Адаптированная рабочая программа_Мир природы и человека_7кл.

Пояснительная записка

1.
2.

3.
4.

5.
6.

Данная учебная программа направлена на формирование общей культуры, соответствующей
общепринятым нравственным и социокультурным ценностям, основанной на развитии личности и
необходимых для самореализации и жизни в обществе практических представлений, умений и
навыков, позволяющих достичь обучающейся максимально возможной самостоятельности и
независимости в повседневной жизни.
Целью реализации СИПР является обретение у обучающегося таких жизненных
компетенций, которые способствуют расширению его жизненного опыта, повседневных
социальных контактов в доступных для обучающегося пределах, а также развитию и коррекции
познавательных процессов ребенка, его эмоционально-волевой сферы и навыков коммуникации.
Программа позволяет рационально и оптимально организовать целостный процесс обучения
ребенка с учетом его актуального и ближайшего развития, соответствующий его состоянию
здоровья, а также адаптировать учебную нагрузку к его индивидуальным возможностям.
Программа учитывает личностно-ориентированную направленность обучения, организованного в
соответствии с учебным планом.
Для данного ребенка материал программы планируется педагогом с учетом необходимости
По мере обучения, в зависимости от индивидуальных возможностей ребёнка, темп
прохождения материала замедляется или увеличивается. Этим и обоснован выбор данной
образовательной программы соответствующей содержанию, предлагаемому для изучения ребенку
с умственной отсталостью.
Специальная индивидуальная программа составлена на основании следующих нормативно –
правовых документов:
Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» N 273-ФЗ
(в ред. от 07.05.2013 N 99-ФЗ, от 23.07.2013 N 203-ФЗ)
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2014 г. № 1599
«Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);
Адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Постановление главного государственного санитарного врача РФ от 20.09 2020№28 «Об
утверждении санитарных правил СП2.4. 3648-20 Санитарно-эпидемиологических требований к
организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодёжи»
Устав образовательного учреждения;
Учебный план образовательного учреждения

Содержание образования
Основная задача специальной индивидуальной программы развития заключается в
создании условий для индивидуализации содержания образования конкретного ребенка с
ограниченными возможностями здоровья путем согласования требований федерального
государственного стандарта, примерных основных образовательных программ, индивидуальных
особенностей и возможностей обучающихся. Для детей с умственной отсталостью содержание
индивидуальной образовательной программы планируется с учетом примерной АООП.
СИПР проектируется и реализуется для нуждающегося в ней ребенка с согласия родителей
(законных представителей), что закреплено в нормативных правовых документах в сфере
образования. Родители ознакомлены с содержанием СИПР, принимали посильное участие в её
разработке и согласны с определением ожидаемых (возможных) от обучающегося результатов его
обучения.

Целью образовательного процесса является развитие эмоционального, познавательного и
социально-адаптивного поведения учащегося с умеренным недоразвитием интеллекта
информирование позитивных качеств, развитие познавательной активности адекватной структуре
дефекта, развитие способности к посильным видам и навыкам, рекомендованным для данной
категории детей. Содержание всех учебных предметов и коррекционных курсов максимально
индивидуализируется с учетом особенностей психофизического развития, индивидуальных
возможностей, особых образовательных потребностей ребенка для обеспечения комплексной
коррекции нарушений его развития и социальной адаптации.
Воспитательные задачи направлены на решение вопросов социализации, повышения
самостоятельности и автономии обучающегося и его семьи, становления нравственных
ориентиров в деятельности и поведении, а также воспитания положительных личностных качеств,
положительной мотивации к обучению.
Коррекционные задачи направлены, во-первых, на развитие компенсаторных механизмов
становления психики и деятельности ребенка с ОВЗ, а во-вторых, на преодоление и
предупреждение у обучающегося вторичных отклонений в развитии познавательной сферы,
поведения и личностных ориентиров. При этом предполагается обучение родителей отдельным
психолого-педагогическим приемам, повышающим эффективность взаимодействия с ребенком,
стимулирующим его активность в повседневной жизни, укрепляющим его веру в собственные
возможности.
Образовательные задачи направлены на обучение ребёнка способам усвоения
общественного опыта, развитие познавательной активности, формирование всех видов (учебной,
трудовой) деятельности. Важной задачей образовательного блока является обучение
математическим представлениям, развитию речи и альтернативным коммуникациям,
формированию представлений о себе как «я», значимой и равноправной личности для
окружающих, на познание жизнедеятельности человека в окружающем природном и социальном
мире.







