ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Адаптированная рабочая программа по предмету «Биология» для 7 класса разработана на основе следующих нормативно - правовых документов: 1. 2. 3. 4. Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 года №1897). Адаптированной образовательной программы основной образовательной программы для учащихся с лёгкой умственной отсталостью МБОУ «Лапшинская СШ». Учебным планом индивидуального обучения на дому по программе специальных (коррекционных) образовательных учреждений для детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) МБОУ «Лапшинская СШ» 7 класс на 2024-2025 учебный год. Биология. Растения. Бактерии. Грибы. 7 класс: учеб. для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы / З,А, Клепинина. – М.: Просвещение, 2016. Основными задачами преподавания биологии являются: 1) сообщение учащимся знаний об основных элементах неживой природы (воде, воздухе, полезных ископаемых, почве) и живой природы (о строении и жизни растений и животных, а также об организме человека и его здоровье); 2) формирование правильного понимания таких природных явлений, как дождь, снег, ветер, туман, осень, зима, весна, лето в жизни растений и животных; 3) проведение через весь курс экологического воспитания (рассмотрения окружающей природы как комплекса условий, необходимых для жизни всех растений, грибов, животных и людей), бережного отношения к природе; 4) первоначальное ознакомление с приемами выращивания некоторых растений (комнатных и на школьном участке) и ухода заними; с некоторыми животными, которых можно содержать дома или в школьном уголке природы; 5) привитие навыков, способствующих сохранению и укреплению здоровья человека. Место и роль учебного курса Согласно учебному плану всего на изучение учебного предмета «Биология» в основной школе в 7 классе выделяется 34 часа, 1 раз в неделю. Содержание предмета Растения, грибы и бактерии Введение Многообразие растений. Значение растений и их охрана. Общее знакомство с цветковыми растениями. Общее понятие об органах цветкового растения (на примере растения, цветущего осенью): цветок, стебель, лист, корень. Цветок. Строение цветка (пестик, тычинки, венчик лепестков). Понятие о соцветиях (зонтик, колос, корзинка). Опыление цветков. Образование плодов и семян. Плоды сухие и сочные. Распространение плодов и семян. Семя растения. Строение семени (на примере фасоли и пшеницы). Размножение семенами. Условия, необходимые для прорастания семян. Определение всхожести семян. Правила заделки семян в почву. Корень. Разнообразие корней. Корневые системы (стержневая и мочковатая). Корневые волоски. Значение корня в жизни растения. Видоизменения корней (корнеплод и корнеклубень). 1 Лист. Внешнее строение листа (листовая пластинка, черешок). Жилкование. Листья простые и сложные. Значение листьев в жизни растения — образование из воды и углекислого газа органических питательных веществ в листьях на свету. Испарение воды листьями, значение этого явления. Листопад и его значение. Дыхание растений. Стебель. Строение стебля на примере липы. Значение стебля в жизни растения — доставка воды и минеральных веществ от корня к другим органам растения и органических веществ от листьев к корню и другим органам. Разнообразие стеблей. Растение — целостный организм (взаимосвязь всех органов и всего растительного организма со средой обитания). Лабораторные работы. 1. Органы цветкового растения. 2. Строение цветка. 3. Строение семени фасоли. 4. Строение зерновки пшеницы. Рассмотрение с помощью лупы: форма, окраска, величина. Практическая работа. Определение всхожести семян. Демонстрация опытов: 1. Условия, необходимые для прорастания семян. 2. Испарение воды листьями. 3. Дыхание растений (поглощение листьями кислорода и выделение углекислого газа в темноте). 4. Передвижение минеральных веществ и воды по древесине. Экскурсии в природу для ознакомления с цветками и соцветия ми, с распространением плодов и семян (в начале сентября). Многообразие растений, бактерий и грибов Бактерии. Общее понятие. Значение в природе и жизни человека. Грибы. Строение шляпочного гриба: плодовое тело, грибница. Грибы съедобные и ядовитые, их распознавание. Мхи. Понятие о мхе как многолетнем растении. Места произрастания мхов. Торфяной мох и образование торфа. Папоротники. Многолетние травянистые растения. Места произрастания папоротника. Голосеменные. Сосна и ель — хвойные деревья. Отличие их от лиственных деревьев. Сравнение сосны и ели. Особенности их размножения. Использование древесины хвойных и лиственных деревьев. Покрытосеменные или цветковые. Особенности строения (наличие цветков, плодов с семенами). Экскурсии в лес (лесопарк) для ознакомления с особенностями грибов и растений осенью и весной. Цветковые растения Деление цветковых растений на однодольные (пшеница) и двудольные (фасоль). Характерные различия (строение семян, корневая система, жилкование листа). Однодольные растения Злаки: пшеница, рожь, ячмень, овес, кукуруза. Особенности внешнего строения (корневая система, стебель, лист, соцветие). Выращивание: посев, уход, уборка. Использование в народном хозяйстве. Преобладающая культура для данной местности. Лилейные. Основные представители (лук, чеснок, лилия, тюльпан, ландыш). Общая характеристика (цветок, лист, луковица, корневище). Лук, чеснок — многолетние овощные растения. Выращивание: посев, уход, уборка. Использование человеком. Цветочно-декоративные растения открытого и закрытого грунта (хлорофитум, лилия, тюльпан). Лабораторная работа. Строение луковицы. Двудольные растения Пасленовые. Картофель, томат-помидор (баклажан, перец — для южных районов), петунья, дикий паслен, душистый табак. Бобовые. Горох (фасоль, соя — для южных районов). Бобы. Клевер, люпин — кормовые травы. 