и презентации «Личного финансового плана» учащиеся должны продемонстрировать общие проектные умения: планировать и осуществлять проектную деятельность; определять приоритеты целей с учетом ценностей и жизненных планов; самостоятельно реализовывать, контролировать и осуществлять коррекцию своей деятельности на основе предварительного планирования; использовать доступные ресурсы для достижения целей; применять все необходимое многообразие информации и полученных в результате обучения знаний, умений и компетенций для целеполагания, планирования и выполнения индивидуального проекта. Планируемые результаты обучения в 5 классе Предметные результаты изучения данного курса: - владение базовыми предметными понятиями: потребность, обмен, блага, деньги, товар, услуга, семейный бюджет, особая жизненная ситуация, страхование, налоги, социальное пособие, банк, виды вкладов, инвестиционный фонд, доходность, сбережения, бизнес, валюта, валютный курс; - понимание основных принципов экономической жизни общества: представление о роли денег в семье и обществе, о причинах и последствиях изменения доходов и расходов семьи, о роли государства в экономике семьи. Метапредметные результаты: - использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации простой финансовой информации, содержащейся на специализированных интернет-сайтах, в газетах и журналах, на основе проведения простых опросов и интервью; - самостоятельное планирование действий по изучению экономики семьи, экономических отношений в семье и обществе; - умение осуществлять учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками при подготовке учебных проектов, решении кейсов по элементарным вопросам экономики семьи, проведении исследований экономических отношений в семье и обществе; - работая индивидуально и в группе, договариваться о распределении функций и позиций в совместной деятельности, находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов сторон. Личностные результаты: - осознание себя как члена семьи, общества и государства, понимание экономических проблем семьи и участие в их обсуждении, понимание финансовых связей семьи и государства; - овладение начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений: сопоставление доходов и расходов, расчёт процентов, сопоставление доходности вложений на простых примерах. Планируемые результаты обучения в 6 классе Предметные результаты: - применение навыков и умений решения типичных задач в области семейной экономики: знание источников доходов и направлений расходов семьи и умение составлять простой семейный бюджет, знание направлений инвестирования и способов сравнения результатов на простых примерах; - умение делать выводы и давать обоснованные оценки экономических ситуаций на простых примерах; - определение элементарных проблем в области семейных финансов и нахождение путей их решения. Метапредметные результаты: - установление причинно-следственных связей между уплатой налогов и созданием общественных благ обществом, между финансовым поведением человека и его благосостоянием; - построение рассуждений-обоснований (от исходных посылок к суждению и умозаключению); - самостоятельное планирование действий по изучению экономики семьи, экономических отношений в семье и обществе; - проявление познавательной и творческой инициативы в применении полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в области экономики семьи. Личностные результаты: - проявление самостоятельности и личной ответственности за своё финансовое поведение, планирование собственного бюджета, предложение вариантов собственного заработка; - умение сотрудничать со взрослыми и сверстниками в игровых и реальных экономических ситуациях, участвовать в решении вопроса, каким должен быть семейный бюджет, вести диалог об особых жизненных ситуациях и их влиянии на благосостояние семьи и достигать обоюдного взаимопонимания. Планируемые результаты обучения в 7 классе Предметные результаты: - расширение кругозора в области экономической жизни общества и активизация познавательного интереса к изучению общественных дисциплин; - использование приёмов работы с простой финансовой и статистической информацией, её осмысление, проведение простых финансовых расчётов. Метапредметные результаты: - умение представлять результаты анализа простой финансовой и статистической информации в зависимости от поставленных задач в виде таблицы, схемы, графика, диаграммы, в том числе диаграммы связей; - контроль и самоконтроль, оценка, взаимооценка и самооценка выполнения действий по изучению экономики семьи, экономических отношений в семье и обществе, а также их результатов на основе выработанных критериев; - владение базовыми предметными и межпредметными понятиями (финансовая грамотность, финансовое поведение, статистические данные, простая финансовая информация, учебный проект в области экономики семьи, учебное исследование экономических отношений в семье и обществе). Личностные результаты: - понимание необходимости собственной финансовой грамотности и мотивации к её развитию; - осознание себя как члена семьи, общества и государства, понимание экономических проблем семьи и участие в их обсуждении, понимание финансовых связей семьи и государства; - развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных игровых и реальных экономических ситуациях; участие в принятии решение о семейном бюджете. Планируемые результаты обучения в 8 классе Предметные результаты: - владение понятиями: деньги и денежная масса, покупательная способность денег, человеческий капитал, благосостояние семьи, профицит и дефицит семейного бюджета, банк, инвестиционный фонд, финансовое планирование, форс-мажор, страхование, финансовые риски, бизнес, валюта и валютный рынок, прямые и косвенные налоги, пенсионный фонд и пенсионная система. Метапредметные результаты: - умение анализировать экономическую и/или финансовую проблему и определять финансовые и государственные учреждения, в которые необходимо обратиться для её решения; - умение самостоятельно обнаруживать и формулировать проблему в финансовой сфере, выдвигать версии её решения, определять последовательность своих действий по её решению; - умение вступать в коммуникацию со сверстниками и учителем, понимать и продвигать предлагаемые идеи. Личностные результаты: - сформированность ответственности за принятие решений в сфере личных финансов; - готовность пользоваться своими правами в финансовой сфере и исполнять обязанности, возникающие в связи с взаимодействием с различными финансовыми институтами; - готовность и способность к финансово-экономическому образованию и самообразованию во взрослой жизни. Планируемые результаты обучения в 9 классе Предметные результаты: - владение знаниями: о структуре денежной массы, о структуре доходов населения страны и способах её определения, о зависимости уровня благосостояния от структуры источников доходов семьи, о статьях семейного и личного бюджета и способах их корреляции, об основных видах финансовых услуг и продуктов, предназначенных для физических лиц, о возможных нормах сбережения, о способах государственной поддержки в случае возникновения сложных жизненных ситуаций, о видах страхования, о видах финансовых рисков, о способах использования банковских продуктов для решения своих финансовых задач, о способах определения курса валют и мест обмена, о способах уплаты налогов, принципах устройства пенсионной системы России. Метапредметные результаты: - формулирование собственного отношения к различным финансовым проблемам (управление личными финансами, семейное бюджетирование, финансовые риски, сотрудничество с финансовыми организациями и т. д.); - умение анализировать и интерпретировать финансовую информацию, полученную из различных источников, различать мнение (точку зрения), доказательство (аргумент), факты; - контроль и самоконтроль, оценка, взаимооценка и самооценка выполнения действий по изучению финансовых вопросов на основе выработанных критериев; - установление причинно-следственных связей между социальными и финансовыми явлениями и процессами; - умение осуществлять элементарный прогноз в сфере личных и семейных финансов и оценивать последствия своих действий и поступков. Личностные результаты: - готовность и способность к финансово-экономическому образованию и самообразованию во взрослой жизни; - мотивированность и направленность на активное и созидательное участие в социально-экономической жизни общества; - заинтересованность в развитии экономики страны, в благополучии и процветании своей Родины. Содержание программы внеурочной деятельности «Финансовая грамотность» 5 класс Освоение содержания элективного курса «Финансовая грамотность» осуществляется с опорой на межпредметные связи с курсами базового уровня обществознания, истории, технологии, математики, предметами регионального компонента. Тема 1. Почему важно развивать свою финансовую грамотность (1ч.) Секреты управления финансами. К каким последствиям может привести отсутствие семейного бюджета, сбережений, финансовой «подушки безопасности». О каком человеке говорят, что он экономный. Что значит управлять финансами. Чем опасен денежный долг. Согласны ли вы с утверждением, что финансовая грамотность нужна и взрослым, и детям. Тема 2. От чего зависит благосостояние семьи (1ч.) Что такое благосостояние семьи. Способы повышения благосостояния. Примеры благосостояния семей. Тема З. Учимся оценивать финансовое поведение людей (1ч.) Примеры финансово неграмотного поведения людей. Финансовая «подушка безопасности» и почему её надо иметь каждой семье? Какие финансовые решения и поступки человека характеризуют его финансовое поведение? Правила покупки товаров. На каких статьях расходов может сэкономить каждая семья? Тема 4. Учимся оценивать своё финансовое поведение (2ч.) Примеры из личной жизни экономного и бережливого отношения к карманным деньгам. На чём можно сэкономить, чтобы откладывать деньги на случай непредвиденной жизненной ситуации? Обязательные и регулярные расходы. Тема 5. Деньги: что это такое (1ч.) Деньги. Что вы знаете о деньгах. Почему металлические деньги (золотые и серебряные) были вытеснены бумажными. Может ли каждый человек или фирма печатать свои деньги. Как заработать деньги, чтобы купить то, что нужно. Символические деньги. Тема 6. Учебные мини-проекты «Деньги» (2ч.) Какие повреждения может иметь банкнота, какие из повреждений являются незначительными, а какие делают её неплатёжеспособной, что делать с повреждённой банкнотой. Защита проектов по выбранной тематике. Тема 7 . Из чего складываются доходы семьи (1ч.) Почему нельзя прожить без доходов. Откуда в семье появляются деньги. Источники дохода семьи. От чего зависит размер дохода семь. Способы увеличения дохода. Как связаны между собой размер заработной платы и уровень образования. Виды оплаты труда. С какого возраста можно работать полный рабочий день. Почему принято говорить, что нужно учиться всю жизнь. Тема 8. Учимся считать семейные доходы (1ч.) Расчет среднего дохода на члена семьи. Средний доход на одного члена семьи, прожиточный минимум. Государственная помощь малоимущим семьям. Малоимущая семья – какая это. Тема 9. Исследуем доходы семьи (1ч.) Прожиточный минимум. Знакомство с понятием исследование. Чему можно научиться в ходе мини-исследования? Что поможет провести исследование? Тема 10. Учебные мини-проекты «Доходы семьи» (2ч.) Составление проектов по предложенной тематике. Защита проектов. Тема 11. Как появляются расходы семьи (1ч.) Расходы семьи. Виды расходов. Траты семьи. Обязательные расходы. Какие расходы являются излишними, чем они опасны? Тема 12. Учимся считать семейные расходы (2ч.) Способы удержаться семье от лишних расходов. Почему нужно сначала рассчитывать необходимые расходы, а затем все остальные? Какие расходы требуются обычной семье, проживающей в вашем регионе? Тема 13. Исследуем расходы семьи (2ч.) Подготовка к проведению мини-исследования. Примерная величина обязательных расходов семьи с учётом региона проживания. Тема 14. Учебные мини-проекты «Расходы семьи» (2ч.) Защита мини-проектов. Обсуждение успехов и неудач. Тема 15. Как сформировать семейный бюджет (1ч.) Семейный бюджет. Правила формирования семейного бюджета. Нужно ли давать деньги в долг друзьям? К чему может привести ситуация, когда семья всё время берёт деньги в долг у банков или знакомых? Почему в семейный бюджет нужно закладывать непредвиденные расходы. Тема 16. Ролевая игра «Семейный совет по составлению бюджета» (3ч.) Трудности при составлении бюджета. Основные шаги по планированию семейного бюджета. Финансовые ловушки при составлении семейного бюджета. Что произойдёт с семейным бюджетом, если семья будет тратить больше, чем зарабатывает? К чему приведёт ситуация, при которой доходы семьи будут больше, чем расходы? Тема 17. Учебные мини-проекты «Семейный бюджет» (3ч.) Как вы поняли, что такое семейный бюджет? Почему надо вести семейный бюджет? Какие виды семейного бюджета существуют. Какой бюджет можно считать лучшим? Как вести семейный бюджет. Подготовка и защита проектов. Тема 18 Обобщение результатов изучения модуля 1 (3ч.) Контроль знаний. Тема 19 Презентация портфолио «Доходы и расходы семьи» (3ч.) Демонстрация успехов учащихся в освоении курса финансовой грамотности. Подготовка короткого выступления по предложенным темам. Выступления учащихся с демонстрацией материалов портфолио, обсуждение выступлений, их оценка, выдвижение идей и предложений по улучшению материалов портфолио. Оценка общего результата работы с портфолио. Итоговый контроль по курсу 1 час 6 класс Тема 1. Почему возникают риски потери денег и имущества и как от этого защититься (2ч.) Непредвиденные жизненные ситуации и как с ними справляться. Опасность непредвиденных ситуаций для семьи. Зачем необходимо закладывать в семейный бюджет траты на непредвиденные жизненные ситуации. Тема 2. Что такое страхование и для чего оно необходимо (2ч.) Страхование – один из способов финансовой защиты. Страховая организация. Страховой случай. Страхователь. Страховой случай и как он создается. Кому выгодно страхование? Тема З. Что и как можно страховать (3ч.) Страхование ответственности. Виды