Пояснительная записка Рабочая программа коррекционного курса «Логопедия» разработана соответствии с: Федеральным законом от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (ФЗ – 273 от 29.12.2012 года с изменениями от 27.05.2014 № 135ФЗ); Приказом Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. № 1599 “Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)”; Приказом Министерства просвещения РФ от 28 августа 2020 г. № 442 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего образования»; Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 сентября 2020 года № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.2.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодёжи»; Письмом Министерства образования и науки Российской Федерации от 28 октября 2015 года № 08-1786 «О рабочих программах учебных предметов». На основе: Примерной адаптированной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) от 22.12.2015 протокол № 4/15; Адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) МКОУ Лапшинская СШ от 30 августа 2024 года № 112; Логопедическая работа занимает важное место в процессе коррекции нарушений развития детей с интеллектуальной недостаточностью. Организация учебной деятельности, как особой формы активности ребёнка, направленной на изменение самого себя – субъекта обучения, тесно связана с проблемой развития его речи. Формирование полноценной учебной деятельности возможно лишь при достаточно хорошем уровне развития речи, который предполагает определенную степень сформированности средств языка (произношение, грамматический строй, словарный запас), а также умений и навыков свободно и адекватно пользоваться этими средствами в целях общения. Нарушения речи обучающихся с умственной отсталостью легкой степени являются очень распространенными и имеют стойкий характер. Цель программы: коррекция дефектов устной и письменной речи обучающихся, способствующая успешной адаптации к учебной деятельности и дальнейшей социализации детей. Основные задачи программы: Создать условия для формирования правильного звукопроизношения и закрепления на словесном материале исходя из индивидуальных особенностей обучающихся. Развивать артикуляционную моторику, фонематические процессы, грамматический строй речи через коррекцию дефектов устной и письменной речи. Обогащать и активизировать словарный запас детей, развивать коммуникативные навыки посредством повышения уровня общего речевого развития обучающихся. Создать условия для коррекции и развития познавательной деятельности обучающихся (общеинтеллектуальных умений, учебных навыков, слухового и зрительного восприятия, памяти, внимания, фонематического слуха) и общей координации движений, мелкой моторики. Теоретической основой для создания данной программы явились разработки о различных формах речевых нарушений и создании эффективных методик их преодоления Р.Е. Левиной, Р.И. Лалаевой, Ф.А. Рау и др., которые базируются на учении Л.С. Выготского, А.Р. Лурии и А.А. Леонтьева о сложной структуре речевой деятельности. 1. Общая характеристика коррекционного курса «Логопедия». Логопедическая работа занимает важное место в процессе коррекции нарушений развития детей с интеллектуальной недостаточностью. Организация учебной деятельности, как особой формы активности ребёнка, направленной на изменение самого себя – субъекта обучения, тесно связана с проблемой развития его речи. Формирование полноценной учебной деятельности возможно лишь при достаточно хорошем уровне развития речи, который предполагает определенную степень сформированности средств языка (произношение, грамматический строй, словарный запас), а также умений и навыков свободно и адекватно пользоваться этими средствами в целях общения. Нарушения речи у большинства поступающих в данное учреждение носят характер, системного недоразвития речи средней степени для которого характерно: - нарушение звукопроизношения; - недоразвитие фонематического восприятия и фонематического анализа; - аграмматизмы, проявляющиеся в сложных формах словоизменения; - нарушения сложных форм словообразования; -недостаточная сформированность связной речи (в пересказах наблюдаются нарушения последовательности событий); - нарушение письменной речи Поэтому логопедическое воздействие должно быть направлено на речевую систему в целом, а не только на один изолированный дефект. Логопедические занятия в первом классе направлены на преодоление недостаточной сформированности средств языка, обусловленных нарушением интеллектуальной деятельности. Поэтому логопедическое воздействие должно быть направлено на речевую систему в целом, а не только на один изолированный дефект. Основными направлениями логопедической работы является: 1. Диагностика и коррекция звукопроизношения (постановка, автоматизация и дифференциация звуков речи); 2. Диагностика и коррекция лексической стороны речи; диагностика и коррекция грамматического строя речи (синтаксической структуры речевых высказываний, словоизменения и словообразования); коррекция диалогической и формирование монологической форм речи; 3. Развитие коммуникативной функции речи; 4. Коррекция нарушений чтения и письма; 5. Расширение представлений об окружающей действительности; развитие познавательной сферы (мышления, памяти, внимания). 