М И Н И С ТЕРС ТВО П РО С ВЕЩ ЕН И Я РО СС И Й СК О Й Ф ЕДЕРАЦ И И Комитет образования науки и молодёжной политики Волгоградской области Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение "Лапшинская средняя школа" Котовского муниципального района АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета "Чтение" (А О О П 1 вариант) для обучаю щ ихся 5 класса на 2024 - 2025 учебны й год ст. Л апш инская 2024 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа по учебному предмету «Чтение (литературное чтение)» составлена на основе Федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с интеллектуальными нарушениями, далее ФАООП. Учебный предмет «Чтение (литературное чтение)» относится к предметной области «Язык и речевая практика» и является обязательной частью учебного плана. В соответствии с учебным планом рабочая программа по учебному предмету «Чтение (литературное чтение)» в 5 классе рассчитана на 34 учебные недели и составляет 136 часов в год (4 часа в неделю). Цель обучения - учить правильному объяснительному чтению слов, предложений и текстов, направленному на изучение произведений, понимание которых основано на имеющемся личном опыте обучающихся. Задачи обучения: -совершенствование навыка полноценного чтения как основы понимания художественного и научно познавательного текстов; -развитие навыков речевого общения на материале доступных для понимания художественных и научно познавательных текстов; -развитие положительных качеств и свойств личности. Рабочая программа по учебному предмету «Чтение (литературное чтение)» в 5 классе определяет следующие задачи: -формирование качества техники чтения: правильность, осознанность, выразительность, беглость; -совершенствование всех видов речевой деятельности обучающихся; -формирование умения читать доступные пониманию тексты вслух и про себя; -формирование умения осмысленно воспринимать содержание текста, умения поделиться впечатлением о прочитанном, умения пересказывать текст; -формирование представлений о добре и зле, уважения к культуре разных народов; -развитие у обучающихся интереса к чтению; -знакомство с лучшими, доступными их пониманию произведениями детской литературы. СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ На уроках чтения, кроме совершенствования техники чтения и понимания содержания художественных произведений уделяется большое внимание развитию речи обучающихся, их мышлению. Обучающиеся учатся отвечать на поставленные вопросы; полно, правильно и последовательно передавать содержание прочитанного; кратко пересказывать основные события, изложенные в произведении; называть главных и второстепенных героев, давать им характеристику, адекватно оценивать их действия и поступки; устанавливать несложные причинноследственные связи и отношения; делать выводы, обобщения, в том числе эмоционального плана. На уроках чтения в 5 классе продолжается формирование у обучающихся техники чтения: правильности, беглости, выразительности на основе понимания прочитанных произведений. Реализация программного материала способствует решению проблемы нравственного воспитания обучающихся, понимания ими соответствия описываемых событий жизненным ситуациям. Систематическая словарная работа на уроках расширяет словарный запас детей, помогает им правильно употреблять новые слова в связной речи. Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе. В связи с этим при организации учебно-познавательной деятельности предполагается работа с тетрадью и дополнительной литературой. На уроке чтения в 5 классе учитель использует в комбинации различные формы работы: групповую, индивидуальную и парную. В методических аппаратах книг для чтения предусмотрены задания, выполнение которых должно проходить в парах или группе. Учителю необходимо варьировать формы работы в связи с весьма разнородным составом класса обучающихся. Наряду с использованием заданий разной степени сложности и постоянной сменой видов деятельности, комбинации различных форм работы помогут в осуществлении индивидуально - дифференцированного подхода и сделают урок интересным и разнообразным. Содержание разделов__________________________________________ ____________ № Название раздела, темы Количество часов 1 Давайте читать 8 2 Школьная страна 8 3 Круглый год. Осень 12 4 Истоки мудрости 9 5 Наша Родина 6 7 8 9 10 11 6 Люби все живое 10 Круглый год. Зима 12 В кругу семьи 14 Защитники Отечества 9 О мастерах и мастерицах, труде и трудолюбии 11 Круглый год. Весна 12 Никто не забыт, ничто не забыто 9 13 Когда люди в опасности 9 14 Круглый год. Лето 7 12 Итого: 136 ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Личностные: -овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни; -использование доступных информационных технологий для коммуникации; -проявление социально значимых мотивов учебной деятельности; -воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств; -развитие этических чувств, проявление доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости и взаимопомощи, проявление сопереживания к чувствам других людей; -сформированность установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям. Предметные: Минимальный уровень: -уметь осознанно и правильно читать вслух доступный текст целыми словами и по слогам; -уметь находить, читая про себя отрывки проанализированного текста, связанные с определёнными событиями; -уметь отвечать на вопросы по предметному содержанию текста (с помощью учителя); -заучивать стихотворения наизусть (объём текста с учётом учебных возможностей учащегося); -принимать участие в уроках внеклассного чтения. Достаточный уровень: -уметь осознанно и правильно читать доступный текст вслух целыми словами, в трудных случаях — по слогам; -читать про себя, выполняя аналитические задания к тексту; -уметь отвечать на вопросы учителя; -уметь пересказывать текст по плану с помощью учителя, используя опорные слова, а несложные по содержанию тексты — самостоятельно; -выражать своё отношение к поступкам героев и событиям; -выучить наизусть 8-10 стихотворений. Система оценки достижений Оценка личностных результатов предполагает, прежде всего, оценку продвижения обучающегося в овладении социальными (жизненными) компетенциями, может быть представлена в условных единицах: -0 баллов - нет фиксируемой динамики; -1 балл - минимальная динамика; -2 балла - удовлетворительная динамика; -3 балла - значительная динамика. Проверку навыков чтения проводят на основе повседневных наблюдений за чтением и пониманием прочитанного по учебнику путём специального опроса по чтению, пересказу или комбинированного опроса. В начале, середине и конце учебного года проводится проверка техники чтения. При проверке техники чтения рекомендуется подбирать незнакомые, но доступные тексты примерно следующего объёма (на конец года): 5 класс 55-60 слов. При оценке принимаются во внимание индивидуальные психофизические особенности обучающегося, акцент делается не на беглость чтения, а на осознанное понимание прочитанного, умение отвечать на вопросы, пересказать текст. Оценка «5» ставится обучающемуся, если он: -читает правильно, бегло, выразительно, с соблюдением норм литературного произношения; -выделяет главную мысль произведения или частей рассказа с незначительной помощью учителя; -делит текст на части и озаглавливает их с помощью учителя; называет главных действующих лиц произведения, характеризует их поступки; -отвечает на вопросы по содержанию прочитанного и пересказывает прочитанное полно, правильно, последовательно; -твердо