ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа учебного предмета «Основы социальной жизни» 5 класса обеспечивает достижение планируемых результатов освоения адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с лёгкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), определяет содержание, ожидаемые результаты и условия ее реализации. Основы социальной жизни является одним из основных учебных предметов. Данная рабочая программа учитывает особенности познавательной деятельности детей с ОВЗ. Программа содержит материал, помогающий учащимся достичь того уровня общеобразовательных знаний и умений, который необходим им для социальной адаптации и профессионального самоопределения. Нормативно-правовую базу рабочей программы «Основы социальной жизни» адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с лёгкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант-1) составляют: Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ; Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утвержденный приказом МО РФ от 19.12.2014 г. №1599); Приказ Министерства просвещения Российской Федерации «Об утверждении федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)» от 24 ноября 2022 №1026; Федеральная адаптированная основная общеобразовательная программа обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями); Приказ Министерства просвещения Российской Федерации «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» от 22.03.2021 № 115; Приказ Министерства просвещения Российской Федерации «О внесении изменений в Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 22 марта 2021 г. № 115» от 11.02.2022 № 69; Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»; Рабочая программа по учебному предмету «Основы социальной жизни» 5 класс составлена в соответствии с адаптированной основной общеобразовательной программой образования обучающихся с лёгкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вари- ант1) ГБУ ВО «Школа № ». Программа учитывает особенности познавательной деятельности обучающихся с умственной отсталостью, направлена на разностороннее развитие личности учащихся, способствует их умственному развитию, нравственному, гражданскомуи эстетическому воспитанию. Основы социальной жизни, как учебный предмет, направлен на практическую подготовку обучающихся к самостоятельной жизни и труду, на формирование у них знаний и умений, способствующих социальной адаптации, на повышение уровня общего развития обучающихся. Актуальность предмета «Основы социальной жизни» Развитие социально-экономических отношений в современной России требует нового качества образования. Это готовность выпускников школ к успешной интеграции в общество, способность реализоваться в жизни. Данная проблема актуальна для коррекционной школы, а особенно остро она стоит перед учителем основ социальной жизни, который на своих уроках решает задачу всестороннего развития молодого поколения и готовит обучающихся к непосредственному включению в жизнь, в трудовую деятельность в современных экономических условиях. Обучение по предмету рассчитано на 34 часа (1 урок в неделю). КРАТКАЯ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОБУЧАЮЩИХСЯ В процессе обучения учитываются индивидуальные особенности и потенциальные возможности развития неоднородного состава группы обучающихся. Умственная отсталость связана с нарушениями интеллектуального развития, которые возникают вследствие органического поражения головного мозга на ранних этапах онтогенеза (от момента внутриутробного развития до трех лет). Общим признаком у всех обучающихся с умственной отсталостью выступает недоразвитие психики с явным преобладанием интеллектуальной недостаточности, которое приводит к затруднениям в усвоении содержания школьного образования и социальной адаптации*. Категория обучающихся с умственной отсталостью представляет собой неоднородную группу. В соответствии с международной классификацией умственной отсталости (МКБ10) выделяют четыре степени умственной отсталости: легкую, умеренную, тяжелую, глубокую. Своеобразие развития детей с легкой умственной отсталостью обусловлено особенностями их высшей нервной деятельности, которые выражаются в разбалансированности процессов возбуждения и торможения, нарушении взаимодействия первой и второй сигнальных систем. В структуре психики такого ребенка в первую очередь отмечается недоразвитие познавательных интересов и снижение познавательной активности, что обусловлено замедленностью темпа психических процессов, их слабой подвижностью и переключаемостью. При умственной отсталости страдают не только высшие психические функции, но и эмоции, воля, поведение в случаях физическое развитие, хотя наиболее нарушенным является процесс мышления, и прежде всего, способность к отвлечению и обобщению. Вследствие чего знания детей с умственной отсталостью об окружающем мире являются неполными и, возможно, искаженными, а их жизненный опыт крайне беден. В свою очередь, это оказывает негативное влияние на овладение чтением, письмом и счетом в процессе школьного обучения. Развитие всех психических процессов у детей с легкой умственной отсталостью отличается качественным своеобразием, при этом нарушенной оказывается уже первая ступень познания – ощущения и восприятие. Неточность и слабость дифференцировки зрительных, слуховых, кинестетических, тактильных, обонятельных и вкусовых ощущений приводят к затруднению адекватности ориентировки детей с умственной отсталостью в окружающей среде. В процессе освоения отдельных учебных предметов это проявляется в замедленном темпе узнавания и понимания учебного материала, в частности смешении графически сходных букв, цифр, отдельных звуков или слов. Вместе с тем, несмотря