1.

Формы организации учебного процесса:
Принцип построения уроков–занятий – коммуникативный, основанный на предметнопрактической деятельности.
Для эффективного усвоения программного материала обучающегося используется
сниженный темп обучения, структурная простота содержания, повторность в обучении, активные
формы работы, доступные для него современные образовательные технологии.
Технологии обучения: игровые; здоровьесберегающие; информационно-коммуникационные;
личностно-ориентированные; деятельностное обучение; обучение в сотрудничестве.
Виды деятельности обучающегося на уроке, занятии:
выполнение упражнений по подражанию (собери разрезанную картинку, выполнение упражнений
по артикуляции и т.п.)
выполнение упражнений по инструкции: двигательные, ритмические, графические и т.п.
аудиально-визуальные (слушание, показ);
игры-имитации, жестово-образные игры, сюжетно-ролевые игры;
предметно-практическая деятельность: конструирование, лепка, собирание мозаики, пирамидок,
аппликация, разрыв и т.п.;
обводка, письмо силуэтов цифр, элементов букв.
Основные цели и задачи коррекционного обучения:
Основными задачами обучения учащегося с ОВЗ, является развитие всех психических процессов и
познавательной деятельности, а также коррекция их недостатков:
по развитию внимания:
- учить сосредотачиваться на предлагаемом материале в процессе деятельности;
- развивать наблюдательность;
- учить ориентироваться в незнакомом материале;
- распределять внимание (слушать ,писать, рисовать и т.д.);

- формировать быстрое переключение с одного вида занятий на другой;
- развивать интеллектуальную активность;
- развивать устойчивое внимание;
- учить умению самостоятельно концентрировать внимание и др.;
по развитию восприятия:
- формировать восприятия величины объектов;
- формировать восприятия формы объектов;
- формировать восприятия цветов, цветовых оттенков;
-формировать восприятие особых свойств предметов (развитие осязания, обоняния, вкусовых качеств,
барических ощущений);
- развитие слухового восприятия;
-восприятие времени;
-восприятие пространства;
- формировать временные представления;
- уточнять сведения об окружающем мире и др..
по развитию памяти:
- развивать двигательную память;
- развивать зрительную память
- развивать эмоциональную память;
- развивать образную память;
- развивать словесно-логическую память;
- развивать смысловую память – механическую.
по развитию мышления:
- выделять отдельные свойства предметов;
- выделять признаки предметов;
- учить сравнивать похожие, непохожие объекты;
- учить устанавливать общие признаки объекта;
- учить выделять главное;
- учить устанавливать причинно- следственные зависимости и др.
по формированию пространственных отношений:
- формировать понятия лево – право, верх-низ;
- формировать пространственные отношения на плоскости (центр, верхний левый, правый, нижний левый,
правый);
- формировать способность удерживать инструкцию, навык самоконтроля;
- научить ориентироваться в пространстве;
- формировать понятия (около, над, под, за, перед) и др.
по развитию речи:
- развивать артикуляционную моторику и формировать правильное звукопроизношение;
- развивать фонематические процессы;
- совершенствовать грамматический строй речи;
- активизировать речь;
- пополнять запас активного и пассивного словаря;
- формировать связную речь;
- развивать коммуникативные навыки посредством повышения уровня общего речевого развития,
обучающегося и др.
2. Развитие творческих умений и чувств на основе доступных видов деятельности.
3.Формирование
представлений
о
себе
как
«Я»,
значимой
и
равноправной личности для окружающих.
4.Формирование
коммуникативных
умений
и
социальных
контактов с окружающими людьми, адекватного поведения в социальной среде.
5.Формирование социально-бытовых, трудовых умений и навыков, обеспечивающих
жизнедеятельность;

6. Бытовая ориентация и социальная адаптация.
Методы и приемы обучения
В рамках реализации программы предполагается использовать различные методы и приемы:
объяснение, метод наглядности, игровая форма, рассказ, наблюдение, самостоятельная
деятельность по подражанию и т.п.



