6. Коррекция дефектов устной и письменной речи учащихся, способствующей успешной адаптации в учебной деятельности и дальнейшей социализации детей логопатов. 3. Место коррекционного курса «Логопедия» в учебном плане Место коррекционного курса «Логопедия» в учебном плане образовательной области. Согласно учебному плану общего образования обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на изучение коррекционного курса в режиме 5-дневной учебной недели количество часов в неделю по классам составляет: Класс 5 класс В неделю 2 часа Количество недель 34 недели Всего за год 68 часа 4. Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета «Логопедия» Личностные и предметные результаты освоения коррекционного курса «Логопедия» Осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями, как члена семьи, одноклассника, друга; Способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей; Положительное отношение к окружающей действительности, готовность к организации взаимодействия; Целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве его природной и социальной частей; Самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений, договоренностей; Понимание личной ответственности за свои поступки на основе представлений об этических нормах и правилах поведения в современном обществе; Готовность к безопасному и бережному поведению в природе и обществе. Членение речи на предложения, предложений на слова, слов на слоги. Различение звуков на слух и в собственном произношении, установление их последовательности в словах. Анализ слов по звуковому составу и составление их из букв и слогов. – Плавное чтение по слогам коротких текстов, ответы на вопросы по содержанию прочитанного и по иллюстрациям к тексту. Списывание по слогам с рукописного и печатного текста; Запись под диктовку слов, написание которых не расходится с произношением, простых по структуре предложений, текста после предварительного анализа; Запись предложения с заглавной буквы, в конце предложения ставить точку; Составление по заданию предложения, выделение предложения из речи и текста; Чтение по слогам коротких текстов; Рассказ по вопросам учителя и по иллюстрациям, о прочитанном или прослушанном. Минимальный уровень: Учащиеся должны знать: название букв русского алфавита; Определять падежи и ставить вопросы к ним; Постановка вопросов: вопросы к именам существительным, вопросы к именам прилагательным ,вопросы к словам действиям, Достаточный уровень: Пользоваться суффиксальными и приставочными способами словообразования, выполнятьморфемный анализ и синтез слов, выделять родственные слова из текста. Составлять сложносочиненные предложения. Составлять описательные рассказы на заданную тему. Работа с деформированными предложениями, текстов. 5. Содержание коррекционного курса «Логопедия» 5 класс Название раздела Коррекция произносительной стороны речи Краткое содержание учебной темы Развитие ритма. Развитие дыхания. Развитие речевого дыхания и голоса. Развитие артикуляционной моторики. Развитие слухового внимания и восприятия. Развитие слухового восприятия и Дифференциация звуков. Звуки речи: гласные и согласные. Характеристика гласных (слогообразующая роль, ударные и безударные) и согласных (мягкие — твердые, звонкие — глухие). Буквенная азбука — алфавит. Мягкие и твердые согласные. Их дифференциация. Обозначение мягкости согласных на письме буквами ь, е, ё, ю, я. Разделительный ь. Употребление ь как показателя раздельного произношения согласного и гласного. Согласные звонкие и глухие. Их дифференциация. Установление несоответствия звука и буквы. Ударные и безударные гласные. Развитие лексического Отрабатывается лексика, используемая на уроках профессиональностроя речи трудового обучения. Лексические темы: «Профессии», «Транспорт: наземный, водный, воздушный». Составление словаря с двойными согласными в корне. Разделение существительных на слова различных смысловых категорий: люди, их