Федеральная рабочая программа_Биология_7 класс (ОВЗ)

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Адаптированная рабочая программа по предмету «Биология» для 7 класса разработана на
основе следующих нормативно - правовых документов:
1.

2.
3.

4.

Федерального государственного образовательного стандарта основного общего
образования (Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 года
№1897).
Адаптированной образовательной программы основной образовательной программы для
учащихся с лёгкой умственной отсталостью МБОУ «Лапшинская СШ».
Учебным планом индивидуального обучения на дому по программе специальных
(коррекционных) образовательных учреждений для детей с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) МБОУ «Лапшинская СШ» 7 класс на 2024-2025
учебный год.
Биология. Растения. Бактерии. Грибы. 7 класс: учеб. для общеобразовательных
организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы /
З,А, Клепинина. – М.: Просвещение, 2016.
Основными задачами преподавания биологии являются:

1) сообщение учащимся знаний об основных элементах неживой природы (воде, воздухе,
полезных ископаемых, почве) и живой природы (о строении и жизни растений и животных, а также об
организме человека и его здоровье);
2) формирование правильного понимания таких природных явлений, как дождь, снег, ветер,
туман, осень, зима, весна, лето в жизни растений и животных;
3) проведение через весь курс экологического воспитания (рассмотрения окружающей природы
как комплекса условий, необходимых для жизни всех растений, грибов, животных и людей), бережного
отношения к природе;
4) первоначальное ознакомление с приемами выращивания некоторых растений (комнатных и на
школьном участке) и ухода заними; с некоторыми животными, которых можно содержать дома или в
школьном уголке природы;
5) привитие навыков, способствующих сохранению и укреплению здоровья человека.
Место и роль учебного курса
Согласно учебному плану всего на изучение учебного предмета «Биология» в основной школе в 7
классе выделяется 34 часа, 1 раз в неделю.
Содержание предмета
Растения, грибы и бактерии
Введение
Многообразие растений. Значение растений и их охрана. Общее знакомство с цветковыми
растениями. Общее понятие об органах цветкового растения (на примере растения, цветущего осенью):
цветок, стебель, лист, корень.
Цветок. Строение цветка (пестик, тычинки, венчик лепестков). Понятие о соцветиях (зонтик,
колос, корзинка). Опыление цветков. Образование плодов и семян. Плоды сухие и сочные.
Распространение плодов и семян.
Семя растения. Строение семени (на примере фасоли и пшеницы). Размножение семенами.
Условия, необходимые для прорастания семян. Определение всхожести семян. Правила заделки семян в
почву.
Корень. Разнообразие корней. Корневые системы (стержневая и мочковатая). Корневые волоски.
Значение корня в жизни растения. Видоизменения корней (корнеплод и корнеклубень).
1