Базовые учебные действия
Программа формирования базовых учебных действий у обучающегося с умеренной,
умственной отсталостью направлена на формирование готовности ребенка к овладению
содержанием СИПР и включает следующие задачи:
подготовка ребенка к эмоциональному взаимодействию с группой обучающихся;
подготовка ребенка к коммуникативному взаимодействию с группой обучающихся;
умение выполнять инструкции педагога («возьми»)
использование по назначению учебных материалов;
Социально-эмоциональное участие в процессе общения и совместной деятельности;
Развитие навыков взаимодействия со взрослыми;
Осознание себя учеником;
Овладение социально-бытовыми навыками, используемые в повседневной жизни;
Владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия
Личностные результаты
Личностные результаты освоения АООП включают индивидуально-личностные качества и
социальные (жизненные) компетенции обучающегося, социально значимые ценностные
установки:
мотивация к общению с педагогами, знакомыми людьми
владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия
овладение
социально-бытовыми
навыками, используемыми
в
повседневной
жизни
осознание себя учеником
развитие навыков взаимодействия с взрослыми
социально-эмоциональное участие в процессе общения и совместной деятельности
умение понимать и выражать свои чувства
Личностные результаты желание выполнять с педагогами предметные и игровые действия
заключаются в сформированности познавательных интересов и мотивов, знании основных
принципов и правил отношения к живой природе, реализация установок здорового образа жизни.
Затруднения в освоении отдельных предметов не рассматриваются как показатель неуспешности
обучения и развития ребенка в целом.
Предметные результаты
Оценка выявленных предметных результатов обучения осуществляется в оценочных показателях,
основанных на качественных критериях по итогам выполняемых практических действий. В
разделе «Средства мониторинга и оценки динамики обучения» по каждому предмету разработаны
и представлены мониторинги с оценкой получения ребёнком нового знания и его применения. В
случае затруднений в оценке, в связи с отсутствием видимых изменений, следует оценивать его
эмоциональное состояние и другие возможные личностные результаты.

Содержание учебного предмета
Формирование представлений о частях суток, различение: (утро, день, вечер, ночь).
Формирование представления о неделе: (изучение дней недели, о последовательности 7

дней).
Формирование представлений о временах года. Различение времен года по характерным
признакам. Знание изменений в жизни человека, животного, растения в разное время года.
Формирование представлений о погоде текущего дня. Рассказ о погоде текущего дня.
Природные явления (дождь, ливень, гроза).
Формирование представления о ягодах. Различение лесных и садовых ягод. Формирование
представления о грибах – съедобные и несъедобные.
Формирование представления о цветах- различение цветов: тюльпан, роза, гвоздика,
ромашка, мак.
Формирование представлений о фруктах и овощах их название и различие.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ.
Учебник: Сивоглазов В. И., Плешаков А. А. «Природа и человек. 5 класс»: учебник для
общеобразовательных учреждений. 4-е изд. — М.: Просвещение, 2000.
Демонстрационный материал в соответствии с основными темами программы обучения.
1. Карточки с заданиями, перфокарты.
2. Раздаточный материал.
3. Дидактический материал.
4. Презентации.
5. Оборудование кабинета.
Интернет-ресурсы:
- http://www.school.edu.ru/ -Российский образовательный портал
- https://infourok.ru/ - инфоурок, материалы для учителей
- https://uchi.ru Платформа «Учи.ру»

Тематическое планирование
№
Тема, раздел
урока
Временные представления 8 часов
1
Представление
о
сутках.
Различение
частей
суток.
Соотнесение частей суток с
видами деятельности.
2
Определение частей суток по
расположению
солнца.
Узнавание (различение) дней
недели.
3
Представление о неделе как о
последовательности 7 дней.
4

5

Знание изменений,
происходящих в жизни
человека в разное время года.
7
Знание изменений,
происходящих в жизни
животных в разное время года.
8
Знание изменений,
происходящих в жизни
растений в разное время года.
Объекты природы 9
9
Узнавание Солнца. Узнавание
Луны.

11

1

1

1

Соотнесение дней недели с 1
определенными
видами
деятельности.
Соотнесение
месяцев
с 1
временами года. Соотнесение
явлений природы с временем
года.
Узнавание
явлений
природы

6

10

Кол-во Основные виды учебной деятельности
часов

Узнавание (различение)
небесных тел (планета, звезда).
Знание знаменитых
космонавтов.
Знание значения воздуха в
природе и жизни человека.