страхования. Обязательное страхование. ОМС и ДМС и их различия. ОСАГО. Каско. Тема 4. Ролевая игра «Страхование» (3ч.) Анализ разных ситуаций, связанных с подсчётом расходов на страхование в ходе ролевой игры. Финансовые возможности семьи и необходимые расходы на услуги страховых компаний. Финансовые последствия отказа от страхования. Тема 5. Исследуем, что застраховано в семье и сколько это стоит (3ч.) Подготовка программы мини-исследования. тематическому блоку «Страхование» Проверка усвоенных знаний по Тема 6. Как определить надёжность страховых компаний (3ч.) Правила выбора страховой компании. Как определить надёжность страховой компании. Какие правила помогут выбрать страховую компанию. Что самое главное при выборе страховой компании. Тема 7. Как работает страховая компания (3ч.) Устройство страховой компании и ее функции. Страховой случай. Действия сторон. Трудности работы страхового агента. Тема 8. Учебные мини-проекты «Страхование» (3ч.) Подробное рассмотрение проектной деятельности, подведение итогов изучения темы. Тема 9. Обобщение результатов изучения модуля 2 (3ч.) Написание эссе по предложенным темам. Тема 10. Презентация портфолио «Риски потери денег и имущества и как человек может от этого защититься» (4ч.) Демонстрация успехов учащихся в изучении модуля 2. Итоговый контроль по курсу 1 час. 7 класс Тема 1. Могут ли люди быть финансово независимыми от государства (1ч.) Первые налоги. Санкции, применяемее государством к человеку, отклоняющемуся от налогов. Что произойдёт, если все люди перестанут платить налоги? Тема 2. Что такое налоги и почему их надо платить (1ч.) Налоги. Какой федеральный закон устанавливает систему налогов? Почему нужно платить налоги. Кто должен платить налоги. Тема З. Какие бывают налоги (1ч.) Подоходный налог. Отличия прямых налогов от косвенных. Влияние налогов на финансовое поведение. НДС. НДФЛ. Тема 4. Учимся считать налоги (1ч.) Налоговая ставка. Формула расчета размера налоговых выплат. Необходимость выплаты налогов. Федеральная налоговая служба. Могут ли современное общество и государство жить без налоговой системы. Тема 5. Ролевая игра «Считаем налоги семьи» (1ч.) Ставка транспортного налога. Расчет транспортного налога на автомобиль. Доля налоговых выплаты в общей сумме расходов семьи за год. Тема 6. Сравниваем налоги граждан разных стран (1ч.) Суть походного налога. Налоговая ставка. Процент подоходного налога в России. Количественные величины. Как сгруппировать ставки подоходного налога, которые даны для сравнения. Тема 7. Исследуем, какие налоги платит семья и что получает от государства (1ч.) Развитие и углубление навыков исследовательской деятельности. Тема 8. Как работает налоговая служба (1ч.) Налоговая служба и как она работает. Специалисты, работающие в налоговой службе. На какие цели расходуются поступившие в бюджет налоги. Тема 9. Учебные мини-проекты «Налоги» (1ч.) Чем полезен ваш проект о налогах. В чём он помогает разобраться. Тема 10. Что такое социальные пособия и какие они бывают (1ч.) Социальное пособие. Виды социальных пособий. Для чего государство обеспечивает граждан пособиями. Способы влияния на размер будущей пенсии. Материнский капитал. Какую помощь должно оказывать государство и общество инвалидам? Из каких средств государство платит пособия? Тема 11. Учимся находить информацию на сайте Фонда социального страхования РФ (1ч.) Анализ и оценка социально значимой информации на интернет-сайте. Тема 12. Ролевая игра «Оформляем социальное пособие» (1ч.) Трудности оформления социального пособия. Что произойдёт с семейным бюджетом, если не оформлять социальное пособие. Может ли социальное пособие решить финансовые проблемы семьи. Тема 13. Исследуем, какие социальные пособия получают люди (1ч.) Большая вариативность форм и методов работы. Тема 14. Учебные мини-проекты «Социальные пособия» (1ч.) Развитие навыков проектной деятельности. Тема 15. Обобщение результатов изучения модуля 3 (1ч.) Самоконтроль и самооценка знаний и умений учащихся, приобретённых в ходе изучения модуля 3. Тема 16. Презентация портфолио «Человек и государство: как они взаимодействуют (1ч.) Самооценка результатов освоения модуля 3. Тема 17. Для чего нужны банки (1ч.) Что такое банк и чем он занимается. Финансовые услуги, которые предоставляет банк. Как банки получают прибыль. Государственная система страхования банков. Роль банков в жизни общества и современного государства. Тема 18. Почему хранить сбережения в банке выгоднее, чем дома (1ч.) Процентная ставка. Вклад. Вкладчик. Инвестиция. Инвестор. Кредит. Заемщик. можно сохранить деньги. Депозит. Как Тема 19. Какие бывают вклады (1ч.) Для чего банки предлагают разные виды вкладов. Виды вкладов. От чего зависит выбор вклада. Отличия