профессии, животные, растения, явления природы, состояние и т. д. Существительные, близкие (предмет один, а слов много) и противоположные по значению. Упражнения в подборе синонимов и антонимов. Имена существительные собственные и нарицательные, одушевленные и неодушевленные. Прилагательные, близкие и противоположные по смыслу. Необходимо уточнять значение прилагательных, сложных по семантике, например, оценочных, обозначающих внутренние качества человека. Использование имен прилагательных для выражения сравнения (ласковый, как котенок), художественных определений (синее море), переносного значения (грозные тучи). Подбор к существительным нескольких прилагательных по смыслу. Упражнения в подборе прилагательных для описания предмета (на уровне словосочетаний) с опорой на сам предмет или картинку. Семантические группы глаголов (глаголы движения, речи, мысли, труда, чувства). Развитие Корень и однокоренные слова. Окончание. Связь слов в грамматического строя предложении с помощью окончания. Приставка. Наблюдение за речи. изменением значения слова в зависимости от приставки. Составление словосочетаний, противоположных по значению (пришел на стадион — ушел со стадиона). Приставка и предлог. Разделительный ъ в словах с приставками. Суффикс. Изменение значения слова в зависимости от суффикса. Суффиксы с уменьшительно-ласкательным значением (-оньк- — -еньк-, -ушк- — -юшк-, -ик- и др.) Развитие навыков словоизменения и словообразования: в процессе этой работы обращается внимание на изменение существительного по числам, падежам, употребление предлогов, согласование существительного и глагола, изменение глагола прошедшего времени по родам. Имя существительное. Значение в речи. Изменение имен существительных по числам. Род имен существительных. Изменение существительных по падежам (склонение). Склонение существительных в единственном числе с ударным окончанием. Выделение из предложений различных словосочетаний с именем существительным, постановка вопросов от главного слова к зависимому и определение падежа. Постановка существительных, стоящих в косвенных падежах, в начальную форму. Предлоги и падежи. Предлог и падежное окончание для связи слов в предложении. Упражнения в правильном выборе падежной формы существительного после предлога. Образование сравнительных оборотов с союзом как (один предмет похож на другой: глаза, как бусинки). Имя прилагательное. Значение в речи (оценить предмет, определить его качественные стороны). Признаки, обозначаемые прилагательными: цвет, размер, форма, вкус, материал, из которого сделан предмет, его оценочная характеристика. Упражнения в образовании прилагательных от существительных. Род прилагательных. Его зависимость от рода имен существительных. Наблюдение за родовыми окончаниями. Их согласование с существительным. Глагол. Значение в речи. Изменение глаголов по временам. Употребление в речи глаголов различных временных категорий. Предложение как единица речи. Его смысловая и интонационная законченность. Связь слов в предложении. Главные и второстепенные члены предложения. Отличие предложения от текста (с помощью предложения можно выразить мысль, с помощью текста — развить ее в двух и более предложениях). Деление текста на предложения. Границы предложений. Установление последовательности предложений в тексте. Связь предложений в тексте. Нераспространенное и распространенное предложения. Главные и второстепенные члены предложения (без деления на виды). Выделение из предложения словосочетаний. Постановка вопросов от главного слова к зависимому. Составление предложений с данными словосочетаниями. Наблюдение над интонацией предложения. Точка, вопросительный, восклицательный знаки в конце предложения. Логическое ударение в предложении (усиление голоса на отдельном слове или словосочетании). Наблюдение за изменением смысла предложения в зависимости от перемены места логического ударения. Паузы в связи со знаками препинания. Практическое знакомство с однородными членами предложения. Интонация перечисления. Формирование связной Структура текста. Части текста, красная строка. Расположение устной и письменной частей текста в соответствии с данным планом, деление текста на речи. части по данному плану, связь частей и предложений в тексте с помощью слов однажды, вдруг, как-то раз. Работа с деформированным текстом. Дополнение текста фактами, подтверждающими основную мысль, с опорой на картинку или вопросы. Использование структурных схем с изменением порядка слов в предложении. Распространение предложения. Распространение предложений именами прилагательными. Выделение из текста словосочетаний