1

1

Выбирать и показывать иллюстрацию с
изображением частей суток (утро, день,
вечер, ночь). Повторение: перечислить виды
деятельности по картинкам
Рассматривать иллюстрации и определять
расположение солнца, называть время суток
и дни недели
Рассматривать и выбирать иллюстрации с
названиями дней недели Различение
выходных и рабочих дней.
Повторение: выбирать иллюстрации дней
недели, соотносить с видами деятельности.
Определять и различать наглядно виды
календаря.
Узнавание
(различение)
календарей (настенный, настольный и др.)
Наблюдать за погодой текущего дня.
Рисунок, рассказ о погоде текущего дня.
Рассматривать и подбирать карточки с
явлением природы (дождь, снегопад, гроза,
радуга, туман, гром, ветер).
Повторение:
подбирать
иллюстрации
разного времени года, называть времена
года
Повторение: находить на иллюстрации
известных животных в разное время года

1

Повторение: наблюдать за растениями в
разное время года (изготовить поделку из
природного материала)

1

Узнавать и находить на иллюстрации
солнце. Рассматривать
и подбирать
карточки. Знание значения солнца в
жизни человека и в природе. Нарисовать
рисунок луны, подбирать карточки с
изображением луны. Знание значения
луны в жизни человека и в природе.
Повторение: рассматривать иллюстрации
небесных тел, находить и называть
знакомые объекты.

1

1

Практическое
воздух»

задание

«Дыхание

и

12

Различение земли, неба.
Земная поверхность

13

Узнавание
леса.
Знание 1
значения леса в природе и
жизни человека. Различение
растений (животных) леса.
Узнавание луга. Узнавание 1
луговых цветов.
Узнавание некоторых полезных 1
ископаемых

14
15

1

16

Узнавание воды. Узнавание 1
реки. Узнавание водоема.

17

Узнавание
огня.
Знание 1
значения
огня
в
жизни
человека. Соблюдение правил
обращения с огнем.

Животный мир 10 часов
18
Знание строения животного

1

19

Знание основных
животного.

20

Установление связи строения 1
тела животного с его образом
жизни.
1
Знание домашних животных.
Питание
и
передвижение
домашних животных

21

22

признаков 1

Объединение животных в
группу «домашние животные.
Детёныши домашних животных

1

Определение месторасположения земли и
неба, объектов на земле и небе.
Рассматривать
иллюстрации
горы,
оврага, равнины.
Находить на карточках и называть сушу,
лес, водоём, иллюстрации известных
животных.
Проговорить
правила
поведения в лесу.
Узнавать по сюжетным картинам
луговые цветы.
Узнавать полезные ископаемые по
картинкам (например: уголь, гранит,
известняк, песок, глина и др), знание
способов их добычи и значения в жизни
человека.
Знание свойств воды. Знание значения
воды в природе и жизни человека.
Находить на карточках реки, ручьи,
водоемы.
Повторить
правила
безопасности на реке. Знание значения
реки (ручья) в природе и жизни человека.
Знание значения водоемов в природе и
жизни человека.
Находить на карточках полезные и
отрицательные свойства огня. Знание
свойств огня (полезные свойства,
отрицательное).
Повторить
правила
безопасности с огнём.
Находить на иллюстрации животных.
Показывать и различать строение животных
домашнего (дикого) животного (голова,
туловище, лапы, хвост, ноги, копыта, рога,
пятачок, уши)
Повторение: показать животное на картине
и рассказать о признаках (окрас, длинные
уши, пушистый хвост и т.д)
Повторение: показать и рассказать о
животном по иллюстрации.
Узнать и показать животное, правильно
определить
карточку.
Узнавание
(различение) домашних животных (корова,
свинья, лошадь, коза, овца (баран), кот,
собака. Викторина «Как двигается и что
кушает твой питомец?»
Выбрать карточки с домашними
животными. Рассказать как ухаживать за
животными. Знание значения домашних
животных в жизни человека.
Рассматривать и находить на иллюстрации

детёнышей домашних животных
Узнавание (различение) детенышей
домашних животных
(теленок, поросенок, жеребенок, козленок,
ягненок, котенок, щенок).
23

Дикие животные их питание.