на имеющиеся недостатки, восприятие умственно отсталых обучающихся оказывается значительно более сохранным, чем процесс мышления, основу которого составляют такие операции, как анализ, синтез, сравнение, обобщение, абстракция, конкретизация. Названные логические операции у этой категории детей обладают целым рядом своеобразных черт, проявляющихся в трудностях установления отношений между частями предмета, выделении его существенных признаков и дифференциации их от несущественных, нахождении и сравнении предметов по признакам сходства и отличия и т. д. У этой категории обучающихся из всех видов мышления (наглядно-действенное, наглядно-образное и словесно-логическое) в большей степени нарушено логическое мышление, что выражается в слабости обобщения, трудностях понимания смысла явления или факта. Особые сложности возникают у обучающихся при понимании переносного смысла отдельных фраз или целых текстов. В целом мышление ребенка с умственной отсталостью характеризуется конкретностью, не критичностью, ригидностью (плохой переключаемостью с одного вида деятельности на другой). Обучающимся с легкой умственной отсталостью присуща сниженная активность мыслительных процессов и слабая регулирующая роль мышления: как правило, они начинают выполнять работу, не дослушав инструкции, не поняв цели задания, не имея внутреннего плана действия. Особенности восприятия и осмысления детьми учебного материала неразрывно связаны с особенностями их памяти. Запоминание, сохранение и воспроизведение полученной информации обучающимися с умственной отсталостью также обладает целым рядом специфических особенностей: они лучше запоминают внешние, иногда случайные, зрительно воспринимаемые признаки, при этом, труднее осознаются и запоминаются внутренние логические связи; позже, чем у нормальных сверстников, формируется произвольное запоминание, которое требует многократных повторений. Менее развитым оказывается логическое опосредованное запоминание, хотя механическая память может быть сформирована на более высоком уровне. Недостатки памяти обучающихся с умственной отсталостью проявляются не столько в трудностях получения и сохранения информации, сколько ее воспроизведения: вследствие трудностей установления логических отношений полученная информация может воспроизводиться бессистемно, с большим количеством искажений; при этом наибольшие трудности вызывает воспроизведение словесного материала. Особенности нервной системы школьников с умственной отсталостью проявляются и в особенностях их внимания, которое отличается сужением объема, малой устойчивостью, трудностями его распределения, замедленностью переключения. В значительной степени нарушено произвольное внимание, которое связано с волевым напряжением, направленным на преодоление трудностей, что выражается в его нестойкости и быстрой истощаемости. Однако, если задание посильно и интересно для обучающегося, то его внимание может определенное время поддерживаться на должном уровне. Также в процессе обучения обнаруживаются трудности сосредоточения на каком-либо одном объекте или виде деятельности. Под влиянием обучения и воспитания объем внимания и его устойчивость несколько улучшаются, но при этом не достигают возрастной нормы. Для успешного обучения необходимы достаточно развитые представления и воображение. Представлениям детей с умственной отсталостью свойственна не дифференцированность, фрагментарность, уподобление образов, что, в свою очередь, сказывается на узнавании и понимании учебного материала. Воображение как один из наиболее сложных процессов отличается значительной несформированностью, что выражается в его примитивности, неточности и схематичности. У обучающихся с умственной отсталостью отмечаются недостатки в развитии речевой деятельности, физиологической основой которых является нарушение взаимодействия между первой и второй сигнальными системами, что, в свою очередь, проявляется в недоразвитии всех сторон речи: фонетической, лексической, грамматической. Наблюдается системное недоразвитие речи (нарушение всех систем родного языка: лексики, грамматики и фонетики), возможно заикание (нарушение ритма и плавности речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата). Снижение потребности в речевом общении приводит к тому, что слово не используется в полной мере как средство общения; активный словарь не только ограничен, но и наполнен штампами; фразы однотипны по структуре и бедны по содержанию. Недостатки речевой деятельности этой категории обучающихся напрямую связаны с нарушением абстрактно-логического мышления. Следует отметить, что речь школьников с умственной отсталостью в должной мере не выполняет своей регулирующей функции, поскольку зачастую словесная инструкция оказывается непонятой, что приводит к неверному осмысливанию и выполнению задания. Однако в повседневной практике такие дети способны поддержать беседу на темы, близкие их личному опыту, используя при этом несложные конструкции предложений. Трудности звуко-буквенного анализа и синтеза, восприятия и понимания речи обусловливают различные виды нарушений письменной речи. Снижение потребности в речевом общении приводит к тому, что слово не используется в полной мере как средство общения; активный словарь не только ограничен, но и наполнен штампами; фразы однотипны по структуре и бедны по содержанию. Психологические особенности умственно отсталых школьников проявляются и в нарушении эмоциональной сферы. При легкой умственной отсталости эмоции в целом сохранны, однако они отличаются отсутствием оттенков переживаний, неустойчивостью и поверхностью. Отсутствуют или очень слабо выражены переживания, определяющие интерес и побуждение к познавательной деятельности, а также с большими