знает наизусть стихотворение и читает их выразительно. Оценка «4» ставится обучающемуся, если он: -читает в основном правильно, бегло допускает 1-2 ошибки при чтении и соблюдении смысловых пауз, знаков препинания, передающих интонацию, логических ударений; -называет главных действующих лиц произведения, характеризует их поступки, допускает неточности в ответах на вопросы при пересказе содержания, исправляет их с помощью учителя; -допускает при чтении стихотворения наизусть 1-2 самостоятельно исправленные ошибки, читает наизусть недостаточно выразительно. Оценка « 3 » ставится обучающемуся, если он: -читает недостаточно бегло, некоторые слова по слогам; -допускает 3-4 ошибки при чтении и соблюдении синтаксических пауз; -3-4 в соблюдении смысловых пауз, знаков препинания, передающих интонацию логических ударений; -отвечает на вопросы и пересказывает содержание прочитанного с помощью -затрудняется называть главных действующих лиц произведения, характеризовать их поступки; -отвечает на вопросы и пересказывает неполно, непоследовательно, допускает искажения основного смысла произведения; обнаруживает при чтении наизусть нетвердое усвоение текста. Оценка «2» - не ставится. Критерии отметки пересказа текста Оценка «5» - пересказывает содержание прочитанного самостоятельно, последовательно, не упуская главного, правильно отвечает на вопрос. Оценка «4» - допускает 1-2 ошибки, неточности, сам их исправляет. Оценка «2» - пересказывает при помощи наводящих вопросов учителя, не умеет последовательно передать содержание прочитанного, допускает речевые ошибки. Оценка «2» - не ставится. Критерии чтения стихотворения наизусть Оценка «5» - твердо, без подсказок, знает наизусть, выразительно читает. Оценка «4» - знает наизусть, но допускает при чтении перестановку слов, самостоятельно исправляет допущенные неточности. Оценка «2»- читает наизусть, но при чтении обнаруживает нетвердое усвоение текста. Оценка «2» - не ставится. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ № Тема предмета Давайте читать -8 часов 1 2 3 Знакомство с учебником «Чтение». Вступительная статья к разделу «Давайте читать». Ю. Энтин. Стихотворение «Слово про слово» С. Михалков. Стихотворение «Обращение писателя к читателям» Внеклассное чтение. 1.«Как Незнайка был музыкантом» 2. «Как Незнайка был художником» 3. «Как Незнайка сочинял стихи» (Отрывки из книги Н.Носова «Приключения Незнайки и его друзей») 4 Автобиографическая статья (о баснописце И.А.Крылове, поэте А.С.Пушкине, немецких сказочниках братьях Гримм). Проверка техники чтения на начало учебного года 5 Л.Крутько. Стихотворение «Замечательные книжки» 6 7 8 9 С.Вербова. Рассказ «Зачем книги нужны?» С.Ильин. Стихотворение «Две книжки» Обобщающий урок к разделу «Давайте читать». Заключительная беседа. Тестовые задания. Школьная страна -8 часов. Вступительная статья к разделу «Школьная страна». М. Бородицкая. Стихотворение «Первое сентября» (В сокращении). 10 Я.Аким. Стихотворение «Где ты ходишь, осень?» 11 Л. Гераскина. Сказка «В Стране невыученных уроков» ч.1 (Отрывок). 12 13 14 15 Л.Гераскина. Сказка «В Стране невыученных уроков» ч.2 (Отрывок.) Е.Серова. Стихотворение «Отличница». Л.Каминский. Рассказ «Сочинение» ч. 1 Л.Каминский. Рассказ «Сочинение» ч.2 16 Обобщающий урок к разделу «Школьная страна». Заключительная беседа. Тестовые задания. Круглый год-12 часов. 17 Вступительная статья к разделу «Круглый год. Осень». Приметы осени. 18 Внеклассное чтение. И.Соколов-Микитов. Рассказ «Листопадничек». 19 Заклички. «Осень, осень, погости недель восемь...». «Хороша зима - снегами...». 20 С.Козлов. Сказка «Лисичка». 21 Е.Трутнева. Стихотворение «Осень». 22 Н.Сладков. Рассказ «Сердитые голоса». 23 Г. Скребицкий. Сказка «Четыре художника» ч. 1. (Отрывок) . 