Лист. Внешнее строение листа (листовая пластинка, черешок). Жилкование. Листья простые и
сложные. Значение листьев в жизни растения — образование из воды и углекислого газа органических
питательных веществ в листьях на свету. Испарение воды листьями, значение этого явления. Листопад
и его значение. Дыхание растений.
Стебель. Строение стебля на примере липы. Значение стебля в жизни растения — доставка воды
и минеральных веществ от корня к другим органам растения и органических веществ от листьев к
корню и другим органам. Разнообразие стеблей.
Растение — целостный организм (взаимосвязь всех органов и всего растительного организма
со средой обитания).
Лабораторные работы.
1. Органы цветкового растения.
2. Строение цветка.
3. Строение семени фасоли.
4. Строение зерновки пшеницы. Рассмотрение с помощью лупы: форма, окраска, величина.
Практическая работа. Определение всхожести семян.
Демонстрация опытов:
1. Условия, необходимые для прорастания семян.
2. Испарение воды листьями.
3. Дыхание растений (поглощение листьями кислорода и выделение углекислого газа в темноте).
4. Передвижение минеральных веществ и воды по древесине.
Экскурсии в природу для ознакомления с цветками и соцветия ми, с распространением плодов и
семян (в начале сентября).
Многообразие растений, бактерий и грибов
Бактерии. Общее понятие. Значение в природе и жизни человека.
Грибы. Строение шляпочного гриба: плодовое тело, грибница. Грибы съедобные и ядовитые, их
распознавание.
Мхи. Понятие о мхе как многолетнем растении. Места произрастания мхов. Торфяной мох и
образование торфа.
Папоротники. Многолетние травянистые растения. Места произрастания папоротника.
Голосеменные. Сосна и ель — хвойные деревья. Отличие их от лиственных деревьев. Сравнение
сосны и ели. Особенности их размножения. Использование древесины хвойных и лиственных деревьев.
Покрытосеменные или цветковые. Особенности строения (наличие цветков, плодов с
семенами).
Экскурсии в лес (лесопарк) для ознакомления с особенностями грибов и растений осенью и
весной.
Цветковые растения
Деление цветковых растений на однодольные (пшеница) и двудольные (фасоль). Характерные
различия (строение семян, корневая система, жилкование листа).
Однодольные растения
Злаки: пшеница, рожь, ячмень, овес, кукуруза. Особенности внешнего строения (корневая
система, стебель, лист, соцветие). Выращивание: посев, уход, уборка. Использование в народном
хозяйстве. Преобладающая культура для данной местности.
Лилейные. Основные представители (лук, чеснок, лилия, тюльпан, ландыш). Общая
характеристика (цветок, лист, луковица, корневище). Лук, чеснок — многолетние овощные растения.
Выращивание: посев, уход, уборка. Использование человеком.
Цветочно-декоративные растения открытого и закрытого грунта (хлорофитум, лилия,
тюльпан).
Лабораторная работа. Строение луковицы.
Двудольные растения
Пасленовые. Картофель, томат-помидор (баклажан, перец — для южных районов), петунья,
дикий паслен, душистый табак.
Бобовые. Горох (фасоль, соя — для южных районов). Бобы. Клевер, люпин — кормовые травы.
2

Розоцветные. Яблоня, груша, вишня, малина, шиповник, садовая земляника (персик, абрикос —
для южных районов).
Биологические особенности растений сада. Особенности размножения яблони, малины,
земляники. Созревание плодов и ягод садовых растений, их уборка и использование.
Сложноцветные. Подсолнечник. Ноготки, бархатцы — однолетние цветочные растения.
Маргаритка — двулетнее растение. Георгин — многолетнее растение. Особенности внешнего строения
этих растений. Агротехника выращивания. Использование человеком.
Лабораторная работа.
Строение клубня картофеля.
Практическая работа по перевалке и пересадке комнатных растений.
Практическая работа в саду, на школьном учебно-опытном участке. Вскапывание
приствольных кругов. Рыхление междурядий, прополка и другие работы в саду и на участке.
Экскурсия — «Весенние работы в саду». Обобщение по теме «Растение — живой организм».
Основные требования к знаниям и умениям учащихся
Учащиеся должны знать:
• названия некоторых бактерий, грибов, а также растений из их основных групп: мхов,
папоротников, голосеменных и цветковых;
• строение и общие биологические особенности цветковых растений;
• разницу цветков и соцветий;
• некоторые биологические особенности, а также приемы возделывания наиболее
распространенных сельскохозяйственных растений, особенно местных;
• разницу ядовитых и съедобных грибов; знать вред бактерий и способы предохраняться от
заражения ими.
Учащиеся должны уметь:
• отличать цветковые растения от других групп (мхов, папоротников, голосеменных);
• приводить примеры растений некоторых групп (бобовых, розоцветных, сложноцветных);
• различать органы у цветкового растения;
• различать однодольные и двудольные растения по строению корней, листьев
(жилкование), плодов и семян; приводить примеры однодольных и двудольных растений;
• выращивать некоторые цветочно-декоративные растения;
• различать грибы и растения.
Тематический план
№
п/п
1
2

Название раздела
Введение
Многообразие растений.