затруднениями осуществляется воспитание высших психических чувств: нравственных и эстетических. Волевая сфера учащихся с умственной отсталостью характеризуется слабостью собственных намерений и побуждений, большой внушаемостью. Такие школьники предпочитают выбирать путь, не требующий волевых усилий, а вследствие непосильности предъявляемых требований у некоторых из них развиваются такие отрицательные черты личности, как негативизм и упрямство. Своеобразие протекания психических процессов и особенности волевой сферы школьников с умственной отсталостью оказывают отрицательное влияние на характер их деятельности, особенно произвольной, что выражается в недоразвитии мотивационной сферы, слабости побуждений, недостаточности инициативы. Эти недостатки особенно ярко проявляются в учебной деятельности, поскольку учащиеся приступают к ее выполнению без необходимой предшествующей ориентировки в задании и, не сопоставляя ход ее выполнения, с конечной целью. В процессе выполнения учебного задания они часто уходят от правильно начатого выполнения действия, «соскальзывают» на действия, произведенные ранее, причем переносят их в прежнем виде, не учитывая изменения условий. Вместе с тем, при проведении длительной, систематической и специально организованной работы, направленной на обучение этой группы школьников целеполаганию, планированию и контролю, им оказываются доступны разные виды деятельности: изобразительная и конструктивная деятельность, игра, в том числе дидактическая, ручной труд, а в старшем школьном возрасте и некоторые виды профильного труда. Следует отметить независимость и самостоятельность этой категории школьников в уходе за собой, благодаря овладению необходимыми социально-бытовыми навыками. Нарушения высшей нервной деятельности, недоразвитие психических процессов и эмоционально-волевой сферы обусловливают проявление некоторых специфических особенностей личности обучающихся с умственной отсталостью, проявляющиеся в примитивности интересов, потребностей и мотивов, что затрудняет формирование правильных отношений со сверстниками и взрослыми. У обучающихся в зависимости от варианта их интеллектуального нарушения, определяются основные направления коррекционной работы для всех вариантов и индивидуально для каждого обучающегося. ПРИНЦИПЫ И ПОДХОДЫ К ФОРМИРОВАНИЮ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО КУРСА Деятельностный подход основывается на теоретических положениях отечественной психологической науки, раскрывающих основныезакономерности и структуру образования с учетом специфики развития личности обучающегося с умственной отсталостью. Деятельностный подход строится на признании того, что развитие личности обучающихся с умственной отсталостью школьного возраста определяется характером организации доступной им деятельности (предметно-практической и учебной). Основным средством реализации деятельностного подхода в образовании является обучение как процесс организации познавательной и предметно-практической деятельности обучающихся, обеспечивающий овладение ими содержанием образования. Реализация деятельностного подхода в процессе обучения «Основам социальной жизни» обеспечивает: придание результатам образования социально и личностно значимого характера; прочное усвоение обучающимися знаний и опыта разнообразной деятельности и поведения, возможность их самостоятельного продвижения в изучаемых образовательных областях; обеспечение условий для общекультурного и личностного развития на основе формирования базовых учебных действий, которые обеспечивают не только успешное усвоение некоторых элементов системы научных знаний, умений и навыков (академических результатов), но и прежде всего жизненной компетенции, составляющей основу социальной успешности. В основу формирования рабочей программы «Основы социальной жизни» адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) положены следующие принципы: принципы государственной политики РФ в области образования (гуманистический характер образования, единство образовательного пространства на территории Российской Федерации, светский характер образования, общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся и воспитанников и др.); принцип учета типологических и индивидуальных образовательных потребностей обучающихся; принцип коррекционной направленности образовательного процесса; принцип развивающей направленности образовательного процесса, ориентирующий его на развитие личности обучающегося и расширение его «зоны ближайшего развития» с учетом особых образовательных потребностей; онтогенетический принцип; принцип преемственности, предполагающий взаимосвязь и непрерывность образования обучающихся с умственной отсталостью на всех ступенях (начальные и старшие классы); принцип целостности содержания образования, поскольку в основу структуры содержания образования положено не понятие предмета, а ― «образовательной области». принцип направленности на формирование деятельности, обеспечивает возможность овладения обучающимися с умственной отсталостью всеми видами доступной им предметно-практической деятельности, способами и приемами познавательной и учебной деятельности, коммуникативной деятельности и нормативным поведением; принцип переноса усвоенных знаний и умений и навыков, и отношений, сформированных в условиях учебной ситуации, в различные жизненные ситуации, что обеспечит готовность обучающегося к самостоятельной ориентировке и активной деятельности в реальном мире; принцип сотрудничества с семьёй. ТЕХНОЛОГИИ, МЕТОДЫ И ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ. В качестве технологии обучения по данной рабочей учебной программе применяются следующие педагогические технологии: технология развития критического