Адаптированная основная общеобразовательная программа на 2025-2026 учебный год, 2 вариант, обучение на дому, 6 класс

Пояснительная записка.
Учебный план Муниципальное казенное
общеобразовательное
учреждение «Лапшинская средняя школа» Котовского муниципального района
Волгоградской области (далее ― Учебный план), реализующий
адаптированную основную общеобразовательную программу основного общего
образования МКОУ Лапшинская
СШ с умеренной, тяжелой, глубокой
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), с тяжелыми и
множественными нарушениями развития (далее – АООП, вариант 2)
определяет общий объем нагрузки и максимальный объем учебной нагрузки
учащихся, состав и структуру образовательных областей, учебных предметов по
годам обучения.
Специальная индивидуальная программа развития (СИПР) на основе
АООП, вариант 2, включает индивидуальный учебный план (ИУП), содержащий
предметные области, предметы и коррекционные курсы, которые соответствуют
особым образовательным возможностям и потребностям конкретного
учащегося.
Примерный учебный план МКОУ Лапшинская СШ реализующей вариант
2 АООП, включает две части:
I – обязательная часть, включает:
 шесть образовательных областей, представленных десятью учебными
предметами;
 коррекционно-развивающие занятия, проводимые учителем-логопедом;
II – часть, формируемая участниками образовательного процесса, включает:
 коррекционные курсы, проводимые различными специалистами;
 внеурочные мероприятия.
Обучение проводится с соблюдением требований, утвержденных
постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 10.07.2015
N26 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические
требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях,
осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным
общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными
возможностями здоровья»; от 24.11.2015 N 81 «О внесении изменений N 3 в
СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и
организации обучения, содержания в общеобразовательных организациях»:
- учебные занятия проводятся по 5-дневной учебной неделе и только в
первую смену;
- продолжительность учебного года - 34 учебные недели;
- продолжительность урока - 40 минут;
Количество часов, отводимых на внеурочную деятельность, колеблется в
зависимости от количества учебных дней (5 дней).
Продолжительность каникул в течение учебного года составляет не менее
30 календарных дней, летом – не менее 8 недель.
Обязательная часть учебного плана определяет состав учебных
предметов обязательных предметных областей, которые реализует школа, и
учебное время, отводимое на их изучение по классам (годам) обучения.
Обязательная часть учебного плана отражает содержание образования,
которое обеспечивает достижение важнейших целей современного образования
для учащихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями), с тяжелыми и множественными

нарушениями развития:
- формирование жизненных компетенций, обеспечивающих овладение
системой социальных отношений и социальное развитие учащегося, а также его
интеграцию в социальное окружение;
- формирование основ духовно-нравственного развития учащихся,
приобщение их к общекультурным, национальным и этнокультурным ценностям;
- формирование здорового образа жизни, элементарных правил поведения в
экстремальных ситуациях.
Содержание коррекционных курсов учебного плана представлено в виде
следующих курсов: сенсорное развитие, предметно-практические действия,
двигательное развитие, альтернативная коммуникация. Всего на коррекционные
курсы отводится 6 часов в неделю.
Коррекционные индивидуальные и групповые занятия, их количественное
соотношение осуществляется исходя из психофизических особенностей
учащихся на основании рекомендаций психолого-медико-педагогической
комиссии и индивидуальной программы реабилитации инвалида.
При организации образования на основе специальной индивидуальной
программы развития (далее – СИПР) индивидуальная недельная нагрузка
обучающегося может варьироваться. Так, с учетом примерного учебного плана
Школа, реализующая вариант 2 АООП, составляет индивидуальный учебный
план (далее – ИУП) для каждого обучающегося, в котором определен
индивидуальный набор учебных предметов и коррекционных курсов с
указанием объема учебной нагрузки. Различия в индивидуальных учебных
планах
объясняются
разнообразием
образовательных
потребностей,
индивидуальных возможностей и особенностей развития обучающихся. В
индивидуальных учебных планах детей с наиболее тяжелыми нарушениями
развития, как правило, преобладают занятия коррекционной направленности. У
детей с менее выраженными нарушениями развития больший объём учебной
нагрузки распределится на предметные области. Для детей, особые образовательные
потребности которых не позволяют осваивать предметы основной части учебного плана
АООП, учебная нагрузка для СИПР формируется следующим образом: увеличивается
количество часов коррекционных курсов и добавляются часы коррекционноразвивающих занятий в пределах максимально допустимой нагрузки, установленной
учебным планом. Некоторые дети, испытывающие трудности адаптации к условиям
обучения в группе, могут находиться в организации ограниченное время, объем их
нагрузкитакже определяется индивидуальным учебным планом и отражается в
расписании занятий.
Процесс обучения по предметам организуется в форме урока. В учебном
плане устанавливается количество учебных часов по предметам обучения на
единицу обучающихся.
Равномерное распределение учебных часов по предметам для разных
возрастных групп связана с необходимостью поэтапного повторения и
закрепления формируемых учебных действий.
Выбор дисциплин коррекционно-развивающей направленности для
индивидуальных занятий, их количественное соотношение осуществляется
Школой самостоятельно, исходя из особенностей развития обучающихся с
умственной отсталостью и на основании рекомендаций психолого-медикопедагогической комиссии/психолого-педагогического консилиума школы и
индивидуальной программы реабилитации
инвалида.