инвестирования от сбережений. Как выбрать банк для открытия депозита. Тема 20. Что такое кредиты и надо ли их брать (1ч.) Кредит. Отличия и общее от денежного долга. Условия, при которых разумно брать кредит. Выгоды от кредита. Приемлемые условия для кредита. Нужно ли брать кредиты. Тема 21. Изучаем сайт Центрального банка РФ (1ч.) Определение предназначения сайта ЦБ России. Группы людей для работы с сайтом ЦБ. Тема 22. Исследуем, какими банковскими услугами пользуется семья (1ч.) Школьники более подробно знакомятся с основными этапами мини-исследования, содержанием каждого этапа и промежуточными результатами. Тема 23. Как избежать финансовых потерь и увеличить доходы (1ч.) Организация распределённой работы учащихся с текстами, вопросами и заданиями рубрик главы 9 в материалах. Тема 24. Как работает банк (1ч.) Необходимость оперативно фиксировать информацию в ходе экскурсии. Как работает банк и какие задачи он решает. Тема 25. Учебные мини-проекты «Банковские услуги для семьи» (1ч.) Развитие умения представлять проект, завершающий изучение определённой темы. Тема 26. Что мы знаем о бизнесе (1ч.) Признаки предпринимательской деятельности. Официальный возраст для занятия предпринимательской деятельностью. Бизнес – рискованное дело. Отличия труда наемного работника от труда бизнесмена. Тема 27. Как открыть фирму (1ч.) От чего зависит успех и прибыль бизнеса. Из каких основных этапов состоит создание своей фирмы. Фонд поддержки малого предпринимательства. Главные характеристики бизнес-плана. Тема 28. Для чего нужны бизнес-инкубаторы (1ч.) Бизнес-инкубатор. Структура и задачи бизнес-инкубатора. Как бизнес-инкубатор поддерживает начинающих предпринимателей. Можно ли получить в бизнес-инкубаторе консультацию и по каким вопросам. Преимущества и риски предпринимательской деятельности. Тема 29. Ролевая игра «Открываем фирму» (1ч.) Обобщение результатов освоения главы 10. Тема 30. Что такое валюта и для чего она нужна (1ч.) Валюта – что это такое. С какой целью люди переводят деньги из одной валюты в другую. Тема 31. Учимся находить информацию о курсах валют и их изменениях (1ч.) Что такое валютный курс и как его узнать. Для чего нужна валюта. Сочетание поисковой и аналитической работы, связанной с выходом в Интернет. Тема 32. Обобщение результатов изучения модуля 4 (1ч.) Контроль знаний, приобретённых в процессе изучения модуля 4. Тема 33. Презентация портфолио «Услуги финансовых организаций и собственный бизнес (1ч.) Самооценка своих образовательных достижений. Итоговый контроль по курсу 1 час 8 класс Тема 1. Деньги: что это такое (1ч.) Виды денег. Достоинства и недостатки кредитных денег. Чем обеспечены деньги. Почему в некоторых регионах мира сохранились товарные деньги? Тема 2. Что может происходить с деньгами и как это влияет на финансы вашей семьи (1ч.) Инфляция. Причины инфляции. Дефляция. Покупательная способность денег. Рост издержек. Инфляционные ожидания. Тема З. Какие бывают источники доходов (1ч.) Структура доходов населения. Структура доходов семьи. Структура личных доходов. Знание структуры доходов населения современной России. Тема 4. От чего зависят личные и семейные доходы (1ч.) Человеческий капитал. Знание факторов, влияющих в России на размер доходов из различных источников. Человеческий капитал. Что такое карьера. Тема 5. Как контролировать семейные расходы и зачем это делать (1ч.) Благосостояние семьи. Контроль расходов семьи. благосостояния от умения контролировать свои расходы. Знание зависимости Тема 6. Учебные мини-проекты «Контролируем семейные расходы» (1ч.) Базовые понятия и знания: сформированные в ходе занятий 2–6. уровня Тема 7. Что такое семейный бюджет и как его построить (1ч.) Семейный бюджет. Профицит и дефицит семейного бюджета. Знание статей доходов и расходов семейного и личного бюджета. Тема 8. Как оптимизировать семейный бюджет (1ч.) Семейный бюджет. Оптимизация семейного бюджета. Солидарность в бюджете. Тема 9. Обобщение результатов работы, представление проектов, тестовый контроль (1ч.) Базовые понятия и знания: сформированные в ходе изучения всего модуля. Тема 10. Для чего нужны финансовые организации (1ч.) Финансовая организация. Виды финансовых организаций. Виды организаций, защищающих интересы граждан при взаимодействии с финансовыми организациями. Тема 11 Как увеличить семейные доходы с использованием организаций (1ч.) финансовых Банк. ПИФ. Негосударственный пенсионный фонд. Страховая компания. Знание основных видов финансовых услуг и продуктов, предлагаемых страховыми компаниями физическим лицам. Тема 12. Для чего необходимо осуществлять финансовое планирование (1ч.) Финансовое планирование. Денежный запас безопасности. Тема 13. Как осуществлять финансовое