2 Розоцветные. Яблоня, груша, вишня, малина, шиповник, садовая земляника (персик, абрикос — для южных районов). Биологические особенности растений сада. Особенности размножения яблони, малины, земляники. Созревание плодов и ягод садовых растений, их уборка и использование. Сложноцветные. Подсолнечник. Ноготки, бархатцы — однолетние цветочные растения. Маргаритка — двулетнее растение. Георгин — многолетнее растение. Особенности внешнего строения этих растений. Агротехника выращивания. Использование человеком. Лабораторная работа. Строение клубня картофеля. Практическая работа по перевалке и пересадке комнатных растений. Практическая работа в саду, на школьном учебно-опытном участке. Вскапывание приствольных кругов. Рыхление междурядий, прополка и другие работы в саду и на участке. Экскурсия — «Весенние работы в саду». Обобщение по теме «Растение — живой организм». Основные требования к знаниям и умениям учащихся Учащиеся должны знать: • названия некоторых бактерий, грибов, а также растений из их основных групп: мхов, папоротников, голосеменных и цветковых; • строение и общие биологические особенности цветковых растений; • разницу цветков и соцветий; • некоторые биологические особенности, а также приемы возделывания наиболее распространенных сельскохозяйственных растений, особенно местных; • разницу ядовитых и съедобных грибов; знать вред бактерий и способы предохраняться от заражения ими. Учащиеся должны уметь: • отличать цветковые растения от других групп (мхов, папоротников, голосеменных); • приводить примеры растений некоторых групп (бобовых, розоцветных, сложноцветных); • различать органы у цветкового растения; • различать однодольные и двудольные растения по строению корней, листьев (жилкование), плодов и семян; приводить примеры однодольных и двудольных растений; • выращивать некоторые цветочно-декоративные растения; • различать грибы и растения. Тематический план № п/п 1 2 Название раздела Введение Многообразие растений. Количество часов 1 10 Многообразие растений, бактерий и грибов 4 Однодольные растения 5 Двудольные растения ИТОГО: 3 3 Практические Лабораторные работы работы 1 3 8 - - 5 10 34 1 1 3 1 1 5 Календарно-тематический план № п/п 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 Тема урока Введение Колво часов 1 Многообразие растений. 10 Значение растений и их охрана. Общее знакомство с цветковыми растениями. Цветок. Строение цветка (пестик, тычинки, венчик лепестков). Лабораторная работа . Органы цветкового растения Понятие о соцветиях (зонтик, колос, корзинка). Опыление цветков. Лабораторная работа. Строение цветка. Семя растения. Строение семени. Размножение семенами. Лабораторная работа. Строение семени фасоли. Размножение семенами. Лабораторная работа. Строение зерновки пшеницы. Рассмотрение с помощью лупы: форма, окраска, величина. Практическая работа. Определение всхожести семян. Корень. Разнообразие корней. Корневые системы Лист. Внешнее строение листа. Жилкование. Листья простые и сложные. Листопад и его значение. Дыхание растений. Стебель. Строение стебля на примере липы. Разнообразие стеблей. Растение — целостный организм Растение — целостный организм Многообразие растений, бактерий и грибов Бактерии. Общее понятие. Значение в природе и жизни человека. Грибы. Строение шляпочного гриба: плодовое тело, грибница. Грибы съедобные и ядовитые, их распознавание. Мхи. Понятие о мхе как многолетнем растении. Места произрастания мхов. Торфяной мох и образование торфа. Папоротники. Многолетние травянистые растения. Места произрастания папоротника. Голосеменные. Сосна и ель — хвойные деревья. Использование древесины хвойных и лиственных деревьев. Покрытосеменные или цветковые. Особенности строения Экскурсии в лес (лесопарк) для ознакомления с особенностями грибов и растений осенью и весной. Цветковые растения Деление цветковых растений на однодольные (пшеница) и двудольные (фасоль). 1 4 1 1 1 1 1 1 1 1 1 8 1 1 1 1 1 1 1 1 Дата 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 Однодольные растения Злаки. Особенности внешнего строения. Выращивание: посев, уход, уборка Использование в народном хозяйстве. Преобладающая культура для данной местности. Лилейные. Лилейные. Основные представители. Лабораторная работа. Строение луковицы. Лук, чеснок — многолетние овощные растения. Использование человеком. Цветочно-декоративные растения Цветочно-декоративные растения открытого и закрытого грунта Практическая работа. По перевалке и пересадке комнатных растений. Двудольные растения Пасленовые. Картофель, томат-помидор (баклажан, перец — для южных районов), петунья, дикий паслен, душистый табак. Лабораторная работа. Строение клубня картофеля. Бобовые. Горох (фасоль, соя — для южных районов). Бобы. Клевер, люпин — кормовые травы. Розоцветные. Яблоня, груша, вишня, малина, шиповник, садовая земляника (персик, абрикос — для южных районов). Биологические особенности растений сада. Особенности размножения яблони, малины, земляники. Созревание плодов и ягод садовых растений, их уборка и использование. Сложноцветные. Подсолнечник. Ноготки, бархатцы — однолетние цветочные растения. Маргаритка — двулетнее растение. Георгин — многолетнее растение Агротехника выращивания. Использование человеком. Практическая работа в саду, на школьном учебно-опытном участке. Экскурсия — «Весенние работы в саду». Обобщение по теме «Растение — живой организм». 5 5 1 1 1 1 1 10 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1