Продолжительность коррекционного занятия варьируется с учетом
психофизического состояния ребенка до 25 минут.
В часть, формируемую участниками образовательных отношений, входит
и внеурочная деятельность, которая направлена на развитие личности развитие
личности
обучающегося
средствами
физического,
нравственного,
эстетического, трудового воспитания, а также на расширение контактов
школьника с обычно развивающимися сверстниками и взаимодействие с
обществом. Организация внеурочной воспитательной работы является
неотъемлемой частью образовательного процесса в образовательной
организации.
Время, отведённое на внеурочную деятельность (внеклассную
воспитательную работу), не учитывается при определении максимально
допустимой недельной нагрузки обучающихся, но учитывается при определении
объёмов финансирования, направляемых на реализацию АООП.
Текущая аттестация учащихся включает в себя полугодовое оценивание
результатов освоения СИПР, разработанной на основе АООП Школы.
Промежуточная (годовая) аттестация представляет собой оценку
результатов освоения СИПР и развития жизненных компетенций учащегося по
итогам учебного года. Для организации аттестации учащихся применяют метод
экспертной группы (на междисциплинарной основе). Она объединяет разных
специалистов, осуществляющих процесс образования и развития ребенка. К
процессу аттестации учащегося привлекаются члены его семьи. Задача
экспертной группы - выработка согласованной оценки достижений ребёнка в
сфере жизненных компетенций. Основой служит анализ результатов обучения
школьника, динамика развития его личности. По итогам освоения отраженных вСИПР
задач и анализа результатов обучения составляется развернутая характеристика
учебной деятельности учащегося, оценивается динамика развития его жизненных
компетенций.
Итоговая оценка качества освоения учащимися с умеренной, тяжелой,
глубокой умственной отсталостью, с ТМНР адаптированной основной
общеобразовательной программы образования осуществляется Школой.
Предметом итоговой оценки освоения учащимися адаптированной
основной общеобразовательной программы образования для учащихся с
умственной отсталостью (вариант 2) является достижение результатов освоения
специальной индивидуальной программы развития последнего года обучения и
развития жизненной компетенции учащихся.
Содержание учебных предметов
Образовательные области школьного учебного плана представлены из
следующих источников:
- Адаптированная основная общеобразовательная программа, вариант 2, МКОУ
Лапшинская СШ – центр образования;
- Примерные рабочие программы по учебным предметам и коррекционным
курсам образования обучающихся с умственной отсталостью. Вариант 2. 1
дополнительный, 1 классы / М-во образования и науки Рос. Федерации. – М.:
Просвещение, 2020. – 554с. (одобрены решением федерального учебнометодического объединения по общему образованию (протокол от 4 июля 2017
года №3/17);

- Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений

VIII вида. Подготовительный класс. 1-4 классы/ [Текст] [А.А. Файдарбекова,
В.М. Белов, В.В. Воронкова и др.]. – 8-е изд. - М.: Просвещение, 2013.- 176 с.
Обязательные предметные области и основные задачи реализации
содержания предметных областей обязательной части:
№
п/п
1

Предметные
области
Язык
и
речевая
практика

Основные
задачи
реализации
содержания
Обучение детей речи и коммуникации включает
целенаправленную педагогическую работу по
формированию уних потребности в общении, на
развитие сохранных речевых механизмов, а
также
на
обучение
использованию
альтернативных средств коммуникации и
социального общения.
Цель
обучения
–
формирование
коммуникативных и речевых навыков с
использованием
средств
вербальной
и
невербальной
коммуникации,
умения
пользоваться ими в процессе социального
взаимодействия.
Смыслом обучения социальному взаимодействию с
окружающими является индивидуальное поэтапное
планомерное расширение жизненного опыта и
повседневных социальных контактов в доступных
для ребенка пределах. Для этого организуется
специальная работа по введению учащегося в более
сложную предметную и социальную среду.
Образовательные задачи по коммуникации
направлены наформирование навыков
установления, поддержания и завершенияконтакта.
При составлении
специальной индивидуальной
программы
развития выбираются обучающие
задачи и,
взависимости от возможностей
ребенка, подбирается средство коммуникации для
реализации поставленных задач.

2

Математика

Создание практических ситуаций, в которых
дети непроизвольно осваивают доступные для
них элементы математики. Ребенок учится
использовать математические представления
для решения жизненных задач. Цель обучения
математике
–
формирование
элементарных
математических
представлений
и
умений
и
применение их в повседневной
жизни.

3

Естествознание
(Окружающий мир)

Цель обучения – формирование представлений о
живой и неживой природе, о взаимодействии
человека с природой, бережного отношения к
природе.
Основными задачами предмета являются
«Окружающийприродный мир»: формирование
представлений об объектах иявлениях неживой
природы, формирование временныхпредставлений,
формирование представлений о растительном и
животном мире.
На занятиях по домоводству реализуется
возможность посильного участия ребенка в работе
по дому, воспитывается потребность устраивать

свой быт в соответствии с общепринятыминормами
и правилами. Овладение простейшими хозяйственно
– бытовыми навыками не только снижает
зависимость ребёнка от окружающих, но и
укрепляет его уверенность в своих силах.
Цель обучения – повышение самостоятельности
детей в выполнении хозяйственно-бытовой
деятельности. Основные задачи: формирование
умений обращаться с инвентарем и
электроприборами; освоение действий по
приготовлению пищи, осуществлению покупок,
уборке помещения и территории, уходу за вещами.
Учебный предмет «Окружающий социальный
мир» позволяет планомерно формировать
осмысленное восприятиесоциальной
действительности и включаться на доступном уровне
вжизнь общества.
Цель обучения – формирование представлений о
человеке, его социальном окружении, ориентации в
социальной среде и общепринятых правилах
поведения.
Основными задачами являются: знакомство с
явлениямисоциальной жизни (человек и его
деятельность, общепринятыенормы поведения),
формирование представлений о предметном мире,
созданном человеком (многообразие,
функциональное назначение окружающих
предметов, действия с ними).

4

Искусство

Предмет «Музыка и движение». Целью
обучения изобразительной деятельности
является формирование умений изображать
предметы и объекты окружающей
действительности художественными
средствами. Задача: музыкальными средствами
помочь ребенку научиться воспринимать
звуки окружающего мира, развить
эмоциональную отзывчивость на музыкальный
ритм, мелодику звучания разных жанровых
произведений.