планирование на разных жизненных этапах (1ч.) Финансовое планирование, знание возможных норм сбережения на разных этапах жизни. Тема 14. Представление проектов (1ч.) Базовые понятия и знания, сформированные в ходе изучения всего модуля. Тема 15. Обобщение результатов работы, выполнение тренировочных заданий, тестовый контроль (1ч.) Базовые понятия и знания, сформированные в ходе изучения всего модуля. Итоговый контроль по курсу 1 час 9 класс Тема 1. Особые жизненные ситуации: рождение ребёнка, потеря кормильца (1ч.) Особая жизненная ситуация (ОЖС). Социальное пособие. Форс-мажор. Знание видов ОЖС и способов господдержки в случае ОЖС. Тема 2. Особые жизненные ситуации: болезнь, потеря работы, природные и техногенные катастрофы (1ч.) Особая жизненная ситуация (ОЖС). Социальное пособие. Форс-мажор. Знание видов ОЖС и способов господдержки в случае ОЖС. Тема З. Чем поможет страхование (1ч.) Страхование. Виды страхования. Страховая премия. Тема 4. Какие бывают финансовые риски (1ч.) Финансовые риски. Виды финансовых рисков. Инфляция. Девальвация. Банкротство финансовых компаний. Финансовое мошенничество, представление о способах сокращения финансовых потерь. Микрокредитование. Тема 5. Что такое финансовые пирамиды (1ч.) Финансовое мошенничество. Финансовая пирамида. Тема 6. Представление проектов, выполнение тренировочных заданий, тестовый контроль (1ч.) Базовые понятия и знания, сформированные в ходе изучения всего модуля. Тема 7. Что такое банк и чем он может быть полезен (1ч.) Банк. Коммерческий банк. Центральный банк. Знание видов операций, осуществляемых банками. Осознание необходимости для банка иметь лицензию на осуществление банковских операций. Ипотечный кредит. Автокредитование. Потребительский кредит. Тема 8. Польза и риски банковских карт (1ч.) Банковская карта. Дебетовая карта. Кредитная карта. Дебетовая карта с овердрафтом. Тема 9. Что такое бизнес (1ч.) Бизнес. Малый бизнес. Представление об основных финансовых правилах ведения бизнеса. Предпринимательство. Тема 10. Как создать своё дело (1ч.) Бизнес-план. Источники финансирования бизнеса, представление о структуре бизнесплана. Доход. Издержки. Прибыль. Тема 11. Что такое валютный рынок и как он устроен (1ч.) Валюта. Мировой валютный рынок. Курс валюты. Представление о том, как мировой валютный рынок влияет на валютный рынок России. Тема 12. Можно ли выиграть, размещая сбережения в валюте (1ч.) Знание закономерностей формирования курсов валют в экономике России. Тема 13. Представление проектов (1ч.) Базовые понятия и знания, сформированные в ходе изучения всего модуля. Тема 14. Обобщение результатов работы, выполнение тренировочных заданий, тестовый контроль (1ч.) Базовые понятия и знания, сформированные в ходе изучения всего модуля. Тема 15. Что такое налоги и зачем их платить (1ч.) Налог. ИНН. Знание того, на что идут налоги в государстве. Акциз. Тема 16. Какие налоги мы платим (1ч.) Прямые налоги. Косвенные налоги. Пошлины. Знание видов и способов уплаты налогов. Тема 17. Что такое пенсия и как сделать её достойной (1ч.) Пенсия. Пенсионная система. Пенсионный фонд. Знание общих принципов устройства пенсионной системы РФ. Представление о способах пенсионных накоплений. Тема 18. Представление проектов (1ч.) Базовые понятия и знания, сформированные в ходе изучения всего модуля. Итоговый контроль по курсу 1 час Структура курса «Финансовая грамотность, 5 класс» Номер раздела Раздел 1 Название раздела Введение в курс грамотность» Кол-во часов «Финансовая 4 Раздел 2 Раздел 3 итого Доходы и расходы семьи Итоговый контроль по курсу 29 1 34 Тематическое планирование Номер занятия 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 Тема занятия Кол-во часов 1 Почему важно развивать свою финансовую грамотность От чего зависит благосостояние семьи Учимся оценивать финансовое поведение людей Учимся оценивать своё финансовое поведение Деньги: что это такое Учебные мини-проекты «Деньги» Из чего складываются доходы семьи Учимся считать семейные доходы Исследуем доходы семьи Учебные мини-проекты «Доходы семьи» Как появляются расходы семьи Учимся считать семейные расходы Исследуем расходы семьи Учебные мини-проекты «Расходы семьи» Как сформировать семейный бюджет Ролевая игра «Семейный совет по составлению бюджета» Учебные мини-проекты «Семейный бюджет» Обобщение результатов изучения модуля 1 Презентация портфолио «Доходы и расходы семьи» Итоговый контроль по курсу 1 1 2 1 2 1 1 1 2 1 2 2 2 1 3 3 3 3 1 Структура курса «Финансовая грамотность, 6 класс» Номер раздела Раздел 1 Раздел 2 Раздел 3 итого Название раздела Риски потери денег и имущества и как человек может от этого защититься Итоговый контроль по курсу Резервные часы Кол-во часов 28 1 4 34 