мышления (формирование умений работать с текстом, опираться на жизненный опыт); технология коллективного способа обучения; технология обучения в сотрудничестве (развитие коммуникативных навыков обучающихся, умений адаптироваться в разных группах за короткий промежуток времени); информационно-компьютерные технологии; коррекционно-развивающего обучения На основе изучения окружающего мира пятиклассники должны учиться наблюдать, видеть и слышать, сравнивать и обобщать, устанавливать несложные причинноследственные связи в природе и взаимозависимость природных явлений. Такая деятельность учащихся имеет непосредственно большое значение для коррекции недостатков психофизического развития умственно отсталых школьников, их познавательных возможностей и интересов. Природоведческие знания помогут учащимся лучше понимать отношение человека к природе, эстетически воспринимать и любить ее, по возможности уметь беречь и стремиться охранять. Это обусловит значительную воспитательную роль природоведения, а в дальнейшем -биологии и географии На уроках природоведения реализуются межпредметные связи, прежде всего за счет введения в лексикон учащихся новых слов, необходимых для изучения математики, географии, истории, русского языка и др. предметов, а также через организацию обучения с опорой на знания учащихся, полученные на уроках по другим предметам. Основная форма организации обучения является урок. Тип урока определяется в зависимости от его основной дидактической цели: урок изучения нового материала, урок закрепления знаний, обобщающий урок, урок повторения, контрольный урок, комбинированный урок. На уроках сочетаются фронтальная, индивидуальная и групповая работа. Данной работе может быть отведена часть урока, весь урок; она может проводиться коллективно или каждым учащимся в отдельности, самостоятельно по индивидуально для него подобранным заданиям (по карточкам). В конце учебного года на последних уроках, помимо повторения за курс 5 класса, предлагаются задания занимательного характера различного уровня сложности для привития интереса к изучаемому предмету, развития навыков самостоятельного мышления, поиска решения нестандартных заданий, применения имеющихся знаний в новых, сложных ситуациях. Типы уроков: - УУНЗ - уроки усвоения новых знаний, на которых учащиеся знакомятся с новым материалом; - УКЗНМ - уроки коррекции и закрепления нового материала (применение знаний в сходных ситуациях); - УВПУ - уроки выработки практических умений (применение знаний в новых ситуациях); - УПОСЗ - уроки повторения, обобщения, систематизации знаний (усвоение способов действий в комплексе); - УПОКЗ - уроки проверки, оценки, коррекции знаний; - КУ - комбинированные уроки. - ПУ - практические уроки. ФОРМИРОВАНИЕ БАЗОВЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ(ИНТЕЛЛЕКТУЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ) Формирование базовых учебных действий, обучающихся с умственной отсталостью (далее БУД) реализуется в 5 классе, что конкретизирует требования Стандарта к личностным и предметным результатам освоения АООП и служит основой разработки программ учебных дисциплин. Формирование и развитие БУД строится на основе деятельностного подхода к обучению и позволяет реализовывать коррекционноразвивающий потенциал образования школьников с умственно отсталостью. Основная цель реализации деятельности по формированию БУД состоит в формировании школьника с умственной отсталостью как субъекта учебной деятельности, которая обеспечивает одно из направлений его подготовки к самостоятельной жизни в обществе и овладения доступными видами профильного труда. Задачами формирования и развития БУД являются: - формирование мотивационного компонента учебной деятельности; - овладение комплексом базовых учебных действий, составляющих операционный компонент учебной деятельности; - развитие умений принимать цель и готовый план деятельности, планировать знакомую деятельность, контролировать и оценивать ее результаты в опоре на организационную помощь педагога. Для реализации поставленной цели и соответствующих ей задач необходимо: - определить функции и состав базовых учебных действий, учитывая психофизические особенности и своеобразие учебной деятельности обучающихся; - определить связи базовых учебных действий с содержанием учебных предметов. На уроках природоведения формируются следующие базовые учебные действия: Личностные. Знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение на основе их социальной необходимости; осознание своей национальности; уважение к культуре и традициям народов России и мира, чувства гордости за свою Родину. Принятие и освоение новой социальной роли, развитие самоуважения. Определять сильные и слабые стороны своей личности с помощью учителя. Сформированность внутренней позиции обучающегося, принятие и освоение новой социальной роли, развитие самоуважения и способ ности адекватно оценивать себя и свои достижения, видеть слабые и сильные стороны своей личности. Умение устанавливать личностный смысл (т.е. значения для себя); понимания границ того, «что я знаю», и того «что я не знаю» с помощью учителя. Умение устанавливать личностный смысл (т.е. значения для себя); понимания границ того, «что я знаю», и того «что я не знаю», «незнания» и стремления к преодолению этого разрыва. Умение устанавливать личностный смысл (т.е. значения для себя); понимания границ того, «что я знаю», и того «что я не знаю», «незнания» и стремления к преодолению этого разрыва. Ставить самостоятельно цели и добиваться результатов. Умение объяснять свои чувства и ощущения от восприятия объектов, иллюстраций, результатов трудовой деятельности.