5

Физическая
культура

6

Технология
(ручной
труд)

Целью занятий по адаптивной физической
культуреявляется повышение двигательной
активности детей и обучение использованию
полученных навыков в повседневной жизни.
Основные задачи: формирование и
совершенствование основных иприкладных
двигательных навыков; формирование
туристическихнавыков, умения кататься на
велосипеде, ходить на лыжах, плавать,играть в
спортивные игры; укрепление и сохранение
здоровья детей, профилактика болезней и
возникновения вторичных заболеваний
Целью занятий развитие интереса к трудовой
деятельности; формирование навыков работы с
различными инструментами и оборудованием;
освоение отдельных операций и технологий по
изготовлению различных изделий; развитие
интереса к разным видам доступной трудовой
деятельности; овладение опытом практической
деятельности по созданию личностно- значимых
объектов;
воспитание уважения к труду, людям и результатам
их труда.

Внеурочная деятельность в соответствие с ФГОС обучающихся с
интеллектуальными нарушениями включает коррекционные курсы, которые
определяются психофизическими особенностями развития детей.
Выбор коррекционных курсов и их количественное соотношение
самостоятельно определяется Школой, исходя из особых образовательных
потребностей обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями), на основании рекомендаций ПМПК и (или) ИПРА.
Время, отведённое на внеурочную деятельность, учитывается при
определении объёмов финансирования, направляемых на реализацию
адаптированной основной образовательной программы.
Организация занятий по направлениям внеурочной деятельности
(нравственное, социальное, общекультурное, спортивно-оздоровительное)
является неотъемлемой частью образовательного процесса в Школе.
Выбор направлений внеурочной деятельности и распределение на них часов
самостоятельно осуществляется Школой в рамках общего количества часов,
предусмотренных примерным учебным планом (4 часа).
Чередование учебной и внеурочной деятельности в рамках реализации
АООП определяет Школа. Основными организационными формами внеурочной
деятельности, на основе которых реализуется содержание программы, являются:
режим труда и отдыха, проекты, спортивно-развлекательные мероприятия, дни
здоровья, беседы, походы и др.
Для развития потенциала тех обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями), которые в силу особенностей своего
психофизического развития испытывают трудности в усвоении отдельных
учебных предметов, могут разрабатываться с участием их родителей (законных
представителей) индивидуальные учебные планы, в рамках которых
формируются индивидуальные учебные программы (содержание дисциплин,
курсов, модулей, темп и формы образования).
Коррекционные
курсы
из
части,
формируемой
участниками
образовательных отношений:
№ п/п Коррекционный
курс

1.

2.

Основные задачи реализации содержания

Целью обучения является обогащение чувственного опыта в
процессе целенаправленного систематического воздействия на
Сенсорноеразвитие сохранные анализаторы.
Программно-методический материал
включает
5
разделов: «Зрительное восприятие», «Слуховое восприятие»,
«Кинестетическое восприятие», «Восприятие запаха»,
«Восприятие вкуса».
ПредметноЦелью обучения является формирование целенаправленных
практические
произвольных действий с различными предметами и
действия
материалами. Программно-методический материал включает 2
раздела: «Действия с материалами», «Действия с предметами».
В процессе обучения дети знакомятся с различнымипредметами
и материалами и осваивают действия с ними.Сначала
формируются прием элементарной предметной деятельности,
такие как: захват, удержание, перекладывание идр., которые в
дальнейшем используются в разных видах продуктивной
деятельности:изобразительной,
доступной
бытовой и трудовой деятельности, самообслуживании.

3.

Двигательное
развитие

Работа по обогащению сенсомоторного опыта, поддержанию и
развитию способности к движению ифункциональному
использованию двигательных навыков является целью занятий.
Основные задачи: мотивация двигательной активности,
поддержка и развитие имеющихся движений, расширение
диапазона движений и профилактика возможных нарушений;
освоение новых способов передвижения, включая передвижениес
помощью технических средств реабилитации.Целенаправленное
развитие движений на специально организованных занятиях,
которые проводятся инструкторами лечебной физкультуры
и/или учителями адаптивной
физкультуры.

4.

