Адаптированная рабочая программа_Чтение_1 класс

Пояснительная записка
Рабочая программа по учебному предмету «Чтение» для обучающихся 1
класса разработана в соответствии:
- учебным планом общего образования обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на 2020-2021 учебный год 1-е
классы (Iвариант);
- на основе адаптированной основной общеобразовательной программы
образования
обучающихся
с
легкой
умственной
отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) 1-4 класс (вариант 1) МКОУ Лапшинской
СШ (рассмотренной на заседании педагогического совета от 30.08.2024 г.
протокол № __ и утвержденной приказом директора МКОУ Лапшинской СШ
от 30. 08.2024 г. № 112);
- Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений
VIIIвида. Подготовительный класс.1-4 классы. /
Под редакцией
В.В.Воронковой.- М., 2010 г.
Цель учебного предмета «Чтение» - формирование первоначальных основ
навыка чтения текстов, доступных для понимания по структуре и содержанию.
Задачи учебного предмета «Чтение»:
- прививать интерес к чтению как средству познания мира и самого себя;
- учить школьников правильно и осмысленно читать доступный их пониманию
текст;
- уточнять и обогащать представления об окружающей действительности и
овладевать на этой основе языковыми средствами (слово, предложение,
словосочетание);
- формировать первоначальные «дограмматические» понятия и развивать
коммуникативно-речевые навыки;
- улучшить качественные характеристики устной речи, как звукопроизношение,
темп, ритм, дикция, интонация, выразительность.
- формировать положительные нравственные качества и свойства личности.
Обучение грамоте в специальных (коррекционных) образовательных
учреждений VIII вида осуществляется в 1 классе в течение всего года. Обучение
ведётся звуковым аналитико-синтетическим методом.
Программа состоит из двух разделов, соответствующих добукварному и
букварному периодам.
Основные задачи добукварного периода:
- подготовить учащихся к овладению первоначальными навыками чтения и
письма;
- привить интерес к обучению;
- выявить особенности общего и речевого развития каждого ребёнка.
К концу добукварного периода учащиеся должны уметь делить
предложения (из двух – трёх слов), на слова, двусложные слова на слоги,
выделять звуки а, у, м в начале слов, владеть графическими навыками.
В специальных (коррекционных) образовательных учреждениях VIII вида
несколько изменён (по сравнению с общеобразовательной школой) порядок

изучения звуков, букв и слоговых структур. Он является наиболее доступным
умственно отсталым школьникам, т.к. учитывает особенности их аналитико –
синтетической деятельности.
Усвоение звука предполагает выделение его из речи, правильное и
отчётливое произношение, различение в сочетаниях с другими звуками,
дифференциацию смешиваемых звуков. Буква изучается в следующей
последовательности: восприятие её общей формы, изучение состава буквы
(элементов и их расположения), сравнение с другими, ранее изученными
буквами. Важным моментом является соотнесение звука и буквы. Слияние
звуков в слоги и чтение слоговых структур осуществляется постепенно.
Сначала читаются слоги – слова (ау, уа), затем обратные слоги (ам, ум), после
этого прямые слоги (ма, му), требующие особого внимания при обучении
слитному их чтению, и после них слоги со стечением согласных.
Чтение слов осуществляется по мере изучения слоговых структур.
Большое внимание уделяется чтению по букварю, использованию
иллюстративного материала для улучшения понимания читаемого. Основным
методом обучения чтению является чтение по следам анализа.
Рабочая программа по учебному курсу «Чтение» составлена в соответствии с
Программой для специальных (коррекционных) образовательных учреждений
VIII вида. 1-4 классы» под. ред. В.В. Воронкова, СПб: филиал изд-ва
«Просвещение», 2010
Место учебного предмета «Чтение» в учебном плане
На изучение предмета «Чтение» в 1 классе отводится 3 часа в неделю и 99
часов в год.
Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета
«Чтение» в 1 классе
Личностные результаты:
 осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы,
обучением;
 осознание значимости чтения для дальнейшего развития и успешного
обучения;
 потребность в систематическом чтении как средстве познания мира и
самого себя;
 положительное
отношение
к
окружающей действительности,
готовность к организации взаимодействия с ней и эстетическому ее
восприятию;
 высказывание своей точки зрения и уважение мнения собеседника.
Предметные результаты
Обучающиеся должны уметь:
1. Различать звуки на слух и в произношении.
2. Анализировать слова по звуковому составу, составлять слова из букв и
слогов разрезной азбуки.
3. Осознанно, правильно плавно читать по слогам слова, предложения,
короткие букварные тексты.
2

4. Отвечать на вопросы по содержанию прочитанного и по иллюстрациям к
тексту.
5. Пересказывать текст или часть текста под руководством учителя.
6. Слушать небольшую сказку, загадку, стихотворение, рассказ.
7. Отвечать на вопросы по содержанию прослушанного с опорой на
иллюстративный материал.
Минимальный и достаточный уровни усвоения предметных
результатов по учебному предмету «Чтение»
Минимальный уровень:
- чтение текста вслух по слогам;
- пересказ содержания прочитанного текста по вопросам;
- участие в коллективной работе по оценке поступков героев и событий;
- выразительное чтение наизусть 2-3 коротких стихотворений.
Достаточный уровень:
- чтение текста после предварительного анализа вслух целыми словами
(сложные по семантике и структуре слова — по слогам) с соблюдением пауз, с
соответствующим тоном голоса и темпом речи;
- ответы на вопросы учителя по прочитанному тексту;
- пересказ текста по частям с опорой на вопросы учителя; иллюстрацию;
- выразительное чтение наизусть 3-4 стихотворений.
Содержание учебного предмета «Чтение» в 1 классе
№

Раздел

Содержание
Добукварный период
1. Формирование
Знакомство с классом и школой, с режимом дня.
учебного поведения
Беседы о том, что находится в классе. Беседы на
темы: «Школьные вещи», «Порядок в классе»,
«Учитель и ученики», «Имя и отчество учителя»,
«Имена и фамилии учеников», «Перемены в школе,
их назначение», «Семья», «Утро школьника»,
«Окружающий меня мир».
Привитие учащимся навыков учебной деятельности:
умения правильно сидеть за партой, вставать,
слушать объяснения и указания учителя, поднимать
руку при желании что-то сказать, просить
разрешения выйти из класса.
2. Диагностика
Изучение
уровня
общего
развития
и
подготовленности учащихся к обучению грамоте в
процессе фронтальной и индивидуальной работы.
3. Развитие устной речи Формирование
умения
выполнять
простые
поручения по словесному заданию, внятно выражать
свои просьбы и желания;слушать сказки и рассказы в
устной передаче учителя, разучивать короткие и
понятные стихотворения с голоса учителя,
3

пересказывать сказки с помощью учителя по
иллюстрациям и вопросам;называть слова по
предметным
картинкам,
составлять
простые
предложения по своим практическим действиям, по
картинкам и по вопросам.
Совершенствование произношения.
Специальная работа с учащимися, имеющими
недостатки произношения (совместно с логопедом) в
течение первого года обучения и в последующих
классах до полного исправления дефекта.
4. Развитие слухового Различение звуков окружающей действительности,
внимания,
узнавание их. Определение источника звука: «Кто
фонематического
позвал?», «По звуку отгадай предмет»; направление
слуха.
(как
этап звука «Укажи, где пищит мышка»; силы звука:
каждого урока)
«Найди спрятанный предмет, ориентируясь на силу
хлопков» и т.д.
Имитация голосов животных (кто как голос подает),
Звуковой анализ
узнавание животного по его голосу.
Дифференциация неречевых звуков: сходные звуки
игрушек, сходные звуки детских музыкальных
инструментов и др.
Соотнесение звуков окружающего мира с речевыми
звуками: у-у-у – воет волк, ш-ш-ш – шипит гусь, р-рр – рычит собака и др.
Слово. Практическое знакомство со словом («Назови
предметы», «Повтори все слова, которые сказали»).
Фиксация
слова
условно-графическим
изображением.
«Чтение» зафиксированных слов, соотнесение их с
конкретными предметами
(«Покажи, где слово и где предмет»)
Называние окружающих предметов, предметов,
изображенных на картинке, «запись» слов условнографической схемой.
Дифференциация сходных по звучанию слов: Раздва-три – без ошибок повтори: дом-дым, удочкауточка, бабушка-бабочка.Выделение слова в ряде
предложенных на слух (2-3), фиксация каждого слова
картинкой и схемой. «Чтение» слов.
Предложение.
Практическое
знакомство
с
предложением на основе демонстрации действия:
Варя рисует. Юра прыгает. Фиксация предложения
условно-графическим
изображением.
«Чтение»
предложения.
4

5. Изучение
букв
1-й этап.