существительных с прилагательными и коллективное восстановление текста по опорным словосочетаниям. Создание текста по опорным словосочетаниям. Выделение из текста глаголов и коллективное восстановление текста по опорным словам. Составление вопросительных предложений с данными вопросительными словами и без них. Правильное интонирование. Упражнения в составлении восклицательных предложений. Интонация в восклицательном предложении. Коллективное составление рассказа по серии сюжетных картинок с обсуждением темы, средств связи предложений и частей текста. Озаглавливание текста в связи с выделенной темой. Запись текста на доске и в тетрадях. Коллективное составление рассказа по опорным словам с обсуждением темы, структуры текста и средств связи. Использование образных слов и выражений. Запись текста на доске и в тетрадях. Составление рассказа по сюжетной картинке и данному плану с обсуждением темы, структуры текста, отбором словаря, построением предложений, использованием средств связи между ними. Озаглавливание рассказа. Коллективная запись начала рассказа с последующим самостоятельным воспроизведением частей текста (наиболее простых). Составление диалогов (с опорой на картинку, текст, ситуацию). Определение речевых задач диалога: хотим узнать (спрашиваем), хотим сообщить (отвечаем, рассказываем). Свободный диктант. Озаглавливание текста с отражением его темы. Выделение опорных слов из каждой части. Наблюдение за изобразительными средствами языка. Коллективная запись каждой части с опорой на выделенные слова. Выделение опорных слов и средств связи из каждой части. Самостоятельная запись каждой части. Использование изобразительных средств языка. Коллективное изложение зрительно воспринимаемого текста по данному плану и опорным словам. Обсуждение темы и основной мысли. Отражение в заголовке идеи текста. Наблюдение за средствами связи и образными словами, использование их в качестве опорных слов. Запись текста на доске и в тетрадях. Коллективное изложение текста, воспринятого на слух. Запись текста на доске и в тетрадях. Изложение текста, воспринятого на слух, по плану, опорным словам и выделенным из текста средствам связи предложений. Самостоятельная запись основной части. Составление текста письма к родственникам (друзьям). Анализ структуры письма. Отбор содержания и речевых средств для основной части письма. Коллективная запись на доске и в тетрадях. Коррекция письменной речи. Развитие языкового анализа и синтеза, устранение оптической дислексии и дисграфии, устранение семантической дислексии, образование слов при помощи приставок и суффиксов, корень слова, родственные слова. Овладение навыком подбора многозначных слов, антонимов, синонимов и способов их употребления. Понятие о предлогах и способах их использования, дифференциация предлогов и приставок. Предлоги: В, НА, ПОД, ИЗ-ПОД,, С, ИЗ, ЗА, ИЗ-ЗА, ПЕРЕД, МЕЖДУ, ВОЗЛЕ, ОКОЛО, К, ОТ, ПО. 6. Учебно-тематическое планирование № 1. 2. 3. 4. 5 Разделы учебного предмета Коррекция произносительной стороны речи Развитие лексического строя речи. Развитие грамматического строя речи. Формирование связной устной и письменной речи. Коррекция письменной речи. Количество часов, отведённых на изучение тем учебного предмета 6 10 24 18 10 7. Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса Технические средства обучения. Компьютер Мультимедийный логопедический стол. Учебно-практическое оборудование. Магнитная доска. Информационно-образовательные ресурсы. Учебные таблицы. Мультимедийные обучающие программы и электронные учебные издания по основным разделам курса речевой практики. Электронная база данных тематических и итоговых разноуровневых тренировочных и проверочных и материалов для организации фронтальной и индивидуальной работы. Дидактический материал по темам. Демонстрационный материал для логопедических занятий. Серия альбомов. Н.Г. Андреева логопедические занятия по развитию связной речи младших школьников. В 3-х ч. Устная связная речь. Лексика: пособие для логопеда / Н.Г. Андреева ; под ред. Р.И. Лалаевой. М.: Гуманитар. Изд. Центр ВЛАДОС, 2009 г. Л.Н. Ефименкова Коррекция ошибок, обусловленных несформированностью фонематического слуха. Выпуск 2. Часть 1. Дифференциация гласных. – М.: Книголюб, 2005. Л.Н. Ефименкова Коррекция ошибок, обусловленных несформированностью фонематического слуха. Выпуск 2. Часть 2. Дифференциация звонких и глухих согласных. – М.: Книголюб, 2005. Р.И.Лалаева. Логопедическая работа в коррекционных классах. М.: Владос, 1998. - С. 18-46, 74-97, 105-169. Е.В. Мазанова Учусь не путать буквы Альбом 1. Упражнения по оптической дисграфии.