Альтернативная
коммуникация

Обучение речи с использованием альтернативных
(дополнительных) средств коммуникации является необходимой
частью всей системы коррекционно- педагогической работы.
Альтернативные средства общения могут использоваться для
дополнения речи (если речь невнятная, смазанная) или ее замены,
в случае ее отсутствия. Основными задачами коррекционной
работы являются выбор доступного ребенку средства
невербальной коммуникации,овладение выбранным средством
коммуникации и использование его для решения
соответствующих возрасту
житейских задач.

Обязательная часть учебного плана определяет состав обязательных
учебных предметов: «Речь и альтернативная коммуникация», «Математические
представления», «Окружающий природный мир», «Человек», «Домоводство»,
«Окружающий социальный мир», «Музыка и движение», «Изобразительная
деятельность», Адаптивная физкультура», «Профильный труд», «Коррекционноразвивающие занятия».
РЕЧЬ И АЛЬТЕРНАТИВНАЯ КОММУНИКАЦИЯ
В объёме – 2 часа в неделю (68 часов в год)
Содержание предмета «Речь и альтернативная коммуникация»
представлено следующими разделами: «Коммуникация», «Развитие речи
средствами вербальной и невербальной коммуникации», «Чтение и письмо».
Образовательные задачи по коммуникации направлены на формирование
навыков установления, поддержания и завершения контакта. При составлении
специальной индивидуальной программы развития выбираются обучающие
задачи и, в зависимости от возможностей ребенка, подбирается средство
коммуникации для реализации поставленных задач. Если ребенок не владеет
устной речью, ему подбирается альтернативное средство коммуникации.
Раздел «Развитие речи средствами вербальной и невербальной
коммуникации» включает импрессивную и экспрессивную речь. Задачи по
развитию импрессивной речи направлены на формирование умения понимать
обращенную речь. Задачи по развитию экспрессивной речи направлены на
формирование умения употреблять в ходе общения слоги, слова, строить
предложения, связные высказывания. Ребенок, не владеющий устной речью,
учится общаться, пользуясь альтернативными средствами. Обучение
импрессивной речи и экспрессивной проводится параллельно.
Раздел «Чтение и письмо» включает глобальное чтение, предпосылки к
осмысленному чтению и письму, начальные навыки чтения и письма.

В учебном плане предмет представлен с 5 по 9 класс. С учащимися,
нуждающимися в дополнительной индивидуальной работе, осуществляются
коррекционно-развивающие занятия, где также формируются коммуникативные
навыки, в том числе с использованием технологий по альтернативной
коммуникации.
МАТЕМАТИЧЕСКИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ
В объеме 2 часа в неделю (68 часов в год)
Программа построена на основе следующих разделов: «Количественные
представления», «Представления о форме», «Представления о величине»,
«Пространственные представления», «Временные представления».
Знания, умения, навыки, приобретаемые школьником в ходе освоения
программного материала по математике, необходимы ему для ориентировки в
окружающей действительности, т.е. во временных, количественных,
пространственных отношениях, решении повседневных практических задач.
Учащимся, для которых содержание предмета недоступно, программа по
математике не включается в индивидуальную образовательную программу,
предмет не вносится в индивидуальный учебный план.
ОКРУЖАЮЩИЙ ПРИРОДНЫЙ МИР
В объеме: 0,5 часов в неделю (17 часов в год)
Программа представлена следующими разделами: «Растительный мир»,
«Животный мир», «Временные представления», «Объекты неживой природы».
В процессе формирования представлений о неживой природе ребенок
получает знания о явлениях природы (снег, дождь, туман и др.), о цикличности
в природе – сезонных изменениях (лето, осень, весна, зима), суточных
изменениях (утро, день, вечер, ночь), учится устанавливать общие
закономерности природных явлений. Учащийся знакомится с разнообразием
растительного и животного мира, получает представления о среде обитания
животных и растений, учится выделять характерные признаки, объединять в
группы по этим признакам, устанавливать связи между ними.
Наблюдая за трудом взрослых по уходу за домашними животными и
растениями, учащийся учится выполнять доступные действия: посадка, полив,
уход за растениями, кормление аквариумных рыбок, животных и др. Особое
внимание уделяется воспитанию любви к природе, бережному и гуманному
отношению к ней.
Формирование представлений происходит по принципу «от частного к
общему». В учебном плане предмет представлен с 1 по 9 год обучения.
ОКРУЖАЮЩИЙ СОЦИАЛЬНЫЙ МИР
В объеме 0,5 час в неделю (17 часов в год)
Программа представлена следующими разделами: «Квартира, дом, двор»,
«Продукты питания», «Предметы быта», «Школа», «Предметы и материалы,
изготовленные человеком», «Город», «Транспорт», «Страна», «Традиции и
обычаи».
У учащегося формируются представления о родном городе, в котором он
проживает, о России, её культуре, истории, современной жизни. Знакомясь с
рукотворными объектами и социальными явлениями окружающей
действительности, учится выделять их характерные признаки, объединять в
группы по этим признакам, устанавливать связи между ними. Получая