1

Определять и различать по карточкам диких
животных. Викторина «Кто, что кушает?»
Узнавание (различение) диких животных
(лиса, заяц, волк, медведь, лось, белка, еж,
кабан). Знание питания диких животных.
Объединять диких животных в группу
«дикие животные». Знание значения диких
животных в жизни человека. Рассматривать
и находить на иллюстрации детёнышей
диких животных Узнавание (различение)
детенышей диких животных (волчонок,
лисенок, медвежонок, зайчонок, бельчонок,
ежонок)

птицы. 1

Показывать и различать на картинках
строение
птицы,
питания
птиц.
Установление связи строения тела птицы с
ее образом жизни. Узнавать (различать)
домашних птиц (курица (петух), утка, гусь,
индюк), особенности внешнего вида птиц.
Называть и определять по карточкам группу
«домашние птицы».
Повторение: рассматривать и находить на
иллюстрации детенышей домашних птиц
Повторение: находить и называть части
строения рыбы (голова, туловище, хвост,
плавники, жабры). Установление связи
строения тела рыбы с ее образом жизни.
Повторение: установление связи строения
тела насекомого с его образом жизни.
Находить и называть части строения
насекомого. Викторина «Кто, что кушает?»
Узнавание (различение) речных насекомых
(жук, бабочка, стрекоза, муравей, кузнечик,
муха, комар, пчела, таракан). Игра
«Угадайка» ответы на вопросы о значении
данных насекомых в жизни человека, в
природе.

Знание способов передвижения
диких животных.
Детёныши диких животных

24

Знание
строения
Домашняя птица.

25

Объединение домашних птиц в 1
группу «домашние птицы».
Детёныши домашней птицы

26

Знание строения рыбы

1

27

Знание строения насекомого.
Знание питания насекомых.
Знание способов передвижения
насекомых.

1

Растительный мир 7
28
Узнавание
(различение) 1
растений.
Знание
значения
частей
растения.

Находить и показывать по карточкам
растения и его части (дерево, куст, трава).
Узнавание (различение) частей растений
(корень, ствол/ стебель, ветка, лист, цветок).
Игра «Почему и для чего?» Нарисовать

29

Знание
строения
дерева. 1
Лиственные и хвойные деревья

30

Узнавание
(различение) 1
фруктов.
Узнавание
(различение)
овощей.
Различение
съедобных
и
несъедобных частей овоща.

31

Узнавание (различение) ягод.
Различение лесных и садовых
ягод. Способы переработки

1

32

Узнавание (различение) грибов.
Знание строения гриба (ножка,
шляпка)

1

33

Узнавание/различение
садовых цветочнодекоративных растений.
Узнавание (различение)
дикорастущих цветочнодекоративных растений

1

34

Строения цветов (корень,
стебель, листья, цветок).
Итого 34 часа

1

отгадки к загадкам о растениях, значение
растений в природе и жизни человека
Показывать строение дерева (ствол, корень,
ветки, листья). и его плоды. Узнавание
(различение) плодовых деревьев (вишня,
яблоня, груша, слива).
Игра «Фрукты» (подбирать правильные
карточки). Прослушать фрагмент сказки
Дж. Раддари «Чипполино». Повторить
названия (яблоко, банан, лимон, апельсин,
груша, абрикос, киви) по внешнему виду.
Игра «Овощи»: нарисовать овощи, слепить
понравившиеся овощи лук, картофель,
морковь, свекла, репа, редис, тыква,
кабачок, перец) по внешнему виду. Игра
«Съедобное – не съедобное». Называть по
внешнему виду овощи для борща. Знание
значения овощей в жизни человека.
Называть способы переработки овощей.
Различать ягоды по форме, цвету,
внешнему виду (смородина, клубника,
малина, крыжовник, земляника, черника,
ежевика, голубика, брусника, клюква).
Рассматривать и различать лесные ягоды на
карточках.

Рассматривать иллюстрации грибов (белый
гриб, мухомор, подберёзовик, лисичка,
подосиновик, опенок, поганка, вешенка,
шампиньон).
Практическая работа с
пластилином
«Грибная
полянка»
с
называнием вида изготовленного гриба.
Игра «Съедобное- не съедобное». Игра с
карточками на построении гриба из частей.
Игра
«Собери
букет».
Нахождение
называемого растения на картинке (астра,
гладиолус, георгин, тюльпан, нарцисс, роза,
лилия,
пион,
гвоздика).
Выполнить
практическое задание (работа по карточке)
Различать цветы
по форме, цвету,
внешнему
виду
(ромашка,
фиалка,
колокольчик, лютик, василек, подснежник,
ландыш)
Назвать и показать строение цветка.
Нарисовать цветок по частям


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».