- М.: Издательство «ГНОМ и Д», 2006 г. Мазанова Е.В. Учусь не путать буквы Альбом 2. Упражнения по оптической дисграфии.- М.: Издательство «ГНОМ и Д», 2006 г. О.Н. Митропольская Правильно называем предложги. – М.: ТЦ Сфера, 2011 г. Г.А. Османова Логопед – родителям. – СПб.: КАРО, 2009 г. Садовникова И.Н. Нарушение письменной речи и их преодоление у младших школьников. М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 1997.-С. 80-256. Н.Э Теремкова Логопедические домашние задания. Серия альбомов по лексическим темам. Ястребова А.В. Преодоление общего недоразвития речи у учащихся начальных классов общеобразовательных учреждений. М.: АРКТИ, 1999.-С. 39,46, 114-115. Богомолова А. И. Нарушение произношения у детей. М.: Просвещение, 1979. Филичева Т.Б., Чевелева Н.А. Логопедическая работа в специальном детском саду. М.: Просвещение, 1987.-С. 15 Демонстрационный материал. Полезные ссылки Презентация "Использование игр и упражнений по формированию и развитию просодических компонентов речи в режимных моментах". Логопедический массаж лица в стихах. Пословицы и поговорки, распределенные по лексическим темам. Презентация “Речевой материал для автоматизации звука [ш]по русским мультфильмам”. Федоренко Т.Г. Презентация “Путешествие по стране Логопедия”. Клеменова Е.В. Упражнения для автоматизации звуков Р и Л. Белова Е.В. Презентация “Значение уровня сформированности речевых навыков детей в школьном обучении”. Шутова Е.А. Презентация "Формирование и развитие просодических компонентов речи путем использования картотеки игр и упражнений "Профессии". Курочкина Т.А. Дидактические пособия по развитию связной речи с использованием метода наглядного моделирования и схематизации в старшей группе для детей с ОНР. Васильева О.Л. Мастер–класс “Технология работы по развитию и совершенствованию технической и содержательной сторон чтения у детей с ОНР”. Рузанова С.М. Стихи для детей старшей логопедической группы на заключительный “Праздник чистой речи”. Турочкина Л.В. Оригинальная серия текстового материала (для обучения пересказу детей старшего дошкольного возраста). Бондаренко О.Н. Пальчиковая гимнастика “12 месяцев” (авторская). Муравьева Н. Массаж кистей рук. МитрясоваД.Дидактическая игра - презентация "Катя идет домой. Звук К". Козлова Л.Н. Многофункциональное логопедическое пособие “Ежик”. Шишлянникова Г.А., Стрелковская О.Н. Семинар-практикум “Взрослые и детские трудности обучения грамоте”. Кузнецова М.В. Положительный опыт оформления логопедической тетради детей и методика работы по коррекции звукопроизношения у детей логопедической группы в детском саду. Лаврова Г.Н. Авторские стихотворения по лексическим темам недели, для НОД с детьми с ЗПР. Паньшина Т.А. Родительский клуб “Ступеньки к школе”. Тема “Тематический день как форма развития компонентов речи ребёнка”. Власенкова В.И. Скороговорки для автоматизации произношения разных звуков по теме “Транспорт”. Материалы для автоматизации звуков в форме компьютерной презентации с методическим сопровождением. Карточки для автоматизации свистящих и шипящих звуков у детей старшего дошкольного возраста. .Речевой материал по дифференциации твёрдых и мягких согласных, посредством парных гласных Ы-И, А-Я, О-Ё, У-Ю. Власенкова В.И. Учебное пособие - презентация по подготовке к звуковому анализу для детей и родителей “Звукоград”. Использование мнемотаблиц при обучении детей грамоте. Логопедический проект «Кубидом». Фонетическая зарядка для дошколят. Пассивная гимнастика для пальцев рук. Система заданий для совместной работы родителей и ребенка дома по развитию связной речи детей старшего дошкольного возраста (по лексическим темам). Комплекс упражнений по развитию речи для детей с ОНР III уровня, рекомендуемых родителям для домашних занятий. Презентация «Фрукты и овощи» для детей старшего и подготовительного дошкольного возраста. Картотека дидактических игр и упражнений по лексической теме “животные дальнего востока”. Власенкова В.И. Учебное пособие - презентация "Составляем осенние рассказы с опорой на графическую схему". Власенкова В.И. Учебное пособие - презентация “Учимся читать”. Селютина М.