24 Г. Скребицкий. Сказка «Четыре художника» ч.2. (Отрывок) 25 А.Фет. Стихотворение «Ласточки пропали». 26 Н.Сладков. Сказка «Швейня». (В сокращении). 27 28 29 А.Пушкин. Стихотворение «Уж небо осенью дышало.» (Из романа в стихах «Евгений Онегин»), Обобщающий урок к разделу «Круглый год. Осень».Заключительная беседа. Выполнение теста Истоки мудрости-9 часов. Вступительная статья по теме «Истоки мудрости». Автобиографическая статья (о писателе К.Д.Ушинском и писателе Л.Н.Толстом). 30 «Берёза и три сокола». (Русская народная сказка). 31 «Каша из топора». (Русская народная сказка). 32 «Лисица и тетерев». Русская народная сказка. (В пересказе Л.Н.Толстого) 33 И.Крылов. Басня «Лебедь, Щука и Рак» 34 К.Ушинский. Басня «Два плуга». 35 Л.Толстой. Басня «Муравей и голубка». 36 37 Внеклассное чтение. Сказка «Как мужик гусей делил». (Русские народные сказки). Обобщающий урок к разделу «Истоки мудрости». Заключительная беседа.Тестовые задания. 38 Наша Родина - 6 часов. Вступительная статья к теме «Наша Родина». Ф.Савинов. Стихотворение «Родина». Г. Ладонщиков. Стихотворение «Родная земля» 39 40 41 42 43 С.Романовский. Рассказ «Русь». М.Пришвин. Рассказ «Моя родина». «Никита Кожемяка» ч.1. (Русская народная сказка в обработке К.Ушинского). «Никита Кожемяка» ч.2. (Русская народная сказка в обработке К.Ушинского) Обобщающий урок к разделу «Наша Родина». Заключительная беседа. Тестовые задания. Люби все живое - 10 часов. 44 45 46 47 Вступительная статья к разделу «Люби все живое». Р.Сеф. Стихотворение «Кто любит собак...» Д.Мразкова. Рассказ «Охота на уток» ч.1. (Отрывок из книги «Не плачь, мухоморчик!» Д. Мразкова. Рассказ «Охота на уток» ч.2. (Отрывок из книги «Не плачь, мухоморчик!») Э. Мошковская. Стихотворение «Дедушка Дерево». Н.Сладков Рассказ «Полвека прожила я на свете.» 48 Внеклассное чтение. В.Бианки. Сказка «Хитрый лис и умная уточка». 49 В.Боков. Рассказ «Обидчивый ёж». 50 А.Барто. Стихотворение «Уехали». 51 К.Паустовский. Рассказ «Кот Ворюга» ч.1. (В сокращении). 52 К.Паустовский. Рассказ «Кот Ворюга» ч.2. (В сокращении). 53 Обобщающий урок к разделу «Люби все живое».Заключительная беседа. Тестовые задания. В.Берестов. Стихотворение «Кот у ворот» Круглый год. Зима - 12 часов. 54 Вступительная статья к разделу «Круглый год. Зима». «Народная песня». 55 Я. Аким. Рассказ «Как я написал первое стихотворение» 56 Я.Аким. Стихотворение «Первый снег». 57 Э. Шим. Сказка «Всем вам крышка» ч.1. 58 Э.Шим. Сказка «Всем вам крышка» ч.2. 59 А.Пушкин. Стихотворение «Вот север, тучи нагоняя.» (Из романа в стихах «Евгений Онегин»), 60 С.Михалков. Стихотворение «Белые стихи» (Отрывок). 61 В.Бианки. Сказка «Терентий-Тетерев» ч.1. 62 В.Бианки. Сказка «Терентий-Тетерев» ч.2 63 А.Гайдар. Рассказ «Чук и Гек» ч.1. (Отрывок). 64 А.Гайдар. Рассказ «Чук и Гек» ч.2. (Отрывок). 65 Внеклассное чтение. 1. «Морозко». (Русская народная сказка). В кругу семьи - 14 часов. 66 Вступительная статья к разделу «В кругу семьи». Е.Серова. Стихотворение «Три мамы». 67 В.Сухомлинский. Рассказ «Все добрые люди - одна семья». 68 Я.Аким. Стихотворение «Моя родня». 69 Три дочери. (Татарская сказка). 70 А .Барто. Стихотворение «Разлука». 71 В.Осеева. Рассказ «Волшебное слово» ч.1. 72 В.Осеева. Рассказ «Волшебное слово» ч.2. 73 В.Берестов. Стихотворение «Любили тебя без особых причин». 74 В.Драгунский. Рассказ «Сестра моя Ксения» ч.1 (Отрывок). 75 В.Драгунский. Рассказ «Сестра моя Ксения» ч.2 (Отрывок). 76 Э. Мошковская. Стихотворение «Капризы». 77 А.Майков. «Колыбельная песня». 78 Внеклассное чтение. 1. Е.Пермяк. Рассказ «Хитрый коврик». 79 Обобщающий урок к разделу «В кругу семьи». Заключительная беседа. Тестовые задания. 