звуков

Составление предложений (из 2, затем из 3 слов) по
картинке, Запись их условно-графической схемой.
«Чтение» каждого предложения.
Деление предложений на слова, фиксация их
условно-графической
схеме
с
последующим
выделением каждого слова.
Дифференциация
сходных
по
звучанию
предложений: (На полке мишка. На полу мышка. У
веры шары. У Иры шар. Это гриб. Это грибок.) с
обязательным выбором соответствующей картинки.
Слог (часть слова). Деление двусложных слов на
части (слоги): И-ра, А-ля, Ва-ся. Фиксация части
слова условно-графическим изображением. «Чтение»
слов по слогам, соотнесение каждого прочитанного
слова с картинкой.
Дифференциация оппозиционных слогов в игре: мана, са-за, и т. д.
Звук. Артикуляционная гимнастика с игровыми
заданиями. Дыхательные упражнения в игре:
«Покатай ватный шарик по парте» и т. д. Отработка
четкого произношения на материале коротких
стихотворений, чистоговорок.
Дифференциация оппозиционных звуков: м-н, б-п, дт, з-с, с-ш и т. д.
Развитие умения слышать часто повторяющийся звук
в двустишиях, чистоговорках. Выделение звуков а, о,
у, м, н, с в начале слова при акцентированном
произнесении этих звуков учителем. Обозначение
звука
условным
значком.
Подбор
слов,
начинающихся с заданного звука, с опорой на
предметы или картинки.
Букварный период
и Последовательное изучение звуков и букв, усвоение
основных
слоговых
структур.
Практическое
знакомство с гласными и согласными звуками.
 Изучение звуков и букв: а, у, о, м, с, х.
 Правильное
и
отчетливое
произношение
изучаемых звуков, различение их в начале и в
конце слова (в зависимости от того, в каком
положении этот звук легче выделяется).
 Образование из усвоенных звуков и букв слов (ау,
уа, ам, ум и др.), чтение этих слов с протяжным
произношением. Образование и чтение открытых
и закрытых двухзвуковых слогов, сравнение их.
5

Составление и чтение слов из этих слогов.
2-й этап.

3-й этап.

4-й этап.

 Повторение пройденных звуков и букв и изучение
новых: ш, л, н, ы, р.
 Достаточно быстрое соотнесение звуков с
соответствующими
буквами,
определение
местонахождения их в словах (в начале или в
конце).
 Образование открытых и закрытых двухзвуковых
слогов из вновь изученных звуков, чтение этих
слогов протяжно и слитно.
 Составление и чтение слов из двух усвоенных
слоговых структур (ма-ма, мы-ла).
 Образование и чтение трехбуквенных слов,
состоящих из одного закрытого слога (сом, сыр,
нос, шар).
 Повторение пройденных звуков и букв, изучение
новых: к, п, и, з, в, ж, б, г, д, й, ь, т.
 Подбор слов с заданным звуком и определение его
нахождения в словах (в начале, в середине, в
конце).
 Дифференциация оппозиционных звуков: звонких
и глухих, твердых и мягких, свистящих и
шипящих в слогах и словах: з-с, д-т, б-п (бочкапочка, коса-коза).
 Образование и чтение открытых и закрытых
слогов с твердыми и мягкими согласными в
начале слога (па, ли, лук, вил).
 Составление и чтение слов из усвоенных
слоговых структур (пи-ла, со-ло-ма, гор-ка, пар-та,
ко-тик).
 Чтение предложений из двух-трех слов.
 Вставка пропущенной буквы в словах под
картинками.
 Повторение пройденных звуков и букв, изучение
новых: е, ё, я, ю, ц, ч, щ, ф, э, ъ.
 Дифференциация оппозиционных звуков: звонких
и глухих, твердых и мягких, свистящих и
шипящих в слогах и словах: (ф) – (в), (с) – (ц), (ч)
– (щ); ма-мя, су-цу, цвет-свет.
 Практическое различение при чтении и письме
гласных и согласных; согласных звонких и глухих
(в сильной позиции); твердых и мягких.
6

 Образование и чтение усвоенных ранее слоговых
структур со звуками и буквами, изучаемыми
вновь, и слогов с чтением двух согласных (тра,
кни).
 Отчетливое
послоговое
чтение
коротких
букварных текстов.
 Самостоятельное составление из букв разрезной
азбуки слов из трех-четырех букв с последующей
записью.
 Вставка пропущенной буквы в словах при
списывании с доски.
Промежуточная аттестация по учебному предмету проводится в конце
учебного года в форме проверочной работы.

7

Календарно-тематическое планирование
№

Тема урока

1

Цель и задачи урока,
коррекционно-развивающая деятельность
I четверть (25часов)
Знакомство с классом. Беседа о Знакомство с классной комнатой, школой.
начале
учебного
года. Формирование настроя на учебную деятельность.
Школьные вещи.
Заучивание правил, стихотворений о правильном
поведении в школе, посадке за партой.

2

Семья. Знакомство
составом семьи.

3

Игрушки. Понятие «слово».

детей

Наглядный материал,
оборудование

Плакаты ко Дню Знаний. Плакат
с изображением учащегося,
правильно сидящего за партой.
Картинки
с
изображением
классной комнаты, школьной
мебели,
учебных
принадлежностей. Стихи о
правильном поведении в школе,
посадке за партой.
с Знакомство детей с понятием семья, с названиями Картинки с изображениями членов
членов семьи.
семьи.
Расширение представлений об окружающем мире. Плакат «Моя семья».
Развитие навыка связной устной речи.
Упражнения в составлении предложений по
иллюстрациям, вопросам учителя.
Знакомство детей с различными видами Предметные
картинки
с
игрушек.
изображениями
игрушек.
Заучивание стихотворения «Игрушки».
Пособие «Предложение».
Расширение представлений об окружающем Текст стихотворения.
мире. Развитие слуховой памяти, связной
устной речи.
Понятие о слове.
Знакомство детей со словом как структурной
единицей предложения.

8

Кол-во
часов
1

1

1

Дата

4

5

6

7

Предложение. Составление и Знакомство детей с предложением как
анализ предложений.
основной единицей речи, выражающей
законченную мысль.
Умение делить предложения (из двух – трёх
слов) на слова.
Определение количества слов в предложении.
Развитие слуховой памяти, связной устной
речи.
Утро школьника
Знакомство с режимом дня школьника.
Привитие
учащимся
навыков
учебной
деятельности: умения правильно сидеть за
партой, слушать объяснения и указания
учителя, поднимать руку при желании что – то
сказать, вставать, просить разрешения выйти
из класса.
Заучивание
правил,
стихотворений
о
правильном поведении в школе, посадке за
партой.
Развитие слуховой памяти, связной, устной
речи.
Составление
и
анализ Называние слов по предметным картинкам,
предложений.
умение составлять простые предложения по
своим практическим действиям, картинкам, по
вопросам, по предложенной теме.
Умение делить предложения (из двух – трёх
слов) на слова.
Развитие устной речи, памяти, зрительного
анализатора.
Упражнения в составлении предложений по
практическим действиям, картинкам, по
вопросам.
Сад – сбор урожая. Понятия Знакомство детей с предметами и явлениями
«слог» и «часть слова».
окружающего мира.
Формирование понятий «сад», «фрукты»,
9

Пособие «Предложение».

1

Плакат
с
изображением
учащегося, правильно сидящего
за партой.
Картинки
с
изображением
классной комнаты, школьной
мебели,
учебных
принадлежностей.
Стихи о правильном поведении
в школе, посадке за партой.

1

Картинки
для
составления
простых предложений.
Схемы предложений.