Н. Презентация для развития речи школьников "Поиграем?" Тест-презентация по теме: “Состав слова: верно-неверно”. Я. Развивающие пособия для детей с аутизмом своими руками. Мастер-класс для учителей–логопедов. Демонстрация комплекса заданий на материале лексической темы “Золотая осень”. Дидактическое пособие «Поезд». Многофункциональное дидактическое пособие панно "Домик в деревне". "Библиотека" "Дары осени" "Деревья и кустарники" "Дикие звери наших лесов и их детеныши" "Домашние птицы" "Домашние животные" "Животные жарких стран" "Защитники Отечества" "Зима" "Зимние забавы" "Космос" "Мебель" "Насекомые" "Наш поселок" "Наше тело и уход за ним" "Одежда" "Осень" "Перелетные птицы" "Почта" "Посуда" "Предметы гигиены" "Продукты" "Ранняя весна" "Семья" "Транспорт" "Хлеб" "Цветы" Профессия - учитель-логопед. Речевой материал для развития речи детей с ОНР 1 уровня.. Как правильно выполнять домашнее задание логопеда.. Игры и упражнения для развития речи учащихся . Физкультминутки «Времена года». Презентация Речевой материал - артикуляционная гимнастика под музыкальное и текстовое сопровождение "Песенка о Веселом язычке-путешественнике". Презентация "Автоматизация звука С". Настенное игровое пособие «Придумай историю». Игра - занятие «Подвижные картинки» . Слайд-шоу к логопедическому занятию . Логопедическое пособие для развития фонематического восприятия и автоматизации звуков "Речевая лаборатория". Мультимедийное пособие по теме "Животный мир". Материал по дифференциации звуков Р-Л. Презентация "Автоматизация звука Р". Логопедическое пособие "Артикуляционные таблицы".. Формирование правильного звукопроизношения у детей с ОНР (презентация).. Физ. минутки на стадии автоматизации звуков.. Мультимедийное пособие по теме Насекомые . Упражнения на дифференциацию звуков Ш-Щ. (речевой материал). Презентация "Растительность Северного Кавказа". Чистоговорки для автоматизации шипящих и свистящих звуков.. Использование нетрадиционного оборудования на логопедических занятиях. Артикуляционная гимнастика в стихах. Как делать артикуляционную гимнастику дома. Памятка родителям.. Многофункциональное дидактическое пособие для развития речи ВРЕМЕНА ГОДА. Многофункциональное учебно-игровое коррекционное пособие Волшебные листочки. Панно Окно в природу. Организация предметно-пространственной среды в кабинете логопеда. Наглядно-дидактическое пособие по развитию речевых коммуникаций Логокуб. Авторская пальчиковая гимнастика: Наш город - Ульяновск. Развитие связной речи у детей 6 - 7 лет с ОНР: Речевые упражнения в условиях проблемной ситуации.. Проектная деятельность в детском саду. Мультипликация как метод познавательного развития.. Авторское пособие по развитию речи «Ученый осьминог». Автоматизация звука Т в словах.. Речевой материал на дифференциацию звуков Сь - Щ в тексте.. Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Лапшинская средняя школа» Котовского муниципального района ПРИНЯТ на заседании педагогического совета Протокол №________ от «30» августа 2024г УТВЕРЖДАЮ директор МКОУ Лапшинская СШ _____С.В. Приходченко Приказ №112 «30» августа 2024г Календарно - тематическое планирование по коррекционному курсу Логопедия 5 класс 1 вариант № Календарно-тематическое планирование 5 класс. Дата Название раздела план Название темы Колво часов Обследование активного и пассивного словаря учащихся. 1 факт Виды деятельности обучающихся 02.09 Развитие лексического строя речи. 06.09 Развитие грамматического Обследование грамматического строя 1 строя речи. Выполнение проб. 09.09 Коррекция письменной речи. Обследование письменной речи. 1 Выполнение проб. 13.09 Формирование связной устной и письменной речи. Обследование связной речи. 1 Выполнение проб. 16.09 Формирование связной устной и письменной речи. Составление связного высказывания по плану «Как я провел лето». 1 5 Составление предложений на предложенную тему. Звуки и буквы. Алфавит. 1 Повторение понятий звук и буква. 6 20.09 Коррекция произносительной стороны речи. 7 23.09 Развитие лексической стороны речи. Слово. 1 Выделение слова из потока речи отдельных слов. 8 27.09 Развитие лексической стороны речи. Предложение. 1 Раскрытие понятия предложение, правила правописания предложения. 9 30.09 Развитие лексической стороны речи. Составление и распространение предложений. 1 Составление предложений и добавление слов для распространения. Развитие лексической стороны речи. Главные члены предложения. 1 Выделение подлежащего и сказуемого в предложении. Составление предложений по предложенной грамматической основе. 1 2 3 4 10 04.10 Выполнение проб. 11 07.10 Развитие лексической стороны речи. Составление предложений по схеме. 1 Составление предложения по предложенной схеме. 12 11.10 Развитие лексической стороны речи. Составление предложений с однородными членами. 1 Дополнение предложений однородными членами предложения. 13 14.10 Развитие лексической стороны речи. Деление сплошного текста на предложения «Ёж». 1 Работа с текстом и определение отдельных предложений. Составление ответов на вопросы и запись. 18.10 Составление письменных ответов на вопросы «Сказка в лесу». 