Тематическое планирование Номер занятия Тема занятия Кол-во часов Почему возникают риски потери денег и имущества и как от этого защититься Что такое страхование и для чего оно необходимо Что и как можно страховать Ролевая игра «Страхование» Исследуем, что застраховано в семье и сколько это стоит Как определить надёжность страховых компаний Как работает страховая компания Учебные мини-проекты «Страхование» Обобщение результатов изучения модуля 2 Презентация портфолио «Риски потери денег и имущества и как человек может от этого защититься» Итоговый контроль по курсу 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 2 2 3 3 3 3 3 3 3 4 1 Структура курса «Финансовая грамотность, 7 класс» Номер раздела Раздел 1 Название раздела Человек и государство: как они взаимодействуют Кол-во часов 16 Раздел 2 Услуги финансовых организаций и собственный бизнес 17 Раздел 3 итого Итоговый контроль по курсу 1 34 Тематическое планирование Номер занятия 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Тема занятия Могут ли люди быть финансово независимыми от государства Что такое налоги и почему их надо платить Какие бывают налоги Учимся считать налоги Ролевая игра «Считаем налоги семьи» Сравниваем налоги граждан разных стран Исследуем, какие налоги платит семья и что получает от государства Как работает налоговая служба Учебные мини-проекты «Налоги» Что такое социальные пособия и какие они бывают Кол-во часов 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Учимся находить информацию на сайте Фонда социального страхования РФ Ролевая игра «Оформляем социальное пособие» Исследуем, какие социальные пособия получают люди Учебные мини-проекты «Социальные пособия» Обобщение результатов изучения модуля 3 Презентация портфолио «Человек и государство: как они взаимодействуют Для чего нужны банки 1 Почему хранить сбережения в банке выгоднее, чем дома Какие бывают вклады 1 Что такое кредиты и надо ли их брать Изучаем сайт Центрального банка РФ Исследуем, какими банковскими услугами пользуется семья Как избежать финансовых потерь и увеличить доходы Как работает банк 1 1 26 Учебные мини-проекты «Банковские услуги для семьи» Что мы знаем о бизнесе 27 Как открыть фирму 1 28 Для чего нужны бизнесинкубаторы Ролевая игра «Открываем фирму» 1 Что такое валюта и для чего она нужна Учимся находить информацию о курсах валют и их изменениях Обобщение результатов изучения модуля 4 Презентация портфолио «Услуги финансовых организаций и собственный бизнес 1 Итоговый контроль по курсу 1 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 29 30 31 32 33 34 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Структура курса «Финансовая грамотность, 8 класс» Номер раздела Название раздела Кол-во часов Раздел 1 Управление денежными средствами семьи 20 Раздел 2 Способы повышения семейного благосостояния 13 Раздел 3 итого Итоговый контроль по курсу 1 34 Тематическое планирование Номер занятия 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 Тема занятия Деньги: что это такое Что может происходить с деньгами и как это влияет на финансы вашей семьи Какие бывают источники доходов От чего зависят личные и семейные доходы Как контролировать семейные расходы и зачем это делать Учебные мини-проекты «Контролируем семейные расходы» Что такое семейный бюджет и как его построить Как оптимизировать семейный бюджет Обобщение результатов работы, представление проектов, тестовый контроль Для чего нужны финансовые организации Как увеличить семейные доходы с использованием финансовых организаций Кол-во часов 2 2 2 2 2 3 2 2 2 2 2 Для чего необходимо осуществлять финансовое планирование Как осуществлять финансовое планирование на разных жизненных этапах Представление проектов 2 Обобщение результатов работы, выполнение тренировочных заданий, тестовый контроль Итоговый контроль по курсу 2 2 3 1 Структура курса «Финансовая грамотность, 9 класс» Номер раздела Раздел 1 Название раздела Риски в мире денег Кол-во часов 6 Раздел 2 Раздел 3 итого Семья и финансовые организации: как сотрудничать без проблем 7 Человек и государство: как они взаимодействуют 20 Итоговый контроль по курсу 1 34 Тематическое планирование Номер занятия 1 Тема занятия Особые жизненные ситуации: рождение ребёнка, потеря кормильца Особые жизненные ситуации: болезнь, потеря работы, природные и техногенные катастрофы Чем поможет страхование Какие бывают финансовые риски Что такое финансовые пирамиды Представление проектов, выполнение тренировочных заданий, тестовый контроль Что такое банк и чем он может быть полезен Польза и риски банковских карт Что такое бизнес Как создать своё дело Кол-во часов 2 Что такое валютный рынок и как он устроен Можно ли выиграть, размещая сбережения в валюте Представление проектов 2 Обобщение результатов работы, выполнение тренировочных заданий, тестовый контроль Что такое налоги и зачем их платить Какие налоги мы платим 1 1 18 Что такое пенсия и как сделать её достойной Представление проектов 19 Итоговый контроль по курсу 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 2 2 2 2 3 2 1 2 1 1 2 2 2 3 Список литературы и интернет-источников Основная литература 1. И.