1

Предметные картинки.
Слоговые схемы (полоса
вертикальной чертой).

1

с

8

9

Беседа на тему:
Работа над словом.

«Огород».

Деление слов на слоги.

10

Составление рассказа. Понятие
«звук». Выделение из слова
звук [а]. Выделение звука [а] в
начале слова.

11

Выделение звука [у] из слова.

«урожай».
Понятие слога.
Деление слова на слоги (части); определение
порядка и количества слогов в слове;
составление слова заданной структуры.
Развитие
произвольного
внимания,
логического мышления, связной речи.
Упражнение «Отгадай загадку, выбери схему
слова».
Знакомство детей с предметами и явлениями
окружающего мира.
Формирование понятий «огород», «овощи».
Продолжить знакомство детей сословом как
структурной единицей предложения.
Деление слова на слоги (части); определение
порядка и количества слогов в слове;
составление слова заданной структуры.
Развитие внимания, логического мышления,
речи.
Деление слова на слоги (части); определение
порядка и количества слогов в слове;
составление слова заданной структуры.
Развитие
произвольного
внимания,
логического мышления, связной речи.
Первоначальное представление о звуках речи;
определение звука [а] в начале слова.
Развитие фонематического слуха, речи.
Упражнение в узнавании и назывании слов,
начинающихся со звука [а].
Конструирование буквы из палочек.
Расширение представлений детей о звуках
речи; определение звука [у] в начале слова.
Развитие фонематического слуха, речи.
Упражнение в узнавании и назывании слов,
10

Загадки о животных.

Предметные картинки.
Слоговые схемы (полоса
вертикальной чертой).

Предметные картинки.
Слоговые схемы (полоса
вертикальной чертой).

1

с

1

с

Схемы
(красный
квадрат,
обозначающий гласный звук).
Палочки.

1

Схемы
(красный
квадрат,
обозначающий гласный звук).
Схемы слов.
Палочки.

1

12

13

14

15

16

начинающихся со звука [у].
Игра «Хлопочки».
Конструирование буквы из палочек.
Выделение звука [м] из слова.
Первоначальное представление о согласном
звуке; определение звука [м] в начале слова.
Развитие фонематического слуха, речи.
Упражнение в узнавании и назывании слов,
начинающихся со звука [м].
Конструирование буквы из палочек.
Рассказ и работа над сказкой Слушание сказки в устной речи учителя.
«Колобок».
Формирование навыка пересказа небольшой
сказки на основе иллюстрации к ней, схем
предложений,
по
вопросам,
пользуясь
помощью учителя.
Развитие навыка связной устной речи.
Упражнение в составлении предложений по
иллюстрациям, вопросам учителя.
Рассказ и работа над сказкой Слушание сказки в устной речи учителя.
«Репка».
Формирование навыка пересказа небольшой
сказки на основе иллюстрации к ней, схем
предложений,
по
вопросам,
пользуясь
помощью учителя.
Развитие навыка связной устной речи.
Упражнение в составлении предложений по
иллюстрациям, вопросам учителя.
Звук и буква А, а.
Знакомство с гласным звуком а и буквой Аа.
Формирование представления о гласных
звуках.
Развитие фонематического слуха, внимания,
зрительной памяти, связной речи.
Игра «Хлопочки».
Фонетическая зарядка на выделение звука.
Заучивание стихотворения о букве.
Звук и буква У, у.
Знакомство с гласным звукомуи буквой Уу.
11

Схемы
(синий
квадрат,
обозначающий согласный звук).
Схемы слов.
Палочки.

1

Иллюстрации к сказкам.
Схемы предложений.

1

Иллюстрации к сказкам.
Схемы предложений.

1

Предметные
и
сюжетные
картинки.
Магнитная азбука.
Схемы
(красный
квадрат,
обозначающий гласный звук).
Сказка о букве.
Стихотворение о букве.

1

Предметные

1

и

сюжетные

17

Слова ау, уа. Звуко – буквенный
анализ слов. Составление слов
из разрезной азбуки.

18

Звук и буква М, м.

19

Обратные слоги ам, ум. Звуко –
буквенный анализ слов.

20

Составление и чтение прямых
открытых слогов ма, му. Звуко
– буквенный анализ слогов ам –
ма, ум – му.

Расширение представлений о гласных звуках.
Развитие фонематического слуха, внимания,
зрительной памяти, речи.
Игра «Хлопочки».
Фонетическая зарядка на выделение звука.
Заучивание стихотворения о букве.
Образование слов из звуков и буква, у; чтение
с протяжным произношением.
Развитие артикуляционного аппарата, памяти.
Фонетическая зарядка.
Работа с чистоговорками.
Знакомство с новым согласным звуком м и
буквой Мм.
Формирование представления о согласных
звуках.
Развитие
фонематического
слуха,
произвольного внимания, зрительной памяти,
устной речи.
Игры «Хлопочки», «Кто внимательный?».
Фонетическая зарядка на выделение звука.
Заучивание стихотворения о букве.
Формирование
первоначального
представления о слиянии гласного с согласным
(закрытый слог).
Умение составлять и протяжно произносить,
читать из усвоенных звуков и букв слоги.
Развитие фонематического слуха, речи.
Фонетическая зарядка.
Формирование
первоначального
представления о слиянии согласного и
гласного звука (открытый слог).
Умение составлять и протяжно произносить,
читать из усвоенных звуков и букв слоги.
Развитие артикуляционного аппарата, памяти.
12

картинки.
Магнитная азбука.
Схемы
(красный
квадрат,
обозначающий гласный звук).
Сказка о букве.
Стихотворение о букве.
Предметные картинки.
Магнитная азбука.
Звукобуквенные схемы (буквы,
красные квадраты).
Чистоговорки.
Предметные
и
сюжетные
картинки.
Магнитная азбука.
Схемы
(синий
квадрат,
обозначающий согласный звук).
Схемы слов (полоса).
Сказка о букве.
Стихотворение о букве.

1

1

Звуковые схемы (красный и
синий квадраты), обозначающие
гласные и согласные звуки.
Магнитная азбука.

1

Звукобуквенные схемы.
Магнитная азбука.
Предметные картинки.
Схемы слов и слогов (длинные и
короткие полоски).
Чистоговорки.

1

21

Звук и буква О, о.

22

Составление и чтение слогов
ом – мо. Звукобуквенный
анализ слогов. Упражнения в
составлении и чтении слогов
ам – ма, ум – му, ом – мо.
Составление и чтение слова
«мама» и предложений с этим
словом.

23

24

Работа с чистоговорками.
Знакомство с гласным звуком о и буквой Оо.
Развитие умения вычленять звук о в словах.
Развитие фонематического восприятия и
артикуляционного аппарата.
Игры «Хлопочки», «Кто внимательный?».
Фонетическая зарядка на выделение звука.
Заучивание стихотворения о букве.

Умение составлять, протяжно произносить,
читать слоги со звуком и буквой о.
Развитие фонематического восприятия и
артикуляционного аппарата.
Игра «Слоговой аукцион».
Формирование навыка составления и чтения
слов из изученных букв и слогов.
Развитие памяти, артикуляционного аппарата,
фонематического восприятия.
Повторение стихов о пройденных буквах.
Звук и буква С, с. Составление Знакомство с новым согласным звуком с и
и чтение слогов и слов с буквой буквой Сс.
С, с.
Развитие умения вычленять звук с в словах.
Умение составлять, произносить, читать слоги,
слова со звуком и буквой с.
Развитие фонематического восприятия и
артикуляционного аппарата.
Развитие зрительной памяти и речи,
сукцессивных функций учащихся на основе
чтения слоговой таблицы.
Активизация мыслительной деятельности
учащихся. Фонетическая зарядка на выделение
звука.
Игры «Узнайте звук», «Кто больше?»,
«Придумай слова на букву «с», «Назови
13

Предметные
и
сюжетные
картинки.
Магнитная азбука.
Схемы
(красный
квадрат,
обозначающий гласный звук).
Сказка о букве.
Стихотворение о букве.

1

Звукобуквенные схемы слов.

1

Звуковые схемы слов.
Предметные
и
сюжетные
картинки.

1

Магнитная
азбука.
Схемы
(синий квадрат, обозначающий
согласный звук).
Сказка о букве.
Стихотворение о букве.
Магнитная азбука.
Слоговая таблица.
Звуковые
схемы
слов.
Предметные
и
сюжетные
картинки
Предметы, в названии которых
есть буква «с».

1

25

26

27

28

предметы вокруг, в названии которых есть
буква с».
Чтение слогов и слов с Закрепление навыка образования и чтения
изученными буквами. Чтение слогов и слов из изученных слоговых
предложений.
структур.
Чтение предложений с изученными словами.
Развитие
фонематического
слуха
и
правильного звукопроизношения.
II четверть (23 часа)
Звук и буква Х, х. Составление Знакомство с новым согласным звуком х и
и чтение слогов с буквой х.
буквой Хх.
Формировать умение составлять, произносить,
читать слоги с буквой х.
Формирование
правильной
артикуляции,
развитие фонематического слуха.
Игры «Где звук?», «Доскажи словечко».
Повторение
звуков и букв.

пройденных Закрепление навыка образования и чтения
слогов и слов из изученных слоговых
структур.
Чтение предложений с изученными словами.
Развитие
фонематического
слуха
и
правильного звукопроизношения.
Игра «Услышал - повтори».
Артикуляционная зарядка.
Звук и буква Ш,ш. Составление Знакомство с новым согласным звуком ш и
и чтение слогов с буквой ш.
буквой Шш.
Умение составлять, произносить, читать слоги
со звуком и буквой ш.
Умение составлять и читать слова из
усвоенных слоговых структур.
Чтение предложений с изученными словами.
Развитие тактильной и зрительной памяти,
14

Магнитная азбука. Слоговая
таблица.
Цветные (звуковые) карточки.
Предметные
и
сюжетные
картинки.

1

Магнитная азбука.
Схемы
(синий
квадрат,
обозначающий согласный звук).
Предметные
и
сюжетные
картинки.
Слоговая таблица.
Сказка о букве.
Стихотворение о букве.

1

Магнитная азбука. Слоговая
таблица.
Цветные (звуковые) карточки.
Предметные
и
сюжетные
картинки.

1

Магнитная азбука.
Цветные (звуковые) карточки.
Слоговые схемы.
Слоговая таблица
Предметные
и
сюжетные
картинки.Палочки.
Сказка о букве.
Стихотворение о букве.

1

29

30

31

мелкой
моторики
рук
с
помощью
конструирования изученных букв из палочек.
Заучивание стихотворения о букве.
Развитие слуховой памяти, фонематического
слуха, артикуляции.
Игры
«Буква
потерялась»,
«Доскажи
словечко».
Дифференциация звуков [с] – Развитие умения составлять, читать слоги и
[ш].
слова с буквами с – ш.
Умение соотносить звуки с - ш с буквами с —
ш.
Развитие слуховой памяти, фонематического
слуха, артикуляции.
Игра «Эхо». Развитие словесно - логического
мышления.
Составление и чтение слогов с Развитие умения составлять, читать слоги и
буквами с, ш.
слова с буквами с – ш.
Умение соотносить звуки с - ш с буквами с —
ш.
Развитие слуховой памяти, фонематического
слуха, артикуляции.
Игра «Отгадай слово».
Звук и буква Л, л. Составление Знакомство с новым согласным звуком л и
и чтение слогов с буквой л.
буквой Лл.
Различение звука л изолированно, в слогах, в
словах, в предложениях на слух.
Умение составлять и читать слоги.
Развитие зрительного восприятия буквы и
мелкой моторики руки при составлении образа
буквы из палочек.
Развитие зрительной памяти, артикуляции.
Заучивание стихотворения о букве.
Игры «Узнайте звук», «Доскажи словечко».
Работа с чистоговорками.
15

Слоговая таблица.
Цветные (звуковые) карточки.
Предметные картинки.

1

Слоговая таблица.
Цветные (звуковые) карточки.
Предметные картинки.

1

Магнитная азбука.
Цветные (звуковые) карточки.
Слоговые схемы.
Предметные
и
сюжетные
картинки.
Палочки.
Сказка о букве.
Стихотворение
о
букве.
Чистоговорки

1

Развитие
фонематического
слуха
правильного звукопроизношения.
32

33

34

35

и

Чтение односложных слов с Обучение
составлению
и
чтению
изученными буквами.
односложных слов с изученными буквами.
Работа с чистоговорками
Развитие
фонематического
слуха
и
правильного звукопроизношения.
.
Звук и буква ы. Чтение слогов с Знакомство с гласным звуком ы и буквой ы.
буквой ы.
Умение составлять и читать слоги со звуком и
буквой л.
Обучение составлению и чтению слов из
усвоенных слоговых структур.
Развитие фонематического восприятия.
Игры «Покажи букву», «Кто больше?», «Один
– много», «Слоговой аукцион».
Развитие слуховых и произносительных
дифференцировок.
Чтение слогов и слов с Развитие умения составлять и читать слоги,
изученными буквами. Чтение слова, небольшие предложения с изученными
предложений.
буквами.
Развитие сукцессионных функций на основе
чтения столбиков слогов.
Игра «Кто быстрее».
Звук и буква Н, н. Составление Знакомство с новым согласным звуком н и
и чтение слов и предложений с буквой Нн.
буквой н.
Умение составлять и читать слоги со звуком и
буквой н. Игра «Где звук?».
Развитие фонематического слуха.
Развитие зрительной памяти, тактильных
ощущений при составлении образа буквы из
палочек.
Заучивание стихотворения о букве.
16

Магнитная азбука.
Цветные (звуковые) карточки.
Чистоговорки.

1

Магнитная азбука.
Цветные (звуковые) карточки.
Предметные
и
сюжетные
картинки.
Сказка о букве.

1

Магнитная азбука.
Слоговая таблица.

1

Лента букв.
Магнитная азбука.
Цветные (звуковые) карточки.
Предметные
и
сюжетные
картинки.
Палочки.
Стихотворение о букве.

1

Развитие слуховой памяти, артикуляции.
36

37

38

39

40

Составление и чтение слов и Тренировка в составлении и чтении слов из
предложений с буквой н.
знакомых слоговых структур.
Развитие мышления, зрительной памяти. Игра
«Слоговой аукцион».
Составление и чтение слов и Тренировка в составлении и чтении слов из
предложений с изученными знакомых
слоговых
структур,
чтение
буквами.
небольших предложений с изученными
словами.
Развитие зрительной памяти, устной связной
речи, произвольного внимания.
Упражнения в повторении стихов о буквах.
Игра «Хлопочки»
Звук и буква Р, р. Составление Знакомство с новым согласным звуком р и
и чтение слогов с буквой р.
буквой Рр.
Различение звука р изолированно, в слогах, в
словах, в предложениях на слух и правильное
обозначение буквами.
Умение составлять и читать слоги со звуком и
буквой р.
Развитие фонематического слуха, правильного
произношения.
Артикуляционная и фонетическая гимнастика.
Игры «Покажи букву», «Кто больше?».
Дифференциация звуков [р] – Различение
согласных
звуков
р[л].
лизолированно, в слогах и словах, в
предложениях на слух.
Развитие артикуляционного аппарата и
фонематического слуха.
Упражнение на сравнение звукобуквенного
состава двух слов. Игра «Узнай букву».
Чтение слов и предложений.
Тренировка в чтении по слогам слов из
изученных
слоговых
структур,
чтении
17

Слоговая таблица.
Цветные (звуковые) карточки.
Слоговые схемы. Предметные и
сюжетные картинки.
Слоговая таблица.
Цветные (звуковые) карточки.
Слоговые схемы. Предметные и
сюжетные картинки. Стихи о
пройденных буквах.

1

Лента букв.
Магнитная азбука.
Цветные (звуковые) карточки.
Предметные
и
сюжетные
картинки.
Сказка о букве.
Стихотворение о букве.

1

Магнитная азбука.
Слоговая таблица.
Цветные (звуковые) карточки.
Предметные картинки.

1

Магнитная азбука.
Слоговая таблица.

1

1

41

Звук и буква К, к.Составление
и чтение слогов с буквой к.

42

Чтение слов и предложений с
изученными буквами.

43

Звук и буква П, п. Составление
и чтение слов с буквой п.

44

Составление и чтение слов и
предложений с изученными
буквами.

предложений с изученными словами.
Развитие сукцессионных функций на основе
чтения столбиков слогов.
Игра «Кто быстрее».
Знакомство с новым согласным звуком к и
буквой Кк.
Умение составлять и читать слоги со звуком и
буквой к.
Развитие зрительной памяти, тактильных
ощущений при составлении образа буквы из
палочек.
Развитие фонематического слуха и речи,
артикуляции.
Игра «Где гостит звук?»
Формирование навыка составления и чтения
слов из изученных слоговых структур.
Обучение правильному и осознанному чтению
небольших предложений.
Развитие у учащихся мышления, аналитико синтетической деятельности при составлении
таблицы
слогов
из
изученных
букв,
звукобуквенного состава слов.
Знакомство с новым согласным звуком п и
буквой Пп.
Составление и чтение слогов, слов с буквой п
при помощи знакомых слоговых структур.
Развитие фонематического восприятия.
Игра «Кто внимательный?».
Развитие памяти, артикуляции.
Заучивание стихотворения о букве.
Составление и чтение слогов, слов с буквой п
при помощи знакомых слоговых структур.
Тренировка в чтении небольших предложений.
Развитие памяти, зрительного и слухового
18

Лента букв.
Магнитная азбука.
Цветные (звуковые) карточки.
Предметные
и
сюжетные
картинки.

1

Магнитная азбука.
Цветные (звуковые) карточки.
Слоговая таблица.

1

Лента букв.
Магнитная азбука.
Цветные (звуковые) карточки.
Предметные
и
сюжетные
картинки. Слоговая таблица
Сказка о букве.
Стихотворение о букве.

1

Магнитная азбука.
Слоговая таблица.

1

45

46

47

восприятия в выборе букв, слоговых структур
при составлении слова.
Игры «Подбери букву», «По одной букве»,
«Звук заблудился».
Звук и буква Т, т. Составление и Знакомство с новым согласным звуком т и
чтение слогов с буквой т.
буквой Тт.
Составление и чтение слогов с буквой т.
Развитие зрительной ориентации в задании на
нахождение слогов с буквой т в общей
слоговой таблице.
Развитие
артикуляции,
фонематического
восприятия при звукоподражании и выделении
звука т в словах из текста, читаемого
учителем.
Развитие слуховой памяти.
Заучивание стихотворения о букве.
Чтение слов и предложений с Составление и чтение слов из изученных
изученными буквами.
слоговых структур.
Умение осознанно читать предложения.
Развитие фонематического слуха, слуховой
памяти, речи учащихся при составлении слов
различной слоговой структуры.
Развитие устойчивости внимания, зрительного
и слухового восприятия при последовательном
чтении предложений коротких букварных
текстов.
Звук и буква И, и. составление Знакомство с новым гласным звуком и и
и чтение слов с буквой и.
буквой Ии. Понятие о букве и, как об
отдельном слоге и связующей части между
словами.
Составление и чтение слогов и слов со звуком
и буквой и.
Фонетическая зарядка на выделение гласного
звука и.
19

Лента букв.
Магнитная азбука.
Цветные (звуковые) карточки.
Предметные
и
сюжетные
картинки.
Слоговая таблица.
Сказка о букве.
Стихотворение о букве.

1

Магнитная азбука.
Слоговые схемы.

1

Лента букв.
Магнитная азбука.
Цветные (звуковые) карточки.
Предметные
и
сюжетные
картинки.
Слоговая таблица. Палочки.
Сказка о букве.
Стихотворение о букве.

1

48

Составление и чтение слов и
предложений с изученными
буквами.
Повторение
изученного материала.

49

Повторение изученных букв. И
– как отдельное слово. Чтение
предложений с этим звуком.

50

Звук и буква и как показатель
мягкости
согласных.
Закрепление
пройденного
материала.
Дифференциация ы-и.

Игры «Узнайте звук», «Где звук?», «Кто
больше», «Доскажи словечко».
Развитие фонематического слуха, речи,
артикуляции.
Развитие зрительной памяти, тактильных
ощущений при составлении образа буквы из
палочек.
Закрепление навыка составления слов из
знакомых букв, слогов; чтение предложений из
этих слов.
Развитие фонематического слуха, памяти,
речи
учащихся
при
составлении
словразличной слоговой структуры.
Развитие устойчивости внимания, зрительного
и слухового восприятия и зрительной памяти
при последовательном чтении предложений,
коротких букварных текстов.
III четверть (27 часов)
Формирование навыка плавного послогового
чтения
слов,
предложений,
коротких
букварных текстов.
Закрепление понятия о букве и как об
отдельном слоге и связующей части между
словами.
Развитие словесно – логического мышления,
зрительной памяти, произвольного внимания,
самоконтроля на основе работы по слоговой
таблице.
Обозначение мягкости согласных при помощи
гласной и, твёрдости согласных при помощи
гласной ы.
Составление и чтение слов из изученных
слоговых структур. Чтение предложений из
этих слов.
20

Магнитная азбука.
Слоговая таблица.

1

Магнитная азбука.
Слоговая таблица.

1

Магнитная азбука.
Слоговая таблица.
Предметные
и
сюжетные
картинки.
Слоговые схемы.
Цветные (звуковые) карточки

1

51

Звук и буква З,з. Составление и
чтение слогов с буквой з.

52

Чтение слогов и слов с буквой
З, з в твердом и мягком
варианте.
Дифференциация
букв и звуков [з] - [с].

53

Звук и буква В, в. Составление
и чтение слогов с буквой в.

Развитие
аналитико-синтетической
деятельности, фонематического восприятия,
произвольного внимания, зрительной памяти,
речи при составлении слов из знакомых букв,
слогов.
Игры
«Буква
потерялась»,
«Слоговой
аукцион».
Знакомство с новым согласным звуком з и
буквой Зз.
Фонетическая и артикуляционная зарядка.
Игра «Хлопочки».
Развитие фонематического слуха, слуховой
памяти, артикуляции.
Составление и чтение слогов со звуком и
буквой з.
Развитие зрительного и слухового восприятия,
совершенствование навыка чтения на основе
отчётливого чтения слоговой таблицы.
Развитие мелкой моторики руки, зрительного
представления образа буквы с помощью её
конструирования из шнурков.
Игра «Угадай букву».
Различение звуков з – с изолированно, в
слогах, в словах, в предложениях на слух и в
процессе чтения и правильное их обозначение
буквами.
Развитие сукцессионных функций на основе
работы по слоговой таблице.
Игра «Кто внимательный?».
Знакомство с новым согласным звуком ви
буквой Вв.
Формирование умения вслушиваться в слова,
узнавать, различать отдельный звук в.
Артикуляционная и фонетическая зарядка.
21

(синие и зелёные квадраты твёрдые и мягкие согласные).

Лента букв.
Магнитная азбука.
Цветные (звуковые) карточки.
Предметные
и
сюжетные
картинки.
Шнурки.
Сказка о букве.
Стихотворение
о
букве.
Шкатулка
с
набором
пройденных букв.

1

Магнитная азбука.
Слоговая таблица.

1

Лента букв.
Магнитная азбука.
Цветные (звуковые) карточки.
Предметные
и
сюжетные
картинки.

1

54
55

56

57

Игры «Узнайте звук», «Догадайся», «Угадай
букву».
Составление и чтение слогов со звуком и
буквой в.
Развитие зрительного и слухового восприятия,
совершенствование навыка чтения на основе
отчётливого чтения слоговой таблицы
Развитие слуховой памяти, артикуляции,
зрительного представления и тактильного
восприятия образа буквы.
Чтение слов с буквой в.
Составление и чтение слов из знакомых букв,
слоговых структур.
Чтение предложений из 2 – 3 слов.
Развитие
фонематического
слуха
и
артикуляционного аппарата.
Фонематическая зарядка.
Игры«Отгадайте слово», «Твердый-мягкий».
Звук
и
буква
Ж,
ж. Знакомство с новым согласным звуком ж и
Составление и чтение слогов с буквой Жж. Составление и чтение слогов со
буквой ж.
звуком и буквой ж.
Фонетическая и артикуляционная зарядка.
Игры «Хлопочки», «Кто больше?»
Заучивание стихотворения о букве.
Развитие фонематического слуха, артикуляции,
произвольного внимания, зрительной памяти.
Развитие мелкой моторики руки, зрительного
представления буквы с помощью составления
буквы из палочек, тактильного определения
образа буквы.
Игра «Угадай букву».
Чтение слогов и слов с буквой Составление и чтение слогов со звуком и
Ж, ж.
буквой ж.
Составление и чтение слов из изученных
слоговых структур.
22

Шкатулка с набором изученных
букв
Сказка о букве.
Стихотворение о букве.

Магнитная азбука.
Слоговые схемы.

2

Лента букв.
Магнитная азбука.
Цветные (звуковые) карточки.
Слоговые схемы.
Предметные
и
сюжетные
картинки.
Палочки.
Шкатулка с набором изученных
букв.
Сказка о букве.
Стихотворение о букве.

1

Магнитная азбука.
Слоговая таблица.

1

58

Дифференциация букв и звуков
[ж] – [ш]. Чтение слов и
предложений
с
данными
буквами. Сочетание жи – ши.

59

Звук и буква Б,б.Чтение слогов
с буквой б.

60

Чтение слогов и слов с буквой
Б,б.

Чтение предложений из этих слов.
Развитие
аналитико-синтетической
деятельности,
фонематического
восприятия,произвольного внимания, памяти,
связной речи.
Развитие слуховой дифференциации звуков ж
– ш.
Умение соотносить звуки ж - ш с буквами ж и
ш.
Различение звуков ж – ш изолированно, в
слогах, в словах, в предложениях на слух.
Чтение предложения.
Развитие
фонематического
восприятия,
правильной артикуляции.
Игры
«Эхо»,
«Слово
рассыпалось».
Знакомство с правилом написания сочетаний
жи – ши.
.
Знакомство с новым согласным звуком б
буквой Бб.
Развитие фонематического слуха, речи,
артикуляции при выделении звука б в слогах и
словах.
Игры «Кто внимательный?», «Кто больше?»,
«Доскажи словечко».
Составление и чтение слогов со звуком и
буквой б.
Развитие
аналитико-синтетической
деятельности, фонематического восприятия,
произвольного внимания, памяти, речи.
Составление и чтение слогов со звуком и
буквой б.
Составление и чтение слов из изученных
слоговых структур.
23

Магнитная азбука.
Слоговые карточки.
Слоговая таблица.
Магнитная азбука.
Плакат с правилом написания
сочетаний жи – ши.
.

1

Лента букв.
Магнитная азбука.
Цветные (звуковые) карточки.
Предметные
и
сюжетные
картинки.
Сказка о букве.
Стихотворение о букве.

1

Магнитная азбука.
Слоговая таблица
Шкатулка с набором изученных
букв.

1

61

62

63

Чтение предложений из этих слов.
Развитие
аналитико-синтетической
деятельности, фонематического восприятия,
произвольного внимания, памяти, связной
речи.
Развитие мелкой моторики руки, зрительного
представления буквы с помощью тактильного
определения образа буквы.
Игра «Угадай букву».
Дифференциация букв и звуков Различение звуковб - п изолированно в слогах
[б] – [п].
и словах на слух и произношении, (при
чтении) и обозначение их соответствующими
буквами.
Формирование навыков языкового анализа и
синтеза.
Артикуляционная зарядка.
Игры «Соотнесение картинки и слова»,
«Соотнесение слова и буквы».
Развитие мелкой моторики руки, зрительного
памяти с помощью составления букв из
палочек, шнурков.
Звук и буква Г, г. Чтение слогов Знакомств с новым согласным звуком г
с буквой Г, г.
ибуквойГг.
Составление и чтение слогов со звуком и
буквой г.
Развитие фонематического слуха, речи
учащихся при выделении звука в словах.
Развитие зрительного представления буквы и
мелкой моторики руки при конструировании
буквы из палочек.
Игра «Угадай букву».
Чтение слогов и слов с буквой Составление и чтение слогов со звуком и
Г, г.
буквой г.
Развитие зрительного и слухового восприятия,
24

Магнитная азбука.
Слоговая таблица.
Цветные (звуковые) карточки.
Предметные
и
сюжетные
картинки.
Палочки. Шнурки.

1

Лента букв.
Магнитная азбука.
Цветные (звуковые) карточки.
Слоговые схемы.
Предметные
и
сюжетные
картинки.
Палочки.
Шкатулка с набором изученных
букв.
Сказка о букве.
Магнитная азбука.
Слоговая таблица.
Цветные (звуковые) карточки.

1

1

64

65

66

совершенствование навыка чтения на основе
отчётливого
чтения
слоговой
таблицы
Фонематическая зарядка.
Игры «Твёрдый – мягкий», «Узнайте звук».
Дифференциация букв и звуков Различение звуков к – г изолированно, в
[г] – [к].
слогах, в словах, в предложениях на слух и
правильное обозначение буквами.
Закрепление навыка послогового чтения
коротких предложений.
Развитие памяти, восприятия, мышления в
подборе букв, слогов при составлении слов.
Игры «Покажи букву», «Буква потерялась».
Звук и буква Д, д.Чтение слогов Знакомство с новым согласным звуком д и
с буквой Д, д.
буквой Д д.
Развитие фонематического слуха, памяти.
Фонетическая и артикуляционная зарядка.
Игры ««Кто больше, «Узнайте звук», «Где
звук?»
Составление и чтение слогов со звуком и
буквой д.
Развитие зрительного и слухового восприятия,
совершенствование навыка чтения на основе
отчётливого чтения слоговой таблицы.
Развитие образного представления буквы,
мелкой моторики руки при конструировании
буквы из палочек.
Чтение слогов и слов с буквой Составление и чтение слогов со звуком и
Д, д.
буквой д.
Развитие зрительного и слухового восприятия,
совершенствование навыка чтения на основе
отчётливого чтения слоговой таблицы.
Развитие образного представления буквы,
мелкой моторики руки при конструировании
буквы из палочек.
25

Слоговые схемы

Магнитная азбука.
Слоговая таблица.

1

Лента букв.
Магнитная азбука.
Цветные (звуковые) карточки.
Предметные
и
сюжетные
картинки. Слоговая таблица.
Сказка о букве.
Стихотворение
о
букве.
Палочки.

1

Магнитная азбука.
Цветные (звуковые) карточки.
Слоговая таблица.
Палочки.

1

67

68

69

Чтение предложений и текстов
с
изученными
буквами.
Дифференциация букв и звуков
[д] – [т].

Чтение предложений, данных в учебнике.
Развитие зрительного и слухового восприятия,
совершенствование навыка чтения на основе
отчётливого чтения слоговой таблицы.
Развитие памяти, восприятия, мышления в
подборе букв, слогов при составлении слов.
Игры «Покорение вершин», «Закончи слово».
Различение звуков д - т изолированно в слогах
и словах на слух и произношении, (при
чтении) и обозначение их соответственными
буквами.
Чтение слогов с парными согласными.
Развитие слуховой дифференциации звуков.
Фонетическая и артикуляционная зарядка.
Игры «Покажи букву», «Добавьте слог».
Звук и буква Й, й.
Знакомство с новым согласным звуком и
буквой й.
Фонетическая и артикуляционная гимнастика.
Игры «Где звук?», «Узнайте звук», «Кто
больше?», «Кто внимательный?».
Развитие памяти, артикуляции,фонетической
стороны речи.
Чтение слов, предложений и Чтение слогов, слов, предложений со звуком и
текстов с заданной буквой. буквой й.
Дифференциация букв и звуков Дифференцирование гласного и согласного
[й] – [и].
звуков и – й, выделение буквы и определение
их места в словах; подбор слов с этими
буквами.
Развитие памяти, восприятия, мышления в
подборе букв, слогов при составлении слов.
Игры «Покорение вершин», «Закончи слово».
Развитие
языковой
наблюдательности.
Звукобуквенный анализ слов, отличающихся
буквами й – и.
26

Магнитная азбука.
Слоговая таблица.
Предметные
и
картинки.

1
сюжетные

Лента букв.
Магнитная азбука.
Цветные (звуковые) карточки.
Предметные
и
сюжетные
картинки.
Сказка о букве.
Стихотворение о букве.
Магнитная азбука.
Слоговая таблица.
Схемы
предложений.
Пословицы.
Загадки.

1

1

70

Мягкий знак – ь.

71

ь – показатель мягкости
согласных в конце слова.
Разделительный ь.

72

Составление и чтение слов со
стечением двух согласных в
начале слова.

73

Составление и чтение слов со
стечением двух согласных на
конце слова.

74

Звук и буква Е, е. Чтение
слогов, слов и предложений с
буквой Е, е.

Работа с пословицами, загадками (дополнить
словом, словосочетанием; выделить слово,
найти букву).
Знакомство с буквой ь.
Понятие о значении ьв слогах и словах.
Развитие
фонематического
восприятия,
мыслительных операций анализа, сравнения и
обобщения, памяти, артикуляции.
Игра «Кто внимательный?», «Кто больше?»
Заучивание стихотворения о букве.
Закрепление понятия о значении ь знака в
слогах и словах.
Составление и чтение слогов сбуквой ь.
Развитие фонематического слуха.
Упражнения в сравнении буквы с другими
буквами.
Составление, чтение слогов со стечением двух
согласных в начале слова.
Формирование
навыка
звукобуквенного
анализа и синтеза слов сложной слоговой
структуры.
Игра «Угадай букву».
Составление, чтение слогов со стечением двух
согласных на конце слова.
Формирование
навыка
звукобуквенного
анализа и синтеза слов сложной слоговой
структуры.
Игра «Угадай букву».
Знакомство с новым гласным звуком и буквой
Ее.
Составление и чтение слоговых структур с
буквой е.
Совершенствование
навыка
отчётливого
послоговогочтения
коротких
букварных
27

Лента букв.
Магнитная азбука.
Предметные
и
сюжетные
картинки.
Сказка о букве.
Стихотворение о букве.

1

Магнитная азбука.
Слоговые схемы.
Предметные
и
картинки.

1
сюжетные

Магнитная азбука.
Слоговая таблица.
Слоговые схемы.

1

Магнитная азбука.
Слоговая таблица.
Слоговые схемы.

1

Лента букв.
Магнитная азбука.
Цветные (звуковые) карточки.
Предметные
и
сюжетные
картинки.
Сказка о букве.

1

75

Буква
е
как
показатель
мягкости согласных.

76

Звук и буква Ё, ё. Чтение и
составлениеслогов,
слов
с
буквой ё в начале слова.

77

Буква
ё
как
показатель
мягкости
согласных.
Составление и чтение слов с
буквой ё после согласных.

78

Чтение
предложений
изученными буквами.

79

Звук и буква Я, я. Чтение
слогов с буквой я.

с

текстов.
Развитие фонематических процессов, памяти,
артикуляции.
Игры «Узнайте звук», «Доскажи словечко».
Составление и чтение слоговых структур с
буквой е.
Знакомство с особенностью буквы еобозначать
мягкость согласного звука в слогах.
Развитие мелкой моторики руки и образного
восприятия на основе конструирования буквы
из палочек и сравнения со знакомыми
предметами.
IV четверть (24 час)
Знакомство с новым гласным звуком и буквой
Ёё. Составление и чтение слогов, слов с
буквой ё в начале слова.
Развитие
фонематического
восприятия,
памяти, артикуляции.
Игра «Узнайте звук», «Доскажи словечко».
Составление и чтение слогов с буквой ё.
Знакомство с особенностью буквы ёобозначать
мягкость согласного звука в слогах.
Развитие операций анализа и обобщения.
Упражнения наделение группы слогов (на
открытые и закрытые слоги с буквой ё, слоги с
другими гласными).
Формирование
навыка
отчётливого
послогового чтения предложений, коротких
букварных текстов.
Развитие слухового восприятия, внимания,
логического
мышления
при
чтении
предложений, беседе по их содержанию.
Знакомство с новым гласным звуком и буквой
Яя.
28

Стихотворение о букве.

Магнитная азбука.
Цветные карточки – звуковые
схемы.
Слоговые схемы.
Палочки.

1

Лента букв.
Магнитная азбука.
Цветные (звуковые) карточки.
Предметные
и
сюжетные
картинки.
Сказка о букве.
Магнитная азбука.
Цветные (звуковые) карточки.
Слоговые схемы.

1

Магнитная азбука.
Схемы предложений.

1

Лента букв.
Магнитная азбука.

1

1

80

Буква я – показатель мягкости
согласных. Чтение слов и
предложений, коротких текстов
с буквой я.

81

Звук и буква Ю, ю. Чтение
слогов с буквой ю.

82

Чтение слов и предложений с
буквой Ю, ю.

Составление и чтение слогов, слов с буквой я.
Развитие фонематического слуха.
Игра «Кто внимательный?», «Угадай букву».
Развитие образной и тактильной памяти,
координации
движений
с
помощью
конструирования буквы из палочек, шнурка.
Развитие
фонематического
слуха.
Дифференциация слогов с твёрдыми и
мягкими согласными.
Чтение слогов с гласными а - я в специальной
таблице.
Совершенствование
навыка
отчётливого
послогового чтения коротких букварных
текстов.
Развитие вербальной памяти, операций
сравнения, анализа в заданиях найти букву,
слог в столбиках слов.
Игры «Дополни слово», «Составь имя».
Знакомство с новым гласным звуком и буквой
Юю.
Развитие зрительного и фонематического
восприятия, памяти, артикуляции.
Игры «Хлопочки», «Доскажи словечко»,
«Буква потерялась».
Составление, чтение слогов с буквой ю.
Развитие зрительного и слухового восприятия,
совершенствование навыка чтения на основе
отчётливого чтения слоговой таблицы.
Составление, чтение слов, предложений с
буквой ю.
Развитие зрительного анализатора и слухового
восприятия, артикуляции при чтении слоговой
таблицы.
Знакомство
с
особенностью
буквы
29

Цветные (звуковые) карточки.
Предметные
и
сюжетные
картинки.Палочки, шнуровка.
Шкатулка
с
набором
пройденных букв.
Магнитная
азбука.
предложений.
Сюжетные картинки.
Слоговые схемы.
Слоговая таблица.

Схемы

1

Лента букв.
Магнитная азбука.
Цветные (звуковые) карточки.
Предметные
и
сюжетные
картинки. Слоговая таблица.
Сказка о букве.
Стихотворение о букве.

1

Магнитная азбука.
Цветные (звуковые) схемы.
Слоговая таблица.

1

83

Сравнительный
звукобуквенный анализ слогов
с твердыми и мягкими
согласными. Чтение рассказа с
изученными буквами.

84

Звук и буква Ц, ц. Чтение
слогов.

85

Чтение и разбор слов с буквой
Ц, ц.

86

Чтение предложений с буквой
Ц, ц.

87

Звук и буква Ч, ч. Чтение
слогов и слов.

юобозначать мягкость согласного звука в
слогах. Игры «Эхо», «Кто внимательный?».
Закрепление понятия о гласных и согласных;
согласных твёрдых и мягких звуках и буквах.
Закрепление навыка правильного, отчётливого
чтения по слогам коротких букварных текстов.
Уточнение и различение артикуляции гласных
и согласных; согласных твёрдых и мягких
звуков через произношение отдельных звуков,
слогов, слов с твёрдыми и мягкими
согласными.
Знакомство с новым согласным звуком ци
буквой Цц. Составление и чтение слоговых
структуры с буквой ц.
Развитие фонематического слуха, памяти,
артикуляции. Артикуляционная зарядка.
Игры «Хлопочки», «Доскажи словечко».
Развитие мелкой моторики руки и наглядно –
образного представления при составлении
буквы изшнурков.
Составление и чтение слов из усвоенных
слоговых структур с буквой ц.
Развитие зрительного анализатора и слухового
восприятия, артикуляции при чтении слов с
буквой ц.
Игры «Эхо», «Кто внимательный?».
Совершенствование
навыка
отчётливого
послогового чтения предложений, коротких
букварных текстов.
Развитие слухового восприятия, внимания,
логического
мышления
при
чтении
предложений, беседе по их содержанию.
Знакомство с новым согласным звуком ч и
буквой Чч.
30

Магнитная азбука.
Цветные (звуковые) карточки.
Слоговая таблица.

1

Лента букв.
Магнитная азбука.
Цветные (звуковые) карточки.
Предметные
и
сюжетные
картинки.
Шнурки.
Сказка о букве.
Стихотворение о букве.

1

Магнитная азбука.
Цветные (звуковые) карточки.
Слоговые таблицы.

1

Схемы предложений.

1

Лента букв.
Магнитная азбука.

1

4

88

Чтение
предложений
рассказов с буквой Ч, ч.

и

89

Чтение слов и предложений со
слогами ча, чу. Чтение и разбор
сказки «Курочка Ряба».

90

Звук и буква Щ, щ. Чтение
слогов и слов.

Составление и чтение слоговых структур с
буквой ч.
Развитие
фонематического
слуха
и
восприятия, зрительной памяти, артикуляции.
Фонетическая иартикуляционная гимнастика.
Игры
«Эхо»,
«Хлопочки»,
«Кто
внимательный?»,
Развитие мелкой моторики руки и наглядно –
образного
представления
при
конструировании буквы из палочек.
Составление и чтение слов из усвоенных
слоговых структур.
Совершенствование
навыка
отчётливого
послогового чтения коротких букварных
текстов.
Развитие слухового и зрительного восприятия,
памяти, внимания, устной речи, навыков
самоконтроля
при
работе
с
текстом
(самостоятельное и выборочное чтение,
ответы
на
вопросы
по
содержанию
прочитанного, по иллюстрации).
Составление и чтение слов из усвоенных
слоговых
структур.
Знакомство
с
особенностью написания слогов ча, чу.
Совершенствование
навыка
отчётливого
послогового чтения коротких букварных
текстов.
Развитие
памяти
и
внимания
путём
запоминания и ориентирования вслоговой
таблице; выполнения упражнений на вставку
пропущенной буквы в словах.
Игра «Покорение вершин».
Знакомство с новым согласным звукомщ и
буквой Щщ. Составление и чтение слоговых
31

Цветные (звуковые) карточки.
Предметные
и
сюжетные
картинки.
Сказка о букве.
Стихотворение
о
букве.
Палочки.

Сюжетные
и
картинки.
Слоговая таблица.

предметные

1

Магнитная азбука.
Слоговая таблица.
Цветные (звуковые) карточки.
Плакат с правилом.

1

Лента букв.
Магнитная азбука.

1

91

Чтение слов и предложений с
буквами ц, ч, щ.

92

Слоги ща, щу. Слова и
предложения
с
данными
слогами.
Дифференциация
слогов: ча – ща, чу – щу.

93

Звук и буква Ф, ф. Чтение
слогов и слов с буквой ф.

структур с буквой щ.
Развитие артикуляции, речеслуховой памяти,
умения производить фонематический анализ.
Артикуляционная гимнастика.
Игры «Узнайте звук», «Доскажи словечко».
Развитие зрительного восприятия через
конструирование буквы из палочек.
Отработка
звуков
ц,ч,щ
при
чтении
чистоговорок.
Составление и чтение слов из усвоенных
слоговых структур.
Совершенствование
навыка
отчётливого
послогового чтения коротких букварных
текстов.
Развитие слухового и зрительного восприятия,
памяти, внимания, устной речи, навыков
самоконтроля
при
работе
с
текстом
(самостоятельное и выборочное чтение,
ответы
на
вопросы
по
содержанию
прочитанного, по иллюстрации).
Знакомство с особенностью написания слога
ща, щу.
Составление и чтение слов из усвоенных
слоговых структур.
Дифференциация слогов: ча – ща, чу – щу.
Развитие фонематического слуха.
Артикуляционная зарядка.
Развитие звукобуквенного анализа и синтеза
слов при вставке буквы в словах под
картинками.
Развитие памяти, восприятия, мышления в
подборе букв, слогов при составлении слов.
Знакомство с новым согласным звуком ф и
буквой Фф.
32

Цветные (звуковые) карточки.
Предметные
и
сюжетные
картинки.
Сказка о букве.
Стихотворение
о
букве.
Палочки.
Сюжетные
и
картинки.
Слоговая таблица.
Чистоговорки.

предметные

1

Магнитная азбука..
Специальная слоговая таблица к
играм и упражнениям.
Плакат с правилом.

1

Лента букв.
Магнитная азбука.

1

94

95

96
97

Составление и чтение слоговых структур с
буквой ф.
Развитие артикуляции и фонематического
слуха.
Фонетическая гимнастика.
Игры «Хлопочки», «Доскажи словечко».
Отработка звука ф при чтении чистоговорок.
Дифференциация букв и звуков Соотнесение звуков в – ф с буквами в – ф,
[в] – [ф].
определение их места в словах; подбор слов с
этими буквами.
Отработка навыка правильного послогового
чтения коротких букварных текстов.
Развивать слуховую дифференциацию звонких
и глухих согласных в – ф.
Артикуляционная гимнастика.
Игра
«Буква
потерялась»,
«Доскажи
словечко».
Звук и буква Э, э. Чтение Знакомств с гласным звуком э и буквой Ээ.
слогов и слов с данной буквой. Составление и чтение слоговых структур с
буквой э.
Развитие
фонематического
слуха
и
зрительного восприятия буквы.
Игра «Хлопочки», «Доскажи словечко».
Развитие памяти, артикуляции.
Развитие образной и тактильной памяти,
координации
движений
с
помощью
составления буквы из шнурков.
Игра «Угадай букву».
Проверочная работа в рамках Проверка знаний, умений и навыков
промежуточной аттестации
Чтение слов и предложений с Составление и чтение слоговых структур, слов
разделительным
твердым с буквой ъ.
знаком
Развитие
фонематического
слуха
и
звукопроизношения.
33

Цветные (звуковые) карточки.
Предметные
и
сюжетные
картинки.
Сказка о букве.
Стихотворение о букве.Схемы
слов.
Чистоговорки.
Магнитная азбука.
Слоговая таблица.
Предметные
и
сюжетные
картинки.
Схемы предложений.

1

Лента букв.
Магнитная азбука.
Цветные (звуковые) карточки.
Предметные
и
сюжетные
картинки.
Сказка о букве.
Стихотворение о букве.
Схемы слов.
Шнурки.
Шкатулка с набором букв

1

Диагностический материал

1

Лента букв.
Магнитная азбука.
Предметные
и
картинки.

1
сюжетные

21.05

98
99

Закрепление
материала.

Игра «Буква потерялась».
Развитие операций анализа, сравнения,
классификации при сравнении пары слов по
звукобуквенному составу.
Закрепление навыка правильного послогового
чтения коротких букварных текстов.
изученного Закрепление понятия о гласных и согласных;
согласных твёрдых и мягких звуках и буквах.
Уточнение и различение артикуляции гласных
и согласных; согласных твёрдых и мягких
через произношение отдельных звуков, слогов,
слов с твёрдыми и мягкими согласными.
Развитие зрительного анализатора и слухового
восприятия, внимания, артикуляции при
чтении слоговой таблицы.
Закрепление навыка плавного послогового
чтения
слов,
предложений,
коротких
букварных текстов
Развитие внимания, памяти, восприятия,
самоконтроля при чтении текстов.

34

Сказка о букве.

Алфавит.
Лента букв.Магнитная азбука.
Цветные (звуковые) карточки.
Слоговая таблица.

2

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение
образовательной деятельности по учебному предмету «Чтение» в 1 классе
Материально – техническое обеспечение:
-компьютер;
- проектор;
-интерактивная доска;
-индивидуальный раздаточный материал и дидактический материал;
-разрезная азбука;
-лента букв;
-алфавит;
-презентационные материалы;
-демонстрационные карточки печатных и письменных букв;
-магнитная азбука;
-таблицы по развитию речи.
Учебно–методическое обеспечение:
Учебник «Букварь» для 1 класса специальных (коррекционных)
образовательных учреждений VIII вида В.В.Воронкова, И.В. Коломыткина М.:
Просвещение, 2023 г.

35


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».