Уважительно относиться к чужому мнению . Регулятивные. Способность принимать и сохранять учебную цель и задачу. Способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, проявлять инициативу и планировать свою деятельность. Умение планировать собственную деятельность и вносить свои коррективы, проявлять инициативу. Умение работать по совместно с учителем составленному плану, используя необходимые дидактические средства (рисунки, инструкционные карты, инструменты и приспособления) осуществлять контроль выполнения точности выполнения операций. Коммуникативные. Умение сотрудничать с педагогом и сверстниками при решении учебных проблем, умение добывать нужную информацию с помощьюучителя. Умение контролировать и оценивать свои действия с помощью учителя. Умение сотрудничать с педагогом и сверстниками при решении учебных проблем, принимать на себя ответственность за результатысвоей действий; умение добывать нужную информацию. Умение сотрудничать с педагогом и сверстниками при решении учебных проблем, принимать на себя ответственность за результаты своей действий; умение добывать нужную информацию и применять её. Умение контролировать и оценивать свои действия самостоятельно. Познавательные. Умение находить необходимую информацию в учебнике, предложенных учителем наглядных пособиях. Умение преобразовывать практическую задачу в познавательную, с помощью учителя. Умение планировать собственную деятельность на выполнение познавательных задач с помощью учителя. Самостоятельно преобразовывать практическую задачу в познавательную. Умение планировать собственную деятельность. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ОБУЧАЮЩИМИСЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА, КУРСА. В структуре планируемых результатов ведущее место принадлежит личностным результатам, поскольку именно они обеспечивают овладение комплексом социальных (жизненных) компетенций, необходимых для достижения основной цели современного образования ― введения обучающихся с умственной отсталостью в культуру, овладение ими социокультурным опытом. В процессе обучения дать учащимся представление о предмете социально-бытовой ориентировки, назначение кабинета, правила поведения в кабинете. Эта программа направлена на формирование у них знаний и умений, способствующих социально-бытовой адаптации, на повышение общего уровня культуры и отношений в семье. После вводного занятия по программе следуют разделы «Личная гигиена», «Одежда и обувь». Изучение этих тем не вызывает трудностей. «Питание» - является одним из наиболее любимых разделов всей программы. Раздел содержит несколько тем разной сложности усвоения. Особое внимание нужно уделять изучению правил техники безопасности. Нарезка бутербродов и овощей для салата требует правильного обращения с кухонным ножом. Также важно соблюдение санитарногигиенических правил. При сервировке стола надо обращать внимание не только на последовательность работы, но и на эстетическую сторону. Одновременно решаются задачи воспитания личностных качеств: трудолюбие, аккуратность, терпение, усидчивость; элементов трудовой культуры; организация труда; экономическое и бережное отношение к продуктам, оборудованию. Строгое соблюдение правил безопасной работы и гигиены труда; творческого отношения к домашнему труду; развития обоняния, осязания, внимания, наблюдательности, памяти, находчивости, смекалки, сообразительности, воображения, фантазии. Следующие разделы «Культура поведения», «Жилище» - эти темы несложные для изучения, однако определенную трудность представляет выполнение практического задания. Тематика разделов программы «Транспорт», «Торговля» напрямую связана с местонахождением учебного заведения, дает представление о том, как вести себя в общественном транспорте, о соблюдении правил дорожного движения. Программой предусмотрены беседы, ролевые игры, требующие знаний о поведении на улице и в транспорте, практические задания, которые служат для закрепления учебных навыков и знаний, а также совершенствования и формирования новых умений и навыков, используемые учащимися в повседневной жизни. К концу пятого класса учащиеся должны знать: последовательность выполнения утреннего и вечернего туалета; правила охраны зрения при чтении и просмотре телевизионных передач; виды одежды и обуви: правила ухода за одеждой и обувью; санитарно-гигиенические требования к процессу приготовления пищи; различные меню завтрака; правила поведения за столом; правила поведения при встрече и расставании; почтовый адрес своего дома и школы-интерната; наиболее рациональный маршрут проезда до школы-интерната; виды магазинов и их назначение. Учащиеся должны уметь: совершать утренний туалет; подбирать одежду, головные уборы, обувь по сезоны; накрывать стол с учетом конкретного меню; тактично и вежливо вести себя во время разговора со старшими и сверстниками; учащиеся должны уметь писать адреса на почтовых открытках; соблюдать правила дорожного движения; соблюдать правила поведения в общественном транспорте (правила посадки, покупка билета, поведение в салоне и при выходе на улицу); соблюдать правила поведение в магазине; оплачивать покупку; выбирать продукты для приготовления завтрака с учетом конкретного меню. СИСТЕМА ОЦЕНКИ ДОСТИЖЕНИЯ ОБУЧАЮЩИМИСЯ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ. Система оценки достижения обучающимися с умственной отсталостью планируемых результатов освоения программы призвана решить следующие задачи: закреплять основные направления и цели оценочной деятельности; описывать объект и содержание оценки, критерии, процедуры и состав инструментария оценивания, формы представления результатов, условия и границы применения системы оценки; ориентировать образовательный процесс на нравственное развитие и воспитание обучающихся, достижение