1 14 Формирование связной устной и письменной речи. 15 21.10 Коррекция письменной речи. Картинный диктант по лексической теме «Ягоды». 1 Самостоятельное проговаривание и запись слов с предложенных иллюстраций. Последовательный пересказ с опорой на серию сюжетных картин. (Андреева зан. 6) 1 25.10 Формирование связной устной и письменной речи. Последовательность действий с использованием серии сюжетных картин, опорных слов-действий. Чтение рассказа Толстого «Два товарища» и работа над пересказом. 1 Чтение и работа по содержанию рассказа. 28.10 Формирование связной устной и письменной речи. 1 18 08.11 Развитие грамматического Составление предложений с строя речи. предлогами по лексической теме «Осень». Составление предложений с предлогами. Повторение правила правописания предложений. 19 11.11 Развитие грамматического Составление слов с приставками. строя речи. 1 Составление слов с приставками, прослеживание за изменением формы слова. Мягкий знак для обозначения мягкости согласного. 1 15.11 Коррекция произносительной стороны. Проговаривание слов с мягким знаком. Подбор слов с мягким знаком. Разделительный мягкий знак. 1 Составление 21 18.11 Коррекция произносительной стороны. 22 22.11 Коррекция письменной Комментированное письмо. 1 Развитие орфографической зоркости. 16 17 20 речи. 25.11 Коррекция письменной речи. Составление предложений со словами 1 строя в единственном числе. Подбор слов в единственном числе. 29.11 Развитие грамматического речи. 02.12 Развитие грамматического речи. Составление предложений со словами 1 строя во множественном числе. Образование множественного числе. Составление предложений, согласование слов в предложении. 26 06.12 Развитие грамматического речи. Слова, употребляемые всегда во строя множественном числе. Выбор и запоминание слов, употребляемых во множественном числе. Составление предложений. 27 09.12 Развитие грамматического речи. Подбор глаголов к существительному. 1 строя Составление предложений. Составление предложений с однородными сказуемыми. 13.12 Развитие грамматического речи. Составление деформированных строя предложений. 1 28 Составление предложений из слов по предложенной теме. 16.12 Развитие грамматического речи. Чтение и пересказ рассказа Г. строя Скребицкого «Воришка» 1 29 Работа над пониманием текста. Составление плана пересказа и передача содержания. Выборочный пересказ. Составление строя плана пересказа. (Андреева зан.7) 1 20.12 Развитие грамматического речи. Составление плана пересказа. Передача содержания по плану. Составление предложений из слов, строя стоящих в начальной форме. 1 23.12 Развитие грамматического речи. Составление предложений и согласование слов между собой. 1 10.01 Формирование связной устной и письменной речи. Составление простого предложения. Составление рассказа по серии сюжетных картинок. Ведение диалога 23 24 25 30 31 32 Диктант «Поздняя осень» Составление рассказа по данному началу. 1 1 Письмо по слуху. Выполнение заданий по теме. Развитие грамматического речи. Употребление существительных в строя родительном и винительном падеже «Подготовка зверей к зиме» 1 Употребление существительных в родительном и винительном падеже. Составление притяжательных прилагательных по лексической теме «Зима» Словообразование и составление строя словосочетаний в игре «Магазин». 1 17.01 Развитие грамматического речи. Употребление существительных ед. ч. в творительном падеже без предлога; образование относительных прилагательных. 20.01 Составление связного текста из предложенных абзацев «Откуда взялась летучая мышь» 1 35 Формирование связной устной и письменной речи. Составление связного текста из абзацев и запись. 24.01 Формирование связной устной и письменной речи. Деление сплошного текста на предложения «Природа и человек». 1 36 Анализ сплошного текста и выделение отдельных предложений. 27.01 Развитие грамматического речи. Составление предложений с строя предлогами: без, возле, до, из, для, около, от, подле, с, у. 1 37 Составление словосочетаний с предлогами родительного падежа. 31.02 Развитие грамматического речи. Составление предложений с строя предлогами: к, по. 1 38 Составление словосочетаний с предлогами дательного падежа. 03.02 Развитие грамматического речи. Составление предложений с строя предлогами: под, за, про, через, в, на, во. 1 39 Составление словосочетаний с предлогами винительного падежа. 07.02 Развитие грамматического речи. Составление предложений с 1 строя предлогами: за, между, над, под, с, со, перед. Составление словосочетаний с предлогами творительного падежа. 