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 Защитники Отечества - 9 часов. Вступительная статья по теме «Защитники Отечества». И. Гамазкова Стихотворение «Бей, барабан!» С.Алексеев. Рассказ «Измаил» ч.1. С.Алексеев. Рассказ «Измаил» ч.2. Б.Никольский. Рассказ «Как я Новый год встречал» ч.1. Б.Никольский. Рассказ «Как я Новый год встречал» ч.2. Л.Некрасова. Стихотворение «Наша армия родная». Л.Кассиль. Рассказ «Таран». С.Васильев. Стихотворение «Белая берёза». Обобщающий урок к разделу «Защитники Отечества». Заключительная беседа. Тестовые задания. О мастерах и мастерицах, труде и трудолюбии - 11 часов. Е.Пермяк. Сказка «Волшебные краски» ч. 1 Е.Пермяк. Сказка «Волшебные краски» ч.2. М.Зощенко. Рассказ «Любимое занятие». «Знают мамы, знают дети...» (Немецкая народная песенка). Братья Гримм. Сказка «Маленькие человечки» ч.1. 93 Братья Гримм. Сказка «Маленькие человечки» ч.2. 94 Внеклассное чтение. 1. С.Маршак. Сказка «Кошкин дом». 95 Е.Пермяк. Рассказ «Чужая калитка» ч.1.(Отрывок). 96 Е.Пермяк. Рассказ «Чужая калитка» ч.2. (Отрывок). 97 Н.Старшинов. Стихотворение «Почему шипел утюг». 98 Э.Рауд. Сказка «Как кабан картошку сажал». Перевод с эстонского Г.Петрова). 99 Обобщающий урок к разделу «О мастерах и мастерицах, труде и трудолюбии». Заключительная беседа. Круглый год. Весна - 12 часов. 100 Вступительная статья к разделу «Круглый год. Весна». «Народные приметы». Заклички. В. Ладыжец. «Веснянка». Заклинки. «Весна, весна красная!» (В обработке 101 К. Ушинского). 102 «Как Весна Зиму поборола» ч.1. (Русская народная сказка). 103 «Как Весна Зиму поборола» ч.2. (Русская народная сказка). 104 М. Пляцковский. Стихотворение «Весна». 105 Р. Сеф. Стихотворение «Весна». 106 107 108 109 В. Железников. Рассказ «Три ветки мимозы» ч.1. В. Железников. Рассказ «Три ветки мимозы» ч.2. В.Жуковский. Стихотворение «Жаворонок». Г.Скребицкий. Сказка «Сказка о Весне». А.Пушкин. Стихотворение (отрывок) «Гонимы вешними лучами ...» (Из романа в стихах «Евгений 110 Онегин») 111 Обобщающий урок к разделу «Круглый год. Весна». Заключительная беседа. Тестовые задания. Никто не забыт, ничто не забыто... - 9 часов. Вступительная статья к разделу «Никто не забыт, ничто не забыто.» А.Сурков. Стихотворение 112 «Красоту, что дарит нам природа.» 113 Внеклассное чтение. С.Алексеев. Рассказ «Три подвига». 114 С.Алексеев. Рассказ «Брестская крепость» ч.1. 115 С.Алексеев. Рассказ «Брестская крепость» ч.2. 116 К.Симонов. Стихотворение «Майор привез мальчишку на лафете». 117 В.Богомолов. Рассказ «Батальон Федосеева». 118 Л.Кассиль. Рассказ «Сестра». 119 А.Твардовский. Стихотворение «Рассказ танкиста». Обобщающий урок к разделу «Никто не забыт, ничто не забыто.». Заключительная беседа. 120 Тестовые задания. Когда люди в опасности - 9 часов. Вступительная статья к разделу «Когда люди в опасности». Е.Груданов. Стихотворение 121 «Половодье». 122 Н.Артюхова. Рассказ «Большая береза» ч.1. 123 Н.Артюхова. Рассказ « Большая береза» ч.2. 124 Л.Толстой. Рассказ (быль) «Прыжок». 125 С.Маршак Стихотворение «Пожар». (Отрывок). 126 Б.Житков. Рассказ «Наводнение». 127 С.Маршак. Стихотворение «Рассказ о неизвестном герое». 128 Обобщающий урок к разделу «Когда люди в опасности». Заключительный урок. Тестовые задания. 129 Проверка техники чтения на конец учебного года. Круглый год. Лето - 7 часов. 130 Вступительная статья к разделу «Круглый год. Лето». Закличка «Солнышко,вёдрышко.» Песня «Берёзонька моя, берёзонька.. ,».И.Заграевская Стихотворение «Лето». 131 132 133 134 135 136 Г.Скребицкий. Сказка «Четыре художника» (Отрывок). С.Есенин. Стихотворение «С добрым утром». И.Ревю. Сказка «Сказка про лето». В.Берестов. Стихотворение «Веселое лето». В.Бианки. Сказка «Кто чем поет». В.Берестов. Стихотворение «Тучка» Ю.Коваль. Рассказ «Березовый пирожок». Обобщающий урок. Тестовые задания