представления о социальной жизни, в которую он включен, учащийся
соотносит свое поведение и поступки других людей с нравственными
ценностями (эталонами) и общепринятыми нормами поведения. Учится
ориентироваться в различных ситуациях: избегать риски и угрозы его жизни и
здоровью, в частности, учится быть внимательным и осторожным на улице,
дома, в школе.
Содержание материала по программе «Окружающий социальный мир»
является основой формирования представлений, умений и навыков по предметам
«Изобразительная деятельность», «Домоводство», «Труд» и др. Специфика
работы по программе «Окружающий социальный мир» заключается в том, что
занятия проводятся не только в классе, но и в местах общего пользования (парк,
магазин, кафе, вокзал и т.д.
В учебном плане предмет представлен с 5 по 9 класс. В рамках
коррекционно-развивающих занятий возможно использование программного
материала данного предмета с учащимися, которые нуждаются в
дополнительной индивидуальной работе.
МУЗЫКА И ДВИЖЕНИЕ
В учебном плане предмет представлен с 5 по 9 класс.
В объеме: 0,5 часов в неделю (17 в часов в год )
Музыка рассматривается как средство развития эмоциональной и
личностной сферы, как средство социализации и самореализации ученика.
Педагог музыкальными средствами помогает школьнику научиться
воспринимать звуки окружающего мира, развить эмоциональную отзывчивость
на музыкальный ритм, мелодику звучания разных жанровых произведений.
Участие в музыкальных выступлениях способствует его самореализации,
формированию чувства собственного достоинства. На музыкальных занятиях
развивается музыкальный слух, чувство ритма, музыкальная память,
индивидуальные способности к пению, танцу, ритмике.
Программно-методический материал включает 4 раздела: «Слушание
музыки», «Пение», «Движение под музыку», «Игра на музыкальных
инструментах».
В системе коррекционно-развивающих занятий также возможно
использование элементов музыкального воспитания в дополнительной
индивидуальной работе с обучающимися.
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
(лепка, рисование, аппликация)
В учебном плане предмет представлен с 5 по 7 класс.
В объеме:0,5 часов в неделю (17 часов в год)
Программа по изобразительной деятельности включает три раздела:
«Лепка», «Рисование», «Аппликация». Во время занятий изобразительной
деятельностью у учащегося возникают положительная эмоциональная реакция,
учитель поддерживает и стимулирует его творческие устремления, развивает
самостоятельность. Ученик обучается уважительному отношению к своим
работам, оформляя их в рамы, участвуя в выставках, творческих показах.
Сформированные на занятиях изобразительной деятельности умения и навыки
применяются в последующей трудовой деятельности.
АДАПТИВНАЯ ФИЗКУЛЬТУРА
В объеме: 1 час в неделю (34 часа в год)
Программа по адаптивной физической культуре включает 3 раздела:

«Коррекционные подвижные игры», «Общая физическая подготовка».
Раздел «Коррекционные подвижные игры» включает элементы
спортивных игр и спортивных упражнений, подвижные игры. Основными
задачами являются формирование умения взаимодействовать в процессе игры,
соблюдать правила игры. Раздел «Общая физическая подготовка»
общеразвивающие и корригирующие упражнения
ПРОФИЛЬНЫЙ ТРУД
Учебный предмет вводится с 6 класса.
В объеме:0,5 часов в неделю (17 часов в год)
Программа по профильному труду представлена следующими разделами:
«Шитье», «Растениеводство». Этот перечень может быть дополнен или заменен
другими профилями труда по усмотрению Школы, с учетом местных и
региональных условий и возможностей для будущей трудовой занятости
обучающегося, а также кадрового обеспечения организации. В учебном плане
предмет представлен с 6 по 9 год обучения.
КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩИЕ ЗАНЯТИЯ
В объеме: 1 час в неделю (34 часа в год)
Коррекционно-развивающие занятия направлены на коррекцию отдельных
сторон психической деятельности и личностной сферы; формирование
социально приемлемых форм поведения, сведение к минимуму
проявлений деструктивного поведения: крик, агрессия, стереотипии и др.; на
реализацию индивидуальных специфических образовательных потребностей
обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР,
не охваченных содержанием программ учебных предметов и коррекционных
занятий; дополнительную помощь в освоении отдельных действий и
представлений, которые оказываются для обучающихся особенно трудными; на
развитие индивидуальных способностей обучающихся, их творческого
потенциала.
Учитывая специфику индивидуального психофизического развития и
возможности конкретного обучающегося, образовательная организация имеет
возможность дополнить содержание коррекционной работы, отражая его в
СИПР. В рамках данного курса реализуются:
- программа нравственного развития по направлениям: осмысление
ценности жизни (своей и окружающих); отношение к себе и к другим, как к
самоценности; осмысление свободы и ответственности; укрепление веры и
доверия; взаимодействие с окружающими на основе общекультурных норм и
правил социального поведения; ориентация в религиозных ценностях и
следование им на доступном уровне.
- программа формирования экологической культуры, здорового и
безопасного образа жизни. С учетом индивидуальных образовательных
потребностей обучающегося задачи программы конкретизируются в СИПР и
реализуются на уроках по предметам: «Окружающий природный мир»,
«Человек», «Адаптивная физкультура», в ходе коррекционных занятий, а также
в рамках внеурочной деятельности.
КОРРЕКЦИОННЫЕ КУРСЫ
Коррекционные курсы включают в себя следующие курсы: сенсорное
развитие, предметно-практические действия, двигательное развитие,

альтернативная коммуникация. Данное деление часов предполагаемое,
т.к. допускается в зависимости от индивидуальных особенностей учащегося.
Сенсорное развитие
Программно-методический материал включает 5 разделов: «Зрительное
восприятие», «Слуховое восприятие», «Кинестетическое восприятие»,
«Восприятие запаха», «Восприятие вкуса».
Содержание каждого раздела представлено по принципу от простого к
сложному. Сначала проводится работа, направленная на расширение диапазона
воспринимаемых ощущений школьника, стимуляцию активности. Под
активностью подразумеваются психические, физические, речевые реакции
учащегося, например, эмоционально-двигательная отзывчивость, концентрация
внимания, вокализация. В дальнейшем в ходе обучения формируются сенсорноперцептивные действия. Ребенок учится не только распознавать свои ощущения,
но и перерабатывать получаемую информацию, что в будущем поможет ему
лучше ориентироваться в окружающем мире.
Предметно-практические действия
Программно-методический материал включает 2 раздела: «Действия с
материалами», «Действия с предметами».
В процессе обучения ученики знакомятся с различными предметами и
материалами и осваивают действия с ними. Сначала формируются приемы
элементарной предметной деятельности, такие как: захват, удержание,
перекладывание и др., которые в дальнейшем используются в разных видах
продуктивной деятельности: изобразительной, доступной бытовой и трудовой
деятельности, самообслуживании.
Двигательное развитие
Курс предполагает целенаправленное развитие движений учащихся,
работу по обогащению сенсомоторного опыта, поддержанию и развитию
способности к движению и функциональному использованию двигательных
навыков. Особое внимание отводится учащимся с ДЦП, работа с которыми
организуется дома в соответствии с рекомендациями врача-ортопеда и
специалиста по лечебной физкультуре.
Обеспечение условий для придания и поддержания правильного
положения тела создает благоприятные предпосылки для обучения ребенка
самостоятельным движениям, действиям с предметами, элементарным
операциям самообслуживания, способствует развитию познавательных
процессов.
Альтернативная коммуникация
Курс предполагает обучение учащихся речи с использованием
альтернативных (дополнительных) средств коммуникации. Альтернативные
средства общения используются для дополнения речи (если речь невнятная,
смазанная) или ее замены, в случае ее отсутствия. Ученику предоставляется
выбор доступного средства невербальной коммуникации, овладение выбранным
средством коммуникации и использование его для решения соответствующих
возрасту житейских задач.
Техническое оснащение включает: предметы, графические изображения,
знаковые системы, таблицы букв, карточки с напечатанными словами, наборы
букв, коммуникативные таблицы и коммуникативные тетради, записывающие и
воспроизводящие устройства.