В. Липсиц, Ю.Н. Корлюгова, А.В. Половникова. Финансовая грамотность: материалы для учащ. 5-7 кл. общеобр. орг. М.: ВАКО, 2018. – 280 с.: ил. (Дополнительное образование: Сер. □Учимся разумному финансовому поведению□). 2. Корлюгова Ю.Н., Половникова А.В. Финансовая грамотность: метод. реком. для учителя. 5–7 кл. общеобр. орг. М.: ВАКО, 2018. – 240 с.: ил. (Дополнительное образование: Сер.□Учимся разумному финансовому поведению□). 3. Корлюгова Ю.Н., Половникова А.В. Финансовая грамотность: материалы для родителей. 5-7 кл. общеобр. орг. М.: ВАКО, 2018. – 112 с.: ил. (Дополнительное образование: Сер.□Учимся разумному финансовому поведению□). 4. Корлюгова Ю.Н., Половникова А.В. Финансовая грамотность: контрольные измерительные материалы. 5-7 кл. общеобр. орг. М.: ВАКО, 2018. – 160 с.: ил. (Дополнительное образование: Сер. □Учимся разумному финансовому поведению□). 5. Липсиц И.В., Рязанова О.И. Финансовая грамотность: материалы для учащ. 8-9 кл. общеобр. орг. М.: ВАКО, 2018. – 352 с.: ил. (Дополнительное образование: Сер. □Учимся разумному финансовому поведению□). 6. Рязанова О.И., Липсиц И.В., Лавренова Е.Б. Финансовая грамотность: метод. реком. для учителя. 8–9 кл. общеобр. орг. М.: ВАКО, 2018. – 152 с.: ил. (Дополнительное образование: Сер.≪Учимся разумному финансовому поведению≫). 7. Рязанова О.И., Липсиц И.В., Лавренова Е.Б. Финансовая грамотность: материалы для родителей. 8-9 кл. общеобр. орг. М.: ВАКО, 2018. – 76 с.: ил. (Дополнительное образование: Сер.≪Учимся разумному финансовому поведению≫). 8. Лавренова Е.Б., Липсиц И.В., Рязанова О.И. Финансовая грамотность: контрольные измерительные материалы. 5-7 кл. общеобр. орг. М.: ВАКО, 2018. – 60 с.: ил. (Дополнительное образование: Сер. ≪Учимся разумному финансовому поведению≫). Дополнительная литература 1. Алмосов А.П., Брехова Ю.В. Как сохранить, чтобы не потерять. Волгоград: Изд-во Волгоградского филиала РАНХиГС, 2012. 28 с. (Простые финансы). 2. Алмосов А.П., Брехова Ю.В. Кредиты, которые нас разоряют. Волгоград: Изд-во Волгоградского филиала РАНХиГС, 2012. 28 с. (Простые финансы). 3. Биткина И.К., Брехова Ю.В. Думай о пенсии смолоду. Волгоград: Изд-во Волгоградского филиала РАНХиГС, 2012. 24 с. (Простые финансы). 4. Брехова Ю.В. Атлас □Финансовый путеводитель□. Волгоград: Изд-во Волгоградского филиала РАНХиГС, 2016. 92 с. 5. Брехова Ю.В. Как распознать финансовую пирамиду. Волгоград: Изд-во ФГОУ ВПО ВАГС, 2011. 24 с. (Простые финансы). 6. Брехова Ю.В. Финансовая грамотность: играя – учимся, играя – познаём!: метод. пособие для педагогов. Волгоград: Изд-во Волгоградского филиала РАНХиГС, 2016. 279 с. 7. Брехова Ю.В. Финансовые приключения друзей в стране подназванием Гденьги: сборник сценариев. Волгоград: Издательство Волгоградского филиала РАНХиГС, 2016. 120 с. 8. Брехова Ю.В., Гриб Р.Б. Как вернуть налоги в семейный бюджет.Волгоград: Издво Волгоградского филиала РАНХиГС, 2012. 32 с. (Простые финансы). 9. Брехова Ю.В., Гриб Р.Б. Как управлять деньгами с помощью банковской карты. Волгоград: Изд-во Волгоградского филиала РАНХиГС, 2012. 28 с. (Простые финансы). 10. Брехова Ю.В., Гриб Р.Б. Электронный кошелёк для расчётов в Интернете. Волгоград: Изд-во Волгоградского филиала РАНХиГС, 2012. 28 с. (Простые финансы). Интернет-источники 1. www.ereport.ru — обзорная информация по мировой экономике. 2. www.cmmarket.ru — обзоры мировых товарных рынков. 3. http://www.rbc.ru/ — информационное агентство □РосБизнес- Консалтинг□. 4. www.stat.hse.ru — статистический портал Высшей школы экономики. 5. www.cefir.ru — официальный сайт ЦЭФИР — Центра экономических и финансовых исследований. 6. www.beafnd.org — Фонд □Бюро экономического анализа□. 7. www.vopreco.ru — официальный сайт журнала □Вопросы экономики□. 8. www.tpprf.ru – Торгово-промышленная палата Российской Федерации. 9. www.rts.micex.ru – РТС и ММВБ – объединённая биржа. 10. www.economy.gov.ru/minec/main — Министерство экономического развития Российской Федерации. 11. www.minpromtorg.gov.ru – Министерство промышленности и торговли Российской Федерации. 12. www.fas.gov.ru – Федеральная антимонопольная служба России. 13. www.minfin.ru — Министерство финансов Российской Федерации. 14. www.cbr.ru — Центральный банк Российской Федерации. 15. www.gks.ru – Федеральная служба государственной статистики.