планируемых результатов освоения содержания учебных предметов и формирование базовых учебных действий; обеспечивать комплексный подход к оценке результатов освоения программы, позволяющий вести оценку предметных и личностных результатов; предусматривать оценку достижений, обучающихся и оценку эффективности деятельности образовательной организации; позволять осуществлять оценку динамики учебных достижений, обучающихся и развития их жизненной компетенции. Результаты достижений обучающихся с умственной отсталостью в овладении АООП являются значимыми для оценки качества образования обучающихся. При определении подходов к осуществлению оценки результатов целесообразно опираться на следующие принципы: дифференциации оценки достижений с учетом типологических и индивидуальных особенностей развития и особых образовательных потребностей, обучающихся с умственной отсталостью; динамичности оценки достижений, предполагающей изучение изменений психического и социального развития, индивидуальных способностей и возможностей обучающихся; единства параметров, критериев и инструментария оценки достижений в освоении содержания АООП, что сможет обеспечить объективность оценки в разных образовательных организациях. Для этого необходимым является создание методического обеспечения (описание диагностических материалов, процедур их применения, сбора, формализации, обработки, обобщения и представления полученных данных) процесса осуществления оценки достижений обучающихся. Для преодоления формального подхода в оценивании предметных результатов освоения АООП обучающимися с умственной отсталостью необходимо, чтобы балльная оценка свидетельствовала о качестве усвоенных знаний. В связи с этим основными критериями оценки планируемых результатов являются следующие: соответствие/несоответствие науке и практике; прочность усвоения (полнота и надежность). Таким образом, усвоенные предметные результаты могут быть оценены с точки зрения достоверности как «верные» или «неверные». Критерий «верно» / «неверно» свидетельствует о частотности допущения тех или иных ошибок, возможных причинах их появления, способах их предупреждения или преодоления. По критерию прочности могут оцениваться как удовлетворительные; хорошие и очень хорошие (отличные). Результаты овладения АООП выявляются в ходе выполнения обучающимися разных видов заданий, требующих верного решения: по способу предъявления (устные, письменные, практические); по характеру выполнения (репродуктивные, продуктивные, творческие). Чем больше верно выполненных заданий к общему объему, тем выше показатель надежности полученных результатов, что дает основание оценивать их как «удовлетворительные», «хорошие», «очень хорошие» (отличные). Одним из основных способов учета знаний, умений и навыков учащихся является устный опрос. Оценка устных ответов обучающихся. Отметка «5» ставится ученику, если он отвечает самостоятельно, с опорой на ранее приобретенные знания и дополнительные сведения об изучаемом материале, отвечает правильно, отражает основной материал курса, правильно раскрыто содержание понятий, закономерностей, правильно использует карту, дает правильные осознанные ответы на все поставленные вопросы, подводит итог. Отметка «4» ставится ученику, если он дает полный правильный ответ, который отвечает критериям отметки «5», но допускает незначительные речевые ошибки, допускает отдельные неточности, оговорки, нуждается в дополнительных вопросах, помогающих ему при ответе, частично использует термины и понятия, допускает ошибки в работе с картой, подводит итог при незначительной помощи учителя. Отметка «3» ставится ученику, если он основное содержание изученного материала усвоил, но излагает его фрагментарно, не всегда по- следовательно, затрудняется в самостоятельном изложении материала, при помощи учителя дает правильные односложные ответы на поставленные вопросы, определения понятий недостаточно четкие, подводит итог сказанного только при массированной помощи учителя. Отметки «2» и «1» не ставятся. Оценка письменных работ Отметка «5» ставится ученику при самостоятельном безошибочном выполнении всех заданий, допускается 1 негрубый недочет, качество работы 90-100%. Отметка «4» ставится ученику, если он выполняет работу при незначительной помощи учителя, допускает одну грубую ошибку и один негрубый недочет, допускает три негрубых недочета, оптимальное качество работы 70-80%. Отметка «3» ставится ученику, если ему в ходе выполнения работы оказывается массированная помощь учителя, он допустил две грубые ошибки и один негрубый недочет, допустил одну грубую ошибку и три негрубых недочета, выполнял работу по учебнику, конспектам тетради, оптимальное качество 40-60 %. Отметки «2» или «1» не ставятся. УЧЕБНЫЙ ПЛАН № п/п Наименование разделов и тем Всего часов Электронные ресурсы Практическ ие (или самостоятельные) работы Контрольные работы 1. Введение. 1 2. Личная гигиена. 3 3. Одежда и обувь. 6 http://www.school.edu.ru/ https://uchi.ru 4. Питание. 12 http://www.school.edu.ru/ https://uchi.ru 5. Транспорт. 3 http://www.school.edu.ru/ https://uchi.ru 6. Жилище. 3 http://www.school.edu.ru/ https://uchi.ru 7. Культура поведения в общественных местах 5 http://www.school.edu.ru/ https://uchi.ru 8. Торговля. 1 http://www.school.edu.ru/ https://uchi.ru Итого 34 http://www.school.edu.ru/ https://uchi.ru http://www.school.edu.ru/ https://uchi.ru ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ. № Наименование раздела программы и тем урока Колво часов Тип урока Элементы содержания Планируемые результаты освоения обучающимися учебного предмета,курса. Вид контроля Оборудование, дидактический материал, ТСО и ИТ Домашнее задание Введение. 