Примерный УЧЕБНЫЙ ПЛАН (недельный)
для 6 класса (АООП, вариант 2)
обучения на дому
муниципального казенного общеобразовательного учреждения
МКОУ Лапшинская СШ – центр образования
на 2025 – 2026 учебный год
(5-дневная учебная неделя)
Предметные
области

Классы
Учебные
предметы

Количество аудиторных
часов в неделю
V
VI
VII VIII IX

Всего

I. Обязательная часть
1. Язык и речевая
практика
2. Математика
3.Окружающий
мир
4. Искусство

Речь и
альтернативная
коммуникация
Математические
представления
Окружающий
природный мир
Окружающий
социальный мир
Музыка и движение

Изобразительная
деятельность
5. Физическая
Адаптивная
культура
физическая
культура
6. Технологии
Профильный труд
Максимально допустимая недельная
нагрузка (при 5-дн. учебной неделе)

2

2

2

2

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

1

1

0,5
7,5

0,5
7,5 ч

II. Часть, формируемая участниками образовательных отношений
Коррекционные курсы
V
VI
VII VIII IX
1
1. Сенсорное развитие
0,5
2. Предметно-практические действия
1
3. Двигательное развитие
0,5
4. Альтернативная коммуникация
3
Итого коррекционные курсы

Всего
1
0,5
1
0,5
3

Примерный УЧЕБНЫЙ ПЛАН (годовой)
для 6 класса (АООП, вариант 2)
обучения на дому
МКОУ Лапшинская СШ 2025– 2026 учебный год
(5-дневная учебная неделя)
Предметные
области
1. Язык и
речевая практика
2. Математика
3.Окружающий
мир

4. Искусство

5. Физическая
культура
6. Технологии
Итого

Классы

V

Количество часов в неделю
VI
VII
VIII
IX

Учебные
предметы
I. Обязательная часть
Речь и
альтернативная
коммуникация
Математические
представления
Окружающий
природный мир
Окружающий
социальный мир
Музыка и
движение
Изобразительная
деятельность
Адаптивная
физкультура
Профильный труд
-

Всего

68

68

68

68

17

17

17

17

17

17

17

17

34

34

17
255

17
255

Максимально допустимая недельная
255
нагрузка (при 5-дн. учебной неделе)
II. Часть, формируемая участниками образовательных отношений
Коррекционные курсы
V
VI
VII
VIII
34
1. Сенсорное развитие

255

IX

Всего
34

2. Предметно-практические действия

17

17

3. Двигательное развитие

34

34

4. Альтернативная коммуникация

17

17

Итого коррекционные курсы

102

102

Итого к
финансированию:

357

357


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».