10.02 Составление предложений с строя предлогами: в, о, об, на, при. 1 41 Развитие грамматического речи. Составление словосочетаний с предлогами предложного падежа. 42 14.02 Развитие связной устной и письменной речи. Составление связного текста по серии 1 сюжетных картин «Снеговик» Составление предложений и объединения в связное высказывание. 33 34 40 13.01 43 17.02 Развитие грамматического речи. Согласование слов в предложении. 1 Согласование слов, данных в начальной форме. 44 21.02 Коррекция письменной речи. Диктант «Верные следы» 1 Письмо по слуху, выполнение грамматических заданий. Составление рассказа по вопросам на тему «Зимние явления». 1 24.02 Развитие связной устной и письменной речи. Выделение зимних явлений природы и составление связного высказывания по вопросам. 1 46 28.02 Развитие лексического Обогащение словаря по лексической строя речи. теме «Транспорт». Выделение понятий наземный, водный, воздушный транспорт. Составление предложений. 03.03 Развитие связной устной и письменной речи. 1 47 Составление текста про свою семью. Выделение главной мысли своего высказывания. 48 07.03 Развитие грамматического речи. Согласование имени прилагательного 1 строя с именем существительным. Согласование существительных с прилагательными в роде, числе и падеже. 10.03 Развитие грамматического речи. Согласование имени строя существительного с числительным. 1 49 Согласование существительных с числительными в роде, числе и падеже. 50 14.03 51 45 строя Составление текста по опорным словам «Моя Семья» Развитие связной устной и письменной речи. Чтение и пересказ рассказа Г.Скребицкого «Мамаша» 1 Чтение рассказа и выделение главной мысли рассказа. Составление плана пересказа и передача содержания. 17.03 Коррекция письменной речи. Зрительный диктант «Редкая лошадка» 1 Работа над диктантом. 52 28.03 Развитие лексического Обогащение словаря по лексической строя речи. теме «Профессии». 1 Составление предложений по лексической теме. 53 31.03 Развитие связной устной и письменной речи. 1 Составление предложений, выделение собственного мнения. Творческая работа по теме «Весна». Развитие связной устной и письменной речи. Творческий пересказ по обозначенному началу рассказа. (Андреева зан.9) Коррекция произносительной стороны речи. Чтение рассказа Носова «Огурцы» по 1 ролям. Выразительное чтение по ролям, передавая характер героя. Развитие связной устной и письменной речи. Составление рассказа с продолжением: «Когда я вырасту…» 1 11.04 Дополнение предложения словами по смыслу в зависимости от поставленного вопроса. Ответы на вопросы по сюжетной картине. Коррекция письменной речи Картинный диктант по лексической теме «Электрические инструменты». 1 14.04 Письмо слов, имеющих сложную слоговую структуру. Составление предложений и согласование слов в предложении. Составление рассказа о домашнем животном с опорой на наглядную схему. 1 18.04 Развитие связной устной и письменной речи. Дополнение предложения словами по смыслу в зависимости от поставленного вопроса. Ответы на вопросы по сюжетной картине. Устное сочинение: «Нас ждет лето». 1 21.04 Развитие связной устной и письменной речи. Дополнение предложения словами по смыслу в зависимости от поставленного вопроса. Ответы на вопросы по сюжетной картине. 54 04.04 55 07.04 56 57 58 59 1 Составление слов с суффиксами (- 1 строя оньк- — -еньк-, -ушк- — -юшк-, -ик- и др.) Дополнение предложения словами по смыслу в зависимости от поставленного вопроса. Ответы на вопросы по сюжетной картине. 60 25.04 Развитие грамматического речи. Образование новых слов с помощью суффиксов, составление предложений и согласование слов. 61 28.04 Коррекция письменной речи Работа с деформированными предложениями. 1 Составление предложений и соотнесение с картинкой. Составление рассказа по сюжетным картинкам. 1 62 Развитие связной устной и письменной речи. Дополнение предложения словами по смыслу в зависимости от поставленного вопроса. Ответы на вопросы по сюжетной картине. Составление рассказа по вопросам. 1 63 Развитие связной устной и письменной речи. Дополнение предложения словами по смыслу в зависимости от поставленного вопроса. Ответы на вопросы по сюжетной картине. 64 Коррекция Работа над выразительностью при 1 произносительной стороны речи. чтении стихотворений о лете. 65 Развитие лексического строя речи. Обследование активного и пассивного словаря учащихся 66 Развитие грамматического Обследование грамматического строя 1 строя речи. Выполнение проб. 67 Коррекция письменной речи. Обследование письменной речи. 1 Выполнение проб. Формирование связной устной и письменной речи. Обследование связной речи. 1 Выполнение проб. 68 1 Выполнение проб.