1 УУНЗ Знакомство с предметом. Вводный инструктаж по охране труда. Знание названия учебного курса, цель нового учебного предмета, его назначение, правила обучающихся в кабинете. Слушать собеседника, вступать в контакт. Развитие связной речи через умение вести диалог. Осознанно действовать для решения конкретных задач. Фронтальная проверка. Презентация. Записи в тетради. Последовательное выполнение утреннего и вечернего туалета. Формирование и развитие умений и навыков по выполнению и соблюдению правил личной гигиены. Развитие гигиенических навыков. Раз- Фронтальная проверка. Иллюстрации. Записи в тетради. 1 Личная гигиена – 3 часа 2 Правила личной гигиены в течение дня. 1 УУНЗ 3 Предметы и средства личной гигиены. 1 УУНЗ Знание и соблюдение правил личной гигиены. 4 Гигиена зрения. 1 УУНЗ Знание и соблюдение правил личной гигиены. Одежда и обувь – 6 часов. 5 Виды одежды. 1 УУНЗ Умение подбирать одежду и обувь по сезону, в зависимости от назначения. УУНЗ Знание правил ухода за одеждой и обувью, 6 Чистка одежды, сушка 1 витие речи. Формирование и развитие эстетических качеств личности. Развитие самостоятельности. Привитие умений и навыков ухода за предметами личной гигиены. Устанавливать и выявлять причинноследственные связи. Воспитание аккуратности, опрятности. Фронтальная проверка. Презентация. Записи в тетради. Становление мотивационной сферы гигиенического поведения. Выработка навыков гигиены зрения. Расширение активного словарного запаса и кругозора. Воспитание чувства взаимопомощи и самостоятельности. Фронтальная проверка Презентация. Записи в тетради. Развитие внимания, мышления, связной речи через умение вести диалог. Воспитание аккуратности, опрятности, эстетического вкуса. Формирование и развитие умений и навыков по выполнению правил и Фронтальная проверка Иллюстрации. Записи в тетради. Фронтальная проверка Презентации. Записи в тетради. осуществление ухода 7 Виды обуви. 1 8 Практическая работа «Одежда и обувь» 1 УПОСЗ Знание правил ухода за одеждой и обувью, осуществление ухода 9 Чистка, хранение обуви 1 УУНЗ Знание правил уходаза одеждой и обувью, осуществление ухода. 1 УУНЗ Умение подбирать головной убор по сезону, в зависимости от назначения. 10 Виды головных уборов. УУНЗ Умение подбирать одежду и обувь по сезону, в зависимости от назначения приемов по уходу за одеждой. Умение работать в группах. Воспитание аккуратности, опрятности. Развитие зрительного восприятия, внимания, памяти. Воспитание толерантности. Осознанно действовать для решения конкретных задач. Фронтальная и индивидуальная проверка Презентация. Записи в тетради. Осознанно действовать для решения конкретных задач. Воспитание аккуратности, опрятности, эстетического вкуса. Воспитание чувства взаимопомощи и самостоятельности. Систематизация знаний. Расширение кругозора, словарного запаса. Воспитание аккуратности, опрятности Фронтальная и индивидуальная проверка Презентация. Записи в тетради. Фронтальная проверка Презентация. Записи в тетради. Развитие зрительного восприятия, внимания, памяти. Воспитание аккуратности, опрятности, эстетического вкуса. Фронтальная проверка Презентация Записи в тетради. Питание –12 часов. 11 Значение питания в жизни человека. 1 УУНЗ Знание правил и умение составления рациона питания. 12 Кухонные принадлежности. 1 ОКПЗ Соблюдение правил техники безопасности на кухне. 13 Уход за посудой. 1 УУНЗ Умение выполнять правила и приемы ухода за посудой. 14 Уход за посудой. 15 Чайная посуда. УПОСЗ Умение выполнять правила и приемы ухода за посудой. 1 УУНЗ Умение применять чайную посуду. Формирование представлений о значения питания в жизни и деятельности людей. Расширение активного словарного запаса и кругозора. Умение аргументировать свое мнение. Воспитание коммуникативных навыков. Развитие логического мышления, эстетического вкуса. Умение аргументировать свое мнение. Воспитание коммуникативных навыков. Развитие логического мышления, эстетического вкуса. Воспитание трудолюбия, бережливости, аккуратности. Умение аргументировать свое мнение. Воспитание коммуникативных навыков. Развитие логического мышления, эстетического вкуса. Воспитание трудолюбия, бережливости, аккуратности. Осознанно действовать для решения конкретных задач. Воспитывать ак- Фронтальная проверка. Д/ф «Пища в жизни человека» Записи в тетради. Фронтальная проверка Презентация. Записи в тетради. Фронтальная проверка Презентация. Записи в тетради. Фронтальная проверка Презентация. Записи в тетради. Индивидуальная Презентация. проверка Записи в тетради. 16 Правила заваривания чая. 1 УУНЗ Умение заваривать чай. 17 Повторный инструктаж по охране труда. Завтрак. 1 УПОСЗ Соблюдение правил по охране труда; формирование навыка по приготовлению завтрака. 18 Завтрак. 1 УУНЗ Составление меню для завтрака 19 Сервировка стола к завтраку. 1 УУНЗ Умение сервировать стол к завтраку. куратность, опрятность, эстетический вкус. Уметь оценивать себя. Формирование умения приготовления чая. Развитие способностей к обобщению, классификации. Воспитание аккуратности, опрятности, эстетического вкуса. Развивать умение планировать свою деятельность. Формирование навыков по приготовлению завтрака. Воспитание трудолюбия, бережливости, аккуратности, эстетического вкуса. Формирование навыков по приготовлению завтрака. Воспитание трудолюбия, бережливости, аккуратности, эстетического вкуса. Развивать умение выполнять упражнения по аналогии, по готовым образцам. Формирование навыков по сервировке стола. Воспитание трудолюбия, бережливости, аккуратности, эстетического вкуса. Индивидуальная Д/ф «Как прапроверка. вильно заварить чай» Записи в тетради. Индивидуальная Иллюстрации проверка Записи в тетради. Индивидуальная Иллюстрации проверка Записи в тетради. Индивидуальная проверка Записи в тетради. Презентация. 20 Нарезка хлеба, овощей. 1 УУНЗ Развитие практических умений по нарезке хлеба, овощей. Умение планировать свою работу. Ознакомление с правилами работы режущими предметами. Воспитание трудолюбия, бережливости, аккуратности, эстетического вкуса. Умение планировать свою работу. Ознакомление с видами бутербродов, технологией их приготовления. Воспитание трудолюбия, бережливости, аккуратности, эстетического вкуса. Фронтальная проверка Иллюстрации Записи в тетради. Фронтальная проверка Презентация. Записи в тетради. 21 Приготовление бутербродов. 1 УУНЗ Формирование умений и навыков по приготовлению бутербродов. 22 Приготовление салата. 1 УУНЗ Развитие практических умений обработки овощей, приготовления салатов. Формирование знаний о разнообразии блюд из овощей. Умение приготовления салатов. Воспитание трудолюбия, бережливости, аккуратности, эстетического вкуса. Индивидуальная Презентация. проверка Записи в тетради. Транспорт –3 часа. 23 Виды транспортных средств. 1 УУНЗ Умение ориентироваться в услугах общественного транс- Развитие умения правильно ориентироваться в дорожных ситуациях. Фронтальная проверка. Записи в тетради. Презентация 24 Поведение в транспорте. 1 УУНЗ 25 Правила дорожного движения. 1 УУНЗ порта (городской, пригородный, междугородный транспорт), осуществлять поездку в общественном транспорте. Умение правильно вести себя в общественном транспорте. Соблюдение правил дорожного движения. Развитие способности к обобщению и классификации. Воспитание культуры поведения. Развитие способности к обобщению и классификации. Развитие наблюдательности, мышления, внимания на дорогах. Формирование системы знаний и умений по прави- Фронтальная проверка Иллюстрации, презентация Записи в тетради. Фронтальная проверка М/ф «Правила дорожного движения» Записи в тетради. Фронтальная проверка Таблица Записи в тетради. лам дорожного движения. Жилище – 3 часа. 26 Виды жилых помещений. 1 УУНЗ Знание видов жилых помещений; соблюдение порядка в жилом помещении. Развитие представлений о видах жилых помещений. Развитие кругозора, логического мышления, культуры речи, внимания. Воспитание чувства любви к дому. 27 Соблюдение санитарногигиенических правил в жилых помещениях. 1 КУ Знание видов жилых помещений, способов уборки; соблюдение порядка в жилом помещении. Закрепление представлений о видах жилых помещений, способах уборки Развитие кругозора, логического мышления, культуры речи, внимания. Воспитание чувства любви к дому. Фронтальная проверка Таблица Записи в тетради. 28 Почтовый адрес дома, школы. 1 УУНЗ Умение заполнять почтовый конверт. Ознакомление с правилами написания почтового адреса. Развитие эстетического вкуса. Умение анализировать, обобщать, воображать. Воспитание чувства ответственности, аккуратности, инициативности, трудолюбия. Фронтальная проверка. Презентация. Записи в тетради. Воспитание культуры поведения. Развитие коммуникативных навыков. Умение анализировать. Воспитание вежливости, доброты, внимательного отношения к окружающим людям. Фронтальная и индивидуальная проверка Презентация. Записи в тетради. Культура поведения в общественных местах – 5 часов. 29 Поведение в му1 УУНЗ Умение правильно зее. вести себя в учреПоведение в теждениях культуры. атре. 30 Поведение в библиотеке. 1 УУНЗ Умение правильно вести себя в учреждениях культуры. 31 Поведение в магазине. Порядок покупки товара 1 КУ Умение правильно вести себя в общественных местах. 32 Поведение в кинотеатре. 1 КУ Умение правильно вести себя в учреждениях культуры. 33 Поведение за столом. Правила приема пищи 1 УУНЗ Умение правильно вести себя за столом. Воспитание культуры поведения. Развитие коммуникативных навыков. Умение анализировать. Воспитание вежливости, доброты, внимательного отношения к окружающим людям. Воспитание культуры поведения. Развитие коммуникативных навыков. Умение анализировать. Воспитание вежливости, доброты, внимательного отношения к окружающим людям. Воспитание культуры поведения. Развитие коммуникативных навыков. Умение анализировать. Воспитание вежливости, доброты, внимательного отношения к окружающим людям. Совершенствование умений по подготовке стола к приему пищи с учетом санитарногигиенических, эстетиче- Фронтальная и индивидуальная проверка Презентация. Записи в тетради. Фронтальная и индивидуальная проверка Презентация. Записи в тетради. Фронтальная и индивидуальная проверка Презентация. Записи в тетради. Фронтальная и индивидуальная проверка М/ф «Мы позвали в дом гостей» Записи в тетради. ских, практических требований. Развитие мышления через решение проблемных ситуаций. Воспитание культуры поведения, чувство коллективизма. Торговля – 1 час 34 Основные виды магазинов. Отделы 1 УУНЗ Умение ориентироваться в услугах, оказываемых различными предприятиями и учреждениями торговли (магазин, рынок, киоск). Развитие кругозора, логического мышления, культуры речи. Осмысление уже известных знаний. Умение анализировать полученную информацию и делать собственные выводы. Воспитание самостоятельности. Фронтальная и индивидуальная проверка Презентация. Записи в тетради. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ. Учебник: Комарова С.В., Александрова Е.Л., Основы социальной жизни (учебник для образовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы), 5 класс, АО Издательство «Просвещение», 2023, Демонстрационный материал в соответствии с основными темами программы обучения. 1. Карточки с заданиями, перфокарты. 2. Раздаточный материал. 3. Дидактический материал. 4. Презентации. 5. Оборудование кабинета. Интернет-ресурсы: - http://www.school.edu.ru/ -Российский образовательный портал https://infourok.ru/ - инфоурок, материалы для учителей https://uchi.ru Платформа «Учи.ру