Количество
часов
1
10

Многообразие
растений,
бактерий и грибов
4
Однодольные растения
5
Двудольные растения
ИТОГО:
3

3

Практические Лабораторные
работы
работы
1
3

8

-

-

5
10
34

1
1
3

1
1
5

Календарно-тематический план
№
п/п
1

2

3
4

5
6

7
8
9
10
11

12
13

14

15
16

17
18

19

Тема урока
Введение

Колво
часов
1

Многообразие растений.

10

Значение растений и их охрана. Общее знакомство с цветковыми
растениями.
Цветок.
Строение цветка (пестик, тычинки, венчик лепестков).
Лабораторная работа . Органы цветкового растения
Понятие о соцветиях (зонтик, колос, корзинка). Опыление цветков.
Лабораторная работа. Строение цветка.
Семя растения.
Строение семени. Размножение семенами.
Лабораторная работа. Строение семени фасоли.
Размножение семенами.
Лабораторная работа. Строение зерновки пшеницы. Рассмотрение с
помощью лупы: форма, окраска, величина.
Практическая работа. Определение всхожести семян.
Корень.
Разнообразие корней. Корневые системы
Лист.
Внешнее строение листа. Жилкование. Листья простые и сложные.
Листопад и его значение. Дыхание растений.
Стебель.
Строение стебля на примере липы. Разнообразие стеблей.
Растение — целостный организм
Растение — целостный организм
Многообразие растений, бактерий и грибов
Бактерии.
Общее понятие. Значение в природе и жизни человека.
Грибы.
Строение шляпочного гриба: плодовое тело, грибница. Грибы съедобные и
ядовитые, их распознавание.
Мхи.
Понятие о мхе как многолетнем растении. Места произрастания мхов.
Торфяной мох и образование торфа.
Папоротники.
Многолетние травянистые растения. Места произрастания папоротника.
Голосеменные.
Сосна и ель — хвойные деревья. Использование древесины хвойных и
лиственных деревьев.
Покрытосеменные или цветковые.
Особенности строения
Экскурсии в лес (лесопарк) для ознакомления с особенностями грибов и
растений осенью и весной.
Цветковые растения
Деление цветковых растений на однодольные (пшеница) и двудольные
(фасоль).

1

4

1
1

1
1

1
1
1
1
1
8
1
1

1

1
1

1
1

1

Дата

20
21

22
23
24

25

26
27
28

29
30
31
32
33
34

Однодольные растения
Злаки.
Особенности внешнего строения. Выращивание: посев, уход, уборка
Использование в народном хозяйстве. Преобладающая культура для данной
местности.
Лилейные.
Лилейные. Основные представители.
Лабораторная работа. Строение луковицы.
Лук, чеснок — многолетние овощные растения. Использование человеком.
Цветочно-декоративные растения
Цветочно-декоративные растения открытого и закрытого грунта
Практическая работа. По перевалке и пересадке комнатных растений.
Двудольные растения
Пасленовые.
Картофель, томат-помидор (баклажан, перец — для южных районов),
петунья, дикий паслен, душистый табак.
Лабораторная работа. Строение клубня картофеля.
Бобовые.
Горох (фасоль, соя — для южных районов). Бобы.
Клевер, люпин — кормовые травы.
Розоцветные.
Яблоня, груша, вишня, малина, шиповник, садовая земляника (персик,
абрикос — для южных районов).
Биологические особенности растений сада.
Особенности размножения яблони, малины, земляники.
Созревание плодов и ягод садовых растений, их уборка и использование.
Сложноцветные.
Подсолнечник. Ноготки, бархатцы — однолетние цветочные растения.
Маргаритка — двулетнее растение. Георгин — многолетнее растение
Агротехника выращивания. Использование человеком.
Практическая работа в саду, на школьном учебно-опытном участке.
Экскурсия — «Весенние работы в саду».
Обобщение по теме «Растение — живой организм».

5

5
1
1

1
1
1
10